Россия в июне-2023. Ч1. Углич (21.06.2023)

Feb 04, 2024 20:06


В июне прошлого года воспользовался небольшим летним отпуском и за неделю посетил несколько городов в российской глубинке, к северо-востоку от Москвы. Об этой поездке и расскажу в ближайших нескольких постах





о01. В этой поездке всё чуть было не пошло наперекосяк ещё на самом старте. Во вторник 20 июня в 19.00 я должен был выехать из Минска автобусом, который в 6 утра следующего дня по расписанию привёз бы меня на Новоясеневскую автостанцию на юге Москвы, где у меня было бы почти три часа на то, чтобы переехать на метро на Савёловский железнодорожный вокзал, откуда мне необходимо было отправиться электричкой Москва-Савёлово на 8.52. Более чем достаточно? Разумеется. Однако уже в Минске за час до отправления автобуса я получил смс о переносе автобусного рейса на 20:30, по факту же автобус отправился почти в 9 вечера, затем был долгий проезд по ремонтируемой трассе из Минска в московском направлении, затем ещё и в Борисове водитель некоторое время ждал двух опаздывающих на рейс священников... В итоге последние утренние часы автобусной поездки превратились в непрерывное заглядывание в OSMand на телефоне: сколько километров осталось? Успеем или нет? Плюс 8 часов утра - это не 6, Москва едет на работу, везде пробки... Благо они нас практическим миновали. В итоге на Новоясеневскую автобус въехал где-то в 7:50, откуда я, схватив быстрее рюкзак, быстро рванул на метро, на пересадке на станции «Анино» внаглую, как подобает приехавшему в столицу провинциалу, растолкал очередь из неспешных уткнувшихся в телефоны офисных работников в пиджачках... В общем, на платформу Савёловского вокзала я прибежал за пять минут до отправления электрички и вскоре спокойно любовался из окна на пробегающие виды московских и подмосковных жилых кварталов



02. Канал имени Москвы. Насколько я знаю, савёловское направление из всех подмосковных имеет репутацию самого «глухого» и провинциального, но глухое оно наверное именно для местных - всё равно на протяжении многих километров бесконечная населёнка не прекращалась, и севшие в Москве пассажиры рассасывались ещё долго. На фото - канал имени Москвы между Деденёво и Яхромой



03. Лишь за Дмитровым бесконечные городки и посёлки уступили место лесам,  намекающим на близость Тверской области, в которой и находится город Кимры, в котором мне предстояло совершить пересадку. Станция «Савёлово» находится как раз в этом населённом пункте; а если уж быть точнее, то в бывшем посёлке Савелово, почти сто лет назад вошедшем в состав Кимр (они разделены друг от друга Волгой). Вроде бы как будто бы в Кимрах даже есть что посмотреть заезжему туристу, но в этот раз меня интересовало тут совсем другое - стоящий на соседнем пути одинокий вагончик, который вскоре под тепловозом отправится на Углич. Фото состава я покажу чуть позже, уже с конечной маршрутной точки, в этот же момент я быстренько сбегал в магазин на привокзальной площади за лёгким перекусом (на завтрак у меня времени, как вы сами понимаете, не было, а пообедаю нормально я уже только в Угличе) и занял одно из последних сидячих мест в быстро заполняющемся вагоне поезда



Как видно на фото билета, на нём указан расположенный гораздо севернее  посёлок Сонково - именно оттуда и приехал в Савёлово данный состав. Каждый день он с утра отправляется оттуда по маршруту Сонково-Савёлово через Калязин, вечером уезжая в обратном отправлении, а в определённые дни недели между утренним и вечерним рейсами ещё успевает и съездить через тот же Калязин в Углич и обратно. Железнодорожная ветка Калязин-Углич - тупиковая, когда-то её планировали продлить до Рыбинска, но по каким-то причинам не срослось. К примеру, пассажирский поезд Москва-Рыбинск едет до Углича тем же железнодорожным маршрутом через Савёлово и Калязин, который проехал и я в тот день, прибывает в этот город глубокой ночью, а затем едет обратно на Калязин, и уже с Калязина добирается до Рыбинска крюком по более северным путям через всё то же Сонково. Вообще Углич хоть и не так уж и далёк от Москвы, а с пассажирским транспортным сообщением у города со столицей оказалось совсем уж слабенько. Если бы я не успел на утреннюю савёловскую электричку, то из вариантов добраться до Углича в этот день у меня был бы только уходивший гораздо позже автобус Москва-Рыбинск, либо уже с пересадками через Ярославль. Оба варианта съедали бы большую часть дня и времени на знакомство с Угличем у меня почти не осталось бы, так как следующим утром по плану я уже должен был ехать дальше.

