Ваехи. Рав Илья Гладштейн. Рыбий сглаз.

Dec 23, 2012 01:58

Ваехи.
Рав Илья Гладштейн
Рыбий сглаз.

Перед своей смертью Яаков даёт браху (благословение) своим сыновьям, и отдельно выделяет своих внуков - сыновей Йосефа. ”И пусть размножатся они как рыбы на земле” (Брейшит 48:16). Это очень странная браха. Допустим можно предположить что Яаков использует уже знакомую формулу из истории сотворения мира. Там обитатели моря получают отдельную браху на размножение. Но почему на земле? Как можно сказать что рыба на земле это благословение?

Йосеф имеет одно качество присущее рыбам - он и его потомки не подвержены сглазу. ”Рыбы в море скрыты водой и потому не подвержены сглазу. Так и потомки Йосефа не подвержены сглазу” (Берахот 55-Б). Ор аХаим объясняет что рыбу нельзя сглазить потому что она живёт под поверхностью воды, в своём мире, там куда не проникают завистливые глаза наблюдателей.

Но жизнь Йосефа эта прямая противоположность такого образа жизни. В отличие от всех остальных братьев, выбравших работу пастухов и отдалившихся от непосредственного участия в этом мире, Йосеф не просто находится в мире - он им управляет. В недельной главе Ваейшев при спуске братьев в Египет, они предпринимают специальные маневры для того чтобы их не сглазили. Ничего подобного у Йосефа нет даже близко.

Йосеф был на уровне на котором он мог не бояться того, что внешнее может негативно повлиять на внутреннее. Книга Зоар часто сравнивает цадиков (праведников) с рыбами. Море в котором живут рыбы это намёк на скрытый мир или как сейчас принято говорить - внутренний мир. Связь с внутренним миром Йосефа достигла такой силы, что даже его ужасное Египетское окружение не могло разрушить эту связь.

Но такая браха - позволяющая не бояться чужого влияния пригодилась бы не только сыновьям Йосефа, а всем поголовно! Именно поэтому в начале Шаббата все сыновья получают одну и ту же браху: чтобы они были похожи на сыновей Йосефа: Эфраима и Менаше, выросших а Египте. Нужно всегда помнить о том что если от физического Египта мы были спасены, то выход из внутреннего Египта ещё только предстоит.

Потеря статуса.

По алахе статус первенца определяется по отцу. Поэтому когда Реувен теряет статус первенца, и он переходит к Йосефу, непонятно каким принципом руководствуется Яаков когда решает отдать статус первенца именно Йосефу, а не кому-то другому из 12 братьев.

Как известно, порядок рождения детей обычно оказывает сильное влияние на развитие личности. Важно иметь ввиду, что речь идёт о психологическом порядке рождения, а не о биологическом, так как бывают ситуации, в которых эти два понятия не соответствуют друг другу. Например, психологически первенец может быть единственным ребёнком, самый младший - средним и так далее.

Шем МиШмуэль приводит чисто психологическое объяснение произошедшего с Реувеном (Ваехи, 5672). Первый ребёнок находится в уникальной ситуации по отношению к своим братьям и сёстрам. Они мало влияют на него, и должны воспринимать его как данность, так как к тому моменту когда младшие появляются на свет, страший уже существует. То есть чувство выделенности и подчёркнутой независимости - это одна из необходимых психологических составляющих личности первенца.

Вот как раз этих качеств у Реувена не обнаруживается. Даже когда Реувен исправляет те ошибки, которые привели его к потере статуса первенца, то и это он делает не по своей инициативе, а с подачи Йеуды (Макот 7-Б).

Теперь становится понятно почему статус первенца уходит именно Йосефу. Йосеф в отличие от всех остальных братьев не подвержен влиянию внешней среды, и даже находясь в Египте достигает уровня который братьям и не снился. Остаётся вопрос - а как же ему это удалось?

Из всех сыновей Яакова Йосеф в наибольшей степени был похож на своего отца. Так же как Яаков провёл много лет в изоляции в доме у Лавана, так и Йосеф существовал в вакууме Египта. Сефат Эмет обращает наше внимание на самое начало нашей недельной главы - “Яаков жил в Египте...” (Берейшит 47:28).

Яаков действительно жил, а не просто существовал в Египте. То есть он был связан с корнем своей души. Как же ему удавалось поддерживать эту связь даже находясь в самом низу мира? Очень просто - Яаков был воплощением мидат аЭмет - качества правды. И как раз это качество позволило ему отвергнуть ложь, которую он в изобилии наблюдал вокруг себя. Но ещё более важно то, что он мог оставаться правдивым с самим собой, и не опускался до того, чтобы врать самому себе (Сефат Эмет, Ваехи, 5631) .

Существенная часть сложностей происходит вовсе не из-за того, что нас кто-то обманывает, а из-за того, что мы довольно плохо себя знаем, и вдобавок к этому ежедневно врём сами себе. Быть правдивым с самим собой было тем качеством, которое спасло Яакова от Лавана, Йосефа от всего что было в Египте, и очень хорошо пригодилось бы и нам, в наше как всегда нелёгкое время.

Реувен, Йосеф, правда, первенец, сглаз, рыбы

Previous post Next post
Up