Хочу предложить вашему вниманию небольшую, но, на мой взгляд, очень важную статью Александра Владимировича Гордона "Великая французская революция: о понятии и понимании", опубликованную в прошлом, 2021 году
(
Правильная ссылка на эту статью выглядит так )
Comments 18
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Я не вполне согласна с А. В. Гордоном. Мне не кажется, что только советские историки занимались "прославлением якобинской диктатуры и ее террора". Мне даже не кажется, что террор связан только с якобинцами. После их падения, террор продолжился еще десятилетия и нередко в довольно острой форме. Но это был террор уже контрреволюционный и поэтому о нем не любят вспоминать.
Мне представляется, что советские историки говорили о якобинской диктатуре и о терроре как инструменте политической борьбе потому, что они были не просто описатели, как мы сами, а политики, практики, пережившие собственный опыт борьбы за революционные преобразования. Показательно, что глава австрийского марксизма, Отто Бауэр, стал активно "прославлять" террор ВФР, когда фашистская реакция разгромила "красную Вену", повесила рабочих, которые боролись за свои права, загнала партию в подполье. Раньше, пока СПА была в легальной ситуации, обладала немалой властью, Бауэр просто не понимал того, о чем говорили советские марксисты, у него не было подобного опыта. Но потом ( ... )
Reply
Мне представляется, данная статья Гордона - не совсем про то... - здесь в центре - полемика с т.н. Новой русской школой, - которая по факту почти что монополизировала в нашей стране изучение ВФР - кроме них практически никого и не слышно... - и заключительные слова статьи, где он цитирует Чудинова - это такой лёгкий троллинг...
советские историки ... были не просто описатели, как мы сами, а политики, практики, пережившие собственный опыт борьбы за революционные преобразования, - пишете вы! - так Гордон-то об этом как раз постоянно напоминает! - знаете, несколько лет назад я приобрела одновременно его "Историков железного века" - и Чудиновскую "История Французской революции: Пути познания" - и это называется, почувствуйте разницу: Гордона интересует, как работали советские историки, какова общая система представлений каждого из них, что, возможно, так или иначе оказывало влияние; он вписывает судьбу и творчество каждого - в конкретные его жизненные обстоятельства, в ( ... )
Reply
Я читала Чудинова давно, как он только вышел, и, вероятно, не слишком внимательно, потому что сразу поняла, что этот историк мне чужд, а с чужими я не спорю. Что же касается политкорректности, то она, как мы все знаем, приносит известные блага.
С Александром Гордоном я не всегда согласна, потому что чужим его не считаю. И в личных с ним разговорах, например, настаивала на том, что Старосельский в первую очередь был политиком, активистом, оппозиционером, а историком уже потом. Или, скажем, Далин - его оппозиционность среди людей, о нем пишущих, отрицается на том удивительном основании, что своей аспирантке он в 1970е об этом не рассказывал. Ну, а Фридлянд, Лукин.... Разве их не представляют кабинетными учеными, мирными людьми и невинными жертвах кровавого тирана, а не активными и дерзким политиками, упорными борцами за свое понимание революции?
Научная полемика 1920х это споры о методе марксистов, о способах делать революцию, а не научная полемика в том смысле, который мы помним по позднем СССР или знаем сейчас. Это, с моей точки ( ... )
Reply
А Научная полемика 1920х - мне представляется - вполне диалектически, полагаю! - одновременно и спором о способах делать революцию - и о способах её исторически осмыслить, потому что без этого осмысления невозможно прокладывать новые пути: вспомним хотя бы, как Маркс вполне прагматически анализировал по горячим следам и Революцию 1848, и Коммуну 1871 ( ... )
Reply
Leave a comment