04. Помимо удобства во времени прибытия в Углич вариант с поездом Савёлово-Углич привлекал меня ещё и благодаря специфике данной железнодорожной ветки. Не зря Савёловское железнодорожное направление в кругу туристов-краеведов иногда называют «Савёловскими глухоманями». Железнодорожная ветка идёт через слабозаселённые лесные регионы, населёнки тут откровенно мало, единственный крупный населённый пункт за три часа пути - это небольшой городок Калязин, иногда встречались небольшие деревни, но большинство остановок на пути - это просто одинокие платформы посреди леса, от которых куда-то вглубь уходили еле видимые тропы, а проложили ли их люди, либо уже не люди, а звери - поди разберись. Иногда на таких полустанках даже кто-то выходил. Постепенно пассажиры рассасывались, и к Калязину вагон опустел уже наполовину; была там даже небольшая группа велотуристов на «ашанбайках», вышедшая в какой-то из деревень



05. Если на белорусских железных дорогах между путями и лесополосами обязательно оставляется очищенная от крупной растительности полоса с добрый десяток метров, то тут большей частью пути деревья буквально трутся об окна, а поезд словно едет по плотному лесному тоннелю



06. Изредка переезжали через притоки Волги (которая всё время была где-то недалеко слева, но на глаза почти не показывалась), после создания Угличского водохранилища превратившиеся в длинные широкие заливы



07. Станция Калязин. Старое деревянное здание вокзала когда-то сгорело, сейчас вместо него остались два таких павильончика. При том, что станция-то узловая - тут встречаются железнодорожные пути на Углич, Савёлово-Москву и Сонково (которые в более глобальном смысле - альтернативный ход из Москвы на Санкт-Петербург через глубинку Тверской и Новгородской областей). Здесь сошла большая часть оставшихся пассажиров, но набралось некоторое количество новых - большинство, впрочем, сошли ещё до Углича. Такого местного движения на этом маршруте хватало, ехавших же весь маршрут, как я, было немного



08. Калязин, как известно, знаменит своей полузатопленной колокольней посреди вод Угличского водохранилища, но отзывы многих побывавших тут о самом городе как-то не пестрят восторгами: мол, колокольня - это конечно интересно, но в остальном город грустненький и страшненький. Проверить это конкретно в этой поездке мне не позволил бы сжатый график (впереди ещё много интересного, а уже 28 июня мне позарез надо было быть дома), но колокольню я всё же увидел. Издали, из окна поезда. Пока можно поставить галочку



09.



10. За Калязиным Тверская область сменилась Ярославской, привычной частью пейзажа стали ЛЭПки, расходящиеся по округе от Угличской ГЭС, и наконец после почти трехчасовой поездки на жаре по привожским лесам поезд прибыл на конечную станцию Углич. На фото - тот самый одинокий вагончик (встречал рассказы поездивших этим поездом блогеров, которым попадался состав из двух вагонов) поезда Савёлово-Углич



11. Вокзал станции «Углич», принимающий лишь два поезда - всё те же Савёлово-Углич и Москва-Рыбинск. И оба - не ежедневные



12. Станция находится на самой окраине города. Благо Углич невелик, и идти отсюда до центра не сказать чтобы далеко. Ведущая в самый центр Ростовская улица



13. Увиденная по дороге церковь Дмитрия Угличского на Поле



14. Собор Богоявления Господня Богоявленского женского монастыря



15. Первоочередными моими задачами в первый час пребывания в Угличе были долгожданный обед в столовой, нашедшейся в самом центре города, и заселение в гостиницу в северной части города. Решив их, отправился наконец-то на прогулку по достопримечательностям, кои начались почти сразу. Корсунская церковь



16. Сразу хочу сказать, что Углич оставил противоречивые впечатления. Район Угличского Кремля, парка и набережной Волги - это вылизанная аккуратная туристическая зона (действительно вполне себе стоящая посещения), вне её же Углич, честно говоря, откровенно спорный и непричёсанный



17.



18. Небольшая зона отдыха в районе автостанции, на которую я заодно заскочил купить билет на завтрашний автобус. Как видите, кто-то не мог пройти мимо и не оставить на камне на память о себе послание некой Вале



19. Самый центр туристического Углича - Успенская площадь, примыкающая к Угличскому кремлю. Никакого Кремля в привычном нашем понимании этого слова тут нет, Угличский кремль - это просто место, где он когда-то был, ибо последние деревянные укрепления здесь были разобраны ещё в 18 веке (за ветхостью и, надо полагать, не особой надобностью)



20.



