В Питер в Эрмитаж привез свои работы знаменитый современный архитектор с мировым именем Сантьяго Калатрава Вальс. О нем я впервые услышала в 2011 году, когда ездила в Португалию и увидела его творение в Лиссабоне - вокзал "Ориенте".
Меня потрясло, что ТАКИЕ конструкции можно построить из привычных материалов: железобетон, металл, стекло. Удивительная легкость конструкций, по форме напоминающих экозотические цветы или деревья (козырьки над платформами). И, конечно же, мимо такого события, как выставка его творений здесь, в Северной столице, я не смогла пройти.
Как оказалось, Калатрава - не просто архитектор, а гражданский инженер и доктор технических наук. В 1974 году Калатрава окончил архитектурный факультет Политехнического университета в своем родном городе, Валенсии, в 1979 - Швейцарский Технический Университет, где сначала получил диплом гражданского инженера, а позже - степень доктора технических наук. В 1981 году основал частную архитектурную практику в Цюрихе.
Особо отметила для себя этот факт его биографии, т.к. еще во время обучения в колледже слышала от архитекторов: "Ну мы же архитекторы, нам сопромат с теормехом знать не обязательно", а от преподавателей: "Ну они же архитекторы, понапридумывают, а мы (конструкторы, инженеры) потом думай, как это в жэизнь воплотить. Бывает, такого нафантазируют, что и сделать-то невозможно".
В основе работ этого гениального художника лежит наблюдение за природой. Он изучал в движении человеческое тело и спроектировал гигантский небоскреб на Манхэттене, который, к сожалению, не был воплощен в жизнь из-за экономического кризиса.
Мир органики подсказывал ему образные и технологичные решения. При наблюдении за птицами Калатрава обнаружил лучший пример распределения массы при максимальной нагрузке, результатом наблюдей, расчетов и экспериментов стали его как бы "летящие" мосты в Дублине и Харлеммермере, железнодорожная станция TGV в лионском аэропорту Сент-Экзюпери и Музей искусств Милуоки в Висконсине, США.
Модель Музея искусств, как и многие модели, подсвечена и движется.
У него какая-то особая, космическая архитектура. Но в отличие от голливудских сценаристов и художников, архитектор не фантазирует, он поглощен исследованием. Опытами, благодаря которым даже такая прозаичная деталь, как вход в провинциальный складской ангар, превращается в произведение искусства. И в том, как противовес за противовесом, акварель за акварелью, из глины и деревянных кубиков архитектор складывает свой удивительный мир, и есть традиция настоящего искусства.
Потенциал движения скрыт во всем, что нас окружает. Особенно это чувствуется в его работах: казалось бы здания - это статические сооружения, о каком движении тут может идти речь? Но оно неуловими присутствует во всех его работах. И простейшая призма, и древнегреческая статуя, и каменный собор воспринимаются в зависимости от того, в каком ракурсе они "пойманы" взглядом зрителя. Опыты с движением и статикой в скульптуре и архитектурных проектах открывают Калатраве новые возможности работы с формой.
Макеты Калатравы и его работы, много фото (:
А это здание - реконструкция Рейхстага, где Калатрава сочетал дань уважение прошлому и современные решения.
Трансформация "Зеленый", движущаяся модель, напоминает колышушиеся волны моря. Он применил это решение при постройке железнодорожной станции.
Мост в Дублине, Ирландия.
Студенческий кампус, по форме напоминает веер.
Концерный зал в виде шлема на Тенерифе
Железнодорожный вокзал, по-моему, где-то во Франции.
Его картина "Дремучий лес"
Вокзал Сент-Экзюпери, по форме напоминающий птицу, раскрывшую крылья.
От этой выставки у меня осталось ощущение необыкновенного счастья, восторгка, легкости и красоты! Выйдешь на улицу, излучая это счастье в окружающий мир...Сам архитектор на открытии выставки признался, что для него большая честь быть представленным в Петербурге, однако вторгаться своими работами в его архитектуру он бы побоялся, но все же посчитал бы за честь построить хоть какой-нибудь маленький мостик. Все, что он может себе позволить сейчас- это оставить в дар Эрмитажу несколько работ.