В начале декабря я
показала здесь пятнадцать портретов - двух разных лиц.
Воспроизведу их еще раз
01.
02.
03.
04.
05.
06.
07.
08.
09.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
- дабы не приходилось бегать со страницы на страницу...
Итак дано - первые тринадцать изображений, все, подписаны как портреты Бертрана Барера, и те кто его узнал - совершенно правы! -
Опыт оказался поучительным! Ваши отклики привлекли мое внимание к сходству изображений под номерами 6 и 9 - которые действительно совершенно случайно оказались рядом, а вот полные изображения очень отличаются:
- это портрет работы Изабе гравированный Виван-Деноном
- а этот - украшает фронтиспис первого тома парижского издания Мемуаров Барера - и имя Изабе (Isabey) также можно прочитать под изображением.
Сродство еще двух портретов (1 и 4, которые также случайно оказались рядом!) представляется не столь очевидным - но ваши замечания побудили меня приглядеться к подписи под гравюрой из альбома Армана Дайо (номер 4):
- а там говорится, что это - гравюра с портрета работы неизвестного художника, который хранится в музее Карнавале (номер 1 - его, кстати, повернуть следует!):
Ну и далее - номер 2:
- портрет из собрания музеев Версальского замка и Трианона (
позаимствовано на RMN)
номер 3:
- портрет работы Ланневиля, хранящийся в Берне (
позаимствовано на Вики)
номер 5:
- портрет работы Давида, один из немногочисленных портретных эскизов к "Клятве в Зале для игры в мяч" - Барер сидит с пером в руке на переднем плане картины; хранится в собрании музеев Версальского замка и Трианона (
позаимствовано на RMN)
откуда у меня номер 8:
- сказать, увы, не могу - сейчас в сети не обнаруживается...
UPD: нашла-таки на
Joconde, поиском на Barrere de Vieuzac
Портрет хранится в музее изящных искусств г. По
номер 10:
- одно из многочисленных похожих изображений с очень характерным профилем
Ну и
гравюры под номерами
11,
12 и
13:
- выбраны из того, что есть на Галлике по принципу максимального сходства с тем рисунком, который меня интересует (
номер 7) - а также с теми двумя малоизвестными портретами Максимилиана Робеспьера (
14 и
15 - с той же Галлики),
которые были использованы для сравнения:
и
На то, до какой степени эта последняя гравюра сходна, в самых мельчайших деталях изображения лица портретируемого, с интересующим меня рисунком, я и сама обратила внимание, лишь вновь и вновь разглядывая таблицу портретов!
А ведь рисунок подписан - смотрите! -
Barère!
Между тем гравюры
13 (Барер) и
15 (Робеспьер) выпущены в одной и той же серии - Collection Générale des Portraits de M.M. les Députés à l'Assemblée Nationale tenue à Versailles le 4 Mai 1789!
А это, в свою очередь, означает, что
рисунок номер 7 - портрет именно Робеспьера, а вовсе не Барера! - И мы даже знаем, кто его создал - на гравюре номер 15 имеются подписи:
Delaplas del. Coqueret sc. - Рисовал Делаплас!
Но насколько же этот рисунок более интересен, чем выполненная на его основе гравюра - с вполне стандартной посадкой в три четверти! - Какая динамика в развороте головы и плеч, в едва намеченных деталях костюма, какое выражение лица!
Хотелось бы узнать, когда и в связи с чем появилась под этим чудесным рисунком подпись с ложной идентификацией... - быть может, после Термидора, когда опасно стало хранить изображения "тирана", а художнику - или новому владельцу рисунка - уничтожать его было жаль... Впрочем, это всего лишь фантазия...
И не менее интересной загадкой является то, каким образом некоторые из автопортретов Дюкрё стали идентифицировать как портреты Робеспьера... - Но об этом как-нибудь в другой раз...