История «тайного кабинета Екатерины Великой» до сих пор не рассказана.
Петер Водич, который сейчас живёт в Бельгии и является автором нескольких чрезвычайно интересных фильмов-расследований, услышал эту историю от отца и провёл настоящую детективную работу. Отец рассказал ему, что во время войны приятели, побывавшие в Царском Селе, показывали ему очень странные фотографии очень странной мебели.
Водич нашёл однополчан отца (тех, кто выжили) и выяснил, что да, действительно, в одном из дворцов Царского Села они наткнулись на комнаты, оформленные в совершенно безумном эротоманском стиле. Одна из стен была сплошь увешана вырезанными из дерева фаллосами разной формы, вдоль стен стояли кресла, бюро, стулья, ширмы, украшенные порнографическими изображениями. Солдаты - самому старшему было всего-то двадцать четыре года - были поражены и нащёлкали своими «лейками» несколько плёнок. Молодые ребята не мародёрствовали и не ломали мебедь, они просто сделали пару десятков фотографий на память. Большинство кассет так и пропало в огне войны, но несколько снимков всё же попало в руки Водича.
Он приехал в Россию и попытался выяснить, что же стало с мебелью из тех пяти комнат. Увы, он не выяснил ничего. Музейные работники наотрез отказались разговаривать на эту тему и заявили, что никаких «сексретных кабинетов» у Екатерины Второй не было. Потом всё же повезли в Гатчину и показали пятнадцать разрозненных экспонатов из фондов Эрмитажа. Табакерка, несколько статуэток, щит с эротическими медальонами. «Разумеется, - холодно сказал один историк, не работающий в Эрмитаже, - Екатерина, будучи человеком безупречного вкуса, не ограничилась бы таким эклектичным набором, но вы никогда не узнаете, где находятся остальные экспонаты». Сотрудники Эрмитажа говорили о картинах, о гравюрах, о мелких курьёзах, но факт существования мебели отрицали начисто.
Тем не менее, известно, что в тридцатые годы была катологизирована коллекция эротического искусства, принадлежавшего семье Романовых. Эту коллекцию показывали избранным посетителям музея, об этом сохранились свидетельства. Но каталога нет. Он, как и вся коллекция, якобы был уничтожен в 1950 году, когда сталинисты очищали память Романовых от «большевистской клеветы». Судя по рассказам, значительная часть экспонатов относилась к XVIII веку, но кто эти рассказчики? Что они вообще понимали в искусстве?
Сотрудники Эрмитажа признают, что Екатерина оформила для Платона Зубова некий будуар, но тут же отрицают, что от этого кабинета хоть что-то дошло до ХХ века.
Однако это не так. Известна история о том, как Александр Бенуа, работавший в Эрмитаже, показывал петербургским интеллектуалам официально несуществующий раритет - восковую копию члена Потёмкина, и Василий Розанов, кстати, повредил её своими потными пальцами.
Удастся ли отыскать «эротический кабинет» или он так и останется легендой, никто сейчас не может утверждать уверенно. Мы говорили с Водичем обо всём этом несколько часов подряд прикидывая разные возможности, но пришли к выводу, что прояснить ситуацию может только случай.
Это, увы, традиция современных супермузеев - скрывать и иногда даже уничтожать артефакты эротического искусства. Да, во времена разгула порнографии и повального либертианства культуртрегеры трепетно сохраняют традиции ханжества и лицемерия. И Национальная Галерея в Лондоне, Лувр в Париже, Пинакотека в Мюнхене, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, не говоря уж о Прадо в Мадриде и Ватикане в Риме, в ближайшем обозримом будущем будут, как и двести лет назад, держать эротическое искусство за семью швейцарскими замками, подальше от глаз нескромно любопытствующей публики.
(с)