Франсуа-Андре Венсан (1746-1816). Портрет девицы Дюпле за клавесином. Около 1790 г. Коллекция Гульбенкяна, Лиссабон
Лет семь назад этот портрет нашла
fomor_too в книге М.Н. Мерцаловой "История костюма" - с таким вот пояснением:
"Девица Дюпле одета по американской моде начала 1790-х годов, характерной для эпохи борьбы за независимость Северных Штатов Америки. Эта француженка - пример щеголих эпохи Великой французской революции. Платье Дюпле с длинным рукавом сшито из хлопчатобумажной ткани в полоску. Закрытый корсаж опоясан двумя фишю - белым батистовым и цвета яичного желтка из тафты. Грудь патриотки украшает шемизетка со стоячим воротником и плиссированным мужским жабо. Обращают на себя внимание взбитые завитые волосы и кольцо в ухе в стиле «рабыни»."
("Американская мода" - здесь - использование в одежде элементов, символизирующих Североамериканскую Войну за независимость...)
Естественно, возник вопрос - не является ли эта барышня одной из "наших" Дюпле. И первая мысль, которая пришла на ум - поставить ее изображение между известными портретами Элеоноры и Бабетты.
Вот так!
Ну что же - некоторое сходство в чертах лица можно уловить, в особенности между моделью Венсана и Элеонорой; в то же время задорный вид барышни и ее "щегольской" наряд ассоциируюстя скорее с Бабеттой, так же как клавесин: по свидетельству современников она и играла на нем, и неплохо пела.
В процессе тогдашних коллективных изысканий выяснилось, что Венсана связывали дружеские отношения с Реньо, у которого училась Элеонора, и что супругой Венсана была Аделаида Лабий-Гийар, писавшая в 1791 году портрет Робеспьера...
И возникла у меня тогда завиральная идея - а что если... что если Робеспьер уже был знаком с кем-нибудь из Дюпле до 17 июля 1791... Это так, в порядке бреда... Но - если! Едва ли он мог заметить главу семейства среди сотен членов Якобинского клуба, заполнявших зрительские трибуны, но никогда не выступавших (кажется, Фрерон утверждал впоследствии, что это его зять Ляпуап представил в тот день Дюпле Робеспьеру)... А что если позируя в студии м-ль Гийар, он встречал там одну из барышень Дюпле, возможно даже Элеонору, приходившую позировать Венсану... - А ведь тогда пришлось бы полностью переосмыслить историю отношений Робеспьера и Дюпле!...
Я тогда
написала об этом в Гостиной, заметив, что тут снова возникает загвоздка - когда портрет удалось наконец найти с подписью на языке оригинала, оказалось, что имя барышни пишется не "Duplay" а "Duplant". Этот факт не имеет решающего значения, известно, что в те времена начертание имен (точнее-фамилий) еще окончательно не устоялось, и мне неоднократно встречалось, например, "Duplais" или "Dupleix"; и если художник подписал портрет по звучанию имени, он вполне мог ошибиться в его начертании. Но это не позволяет поставить точку в идентификации барышни на портрете - ведь впечатление сходства может быть обманчивым...
И вот на днях я снова обратилась к Гуглу - и обнаружила не только
самую четкую репродукцию портрета (именно ее и позаимствовала), но и вот такую расширенную подпись:
Portrait de la cantatrice Rosalie Duplant, 1793. Lisbonne. Fondation Calouste Gulbenkian. La partition sur le forte-piano (estampillé Mercken), est celle de l'Atys de Piccini et sous le clavier, le livre relié porte la mention de l'opéra Nephté de Jean-Baptiste Lemoyne. Имя певицы Rosalie Duplant, 1745 года рождения, мне встречалось и раньше:
CAMPAGNE Claude Marie Rosalie, dite Duplant
Baptisée le 25 août 1745 à Versailles Notre Dame, fille de Jacques CAMPAGNE et de Marie FOURNIER. Membre de l’Académie Royale de Musique. Pension accordée en considération de ses services au Théâtre de la Cour. (en octobre 1779 elle vit à Paris rue de Richelieu vis à vis de la Fontaine)- как и
ее портрет:
Известно также, что она пела в 1780 в премьере оперы Никколо Пиччини "Атис", партитура которой изображена на портрете нашей задорной барышни.
Полагаю, что именно это и стало основанием идентификации портретируемой... - Но сравните два портрета!... (оба - кликабельны)