21. Об укреплениях этих ныне напоминают только остатки рва, через которые перекинут массивный Никольский (Соборный) мост. Несмотря на отсутствие крепостных стен, заглянуть сюда надо ради нескольких достопримечательностей



22.



23. Собор Преображения Господня



24.



25. На находящуюся по соседству колокольню можно забраться. Открою вам тайну - я очень боюсь высоты, но тем не менее постоянно на неё забираюсь. Не стала исключением и угличская колокольня. Внутри винтовая лестница, голуби...



26. ...колокола...



27. ...и ничем особо не примечательный вид на собор и кусочек Волги



28. Здание Городской думы



29. Ещё пара кадров собора



30.



31.



32. Здание отеля «Волжская Ривьера» напротив храма



33. Казанская церковь



34. Обзорная площадочка около отеля



35. С видами на собор и стоящие на набережной круизные теплоходы



36. Дальняя набережная и стоящий недалеко от реки микрорайон в северной части Углича. Где-то там находится гостиница, в которой я остановился на ту ночь



37. Жилой дом на набережной



38. Чуть отойти от туристического центра выше вдоль Волги - и Углич резко теряет остатки лоска



39. Церковь Рождества Иоанна Предтечи



40. И пожалуй самая примечательная достопримечательность Углича - массивное сооружение открытой в 1940 году Угличской ГЭС



41. Небольшой ухоженный сквер около станции. На станции действует Музей гидроэнергетики, благодаря которому на её территорию можно легально попасть, но в этот день было уже поздно, он работает до 18:00, а время, как видно по свету на фото, уже клонило к вечеру



42. Впрочем ничто не мешало пройтись по самой, дамбе, по которой идёт дорога на другой берег реки. Сооружение само изблизи не фотографировал - это был июнь 2023 года, совсем недавно случились события в Каховке, потому как-то побоялся излишне нервировать службу охраны станции. Зато сделал парочку кадров Волги оттуда. Вот панорама вида берега вниз по реке, с уже показанными мной выше достопримечательностями (извиняюсь за качество - уж насколько хватило фотоаппарата)



43. И водная гладь Угличского водохранилища



44. Чуть дальше можно было дойти до шлюза, но мне идти туда было уже лень, да и время начинало поджимать. Немного старой застройки недалеко от ГЭС



45.



46. Комплекс Воскресенского монастыря



47.



48. К сожалению, Спасская улица с хорошей порцией как дореволюционной, так и сталинской застройки была перекопана, и я попасть на неё не смог



49. Возвращаюсь в центр. Ночь в автобусе, утренняя беготня в Москве, жара в поезде и прогулка по Угличу уже делали своё дело, и мне откровенно хотелось в гостиницу: поужинать и спать, так как завтрашний день планировался тоже насыщенным - однако оставался в плане на сегодня ещё один обязательный пункт



50. Немного передохнув на скамейке в находящемся напротив Кремля новеньком аккуратном парке...



51. ...отправился встречать закат на берег Волги



52. Готовился к отплытию один из пришвартованных к пристани круизников, к которому быстро под громкую музыку стекались пассажиры



53.



54. Вот он и отчаливает



55.



56. Второй то ли отправился позже, то ли остался здесь на ночь (что вряд ли) - этого я уже не узнал



57. В северной части Углича берег немного приподнят над рекой, и смотреть на закат лучше отсюда



58.Художники тоже подтянулись к этому времени на пленэр



59. Устье впадающего здесь в Волгу Селивановского ручья. На фото выглядит красиво, но ручей этот настолько погружал округу в исходящую из него вонь, что я здесь задерживаться не стал. Хотя рыбакам вот всё равно...



60. Мост через ручей



61. Ещё одна панорама. Вечер был тёплым, но прогноз обещал ухудшение погоды на два следующих дня. А потом - опять летнее тепло



62. Справа - тот самый шлюз



63. Возможно был это и не самый красивый закат в моей жизни, но он хотя бы позволил подвести итог этому дню, который несмотря на нервное начало и большое количество сумбура и беготни выдался неплохим. Забегая вперёд, следующие вышли ещё лучшими



Всё, теперь можно идти в ближайшую «Пятёрочку» за ужином и в гостиницу - видеть долгожданные сны и отдыхать перед насыщенным следующим днём

невело, Углич, Волга, Ярославская область, 2023, Россия

Previous post Next post
Up