В самом первом Раши на нашу недельную мы находим довольно загадочный комментарий:
25:11 Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священнослужителя: "О нём (представители) колен говорили неуважительно: "Посмотрите на этого сына Пути! Отец его матери откармливал (питем) тельцов для идолопоклонства, а он убил верховного одного из колен Исраэля!" Поэтому Писание указывает на его происхождение от Аарона (Санхедрин 82б)"
Ребе задаёт 4 очень хороших вопросов на этого Раши:
а) откармливание животных для идолопоклонства значительно меньший грех, чем само идолопоклонство, почему же колена обвиняют Пинхаса только в том, что его дедушка Исро откармливал тельцов, не в том, что служил идолам?!
б) почему Раши называет Исро маминым отцом, а не дедушкой Пинхаса?
в) если кто и мог возмущаться поступком Пинхаса, так это колено Шимона, чей предводитель был убит. Почему же Раши считает, что претензии выражали все колена? Они же должны были быть благодарны Пинхасу за своё спасение!
г) если колена считали, что Пинхас поступил алахически правильно (по закону о ревнителе), то что же тогда возмущаться? Если же были подозрения, что Пинхас сделал что-то не по закону, то Пинхаса должны были бы судить за убийство!
Ребе даёт всему этому такое объяснение:
В комментарии на посук 25:6 Раши говорит, что во время наглого поступка Зимри все стояли и плакали:
"Предписание (в этом деле) ускользнуло от него, и поэтому все зарыдали. ... Однако (это было), чтобы пришёл Пинхас и получил им заслуженное (Танхума)".
Колена, говорит Ребе, не могли знать или даже представить себе, что Ашем скрыл закон от Моше, чтобы наградить Пинхаса.
Когда же они увидели, что Моше предпочёл не действовать, а Пинхас в его присутствии взял закон в свои руки, то евреи были потрясены: как Пинхас смог поступить так неуважительно к Моше и другим Мудрецам?!
Тот факт, что Моше не осудил убийство Пинхасом Зимри, доказывало, что с алохической точки зрения Пинхас был прав. Однако они полагали, что задета честь Моше Рабейну, а защита чести Моше, это то что относиться ко всем коленам, а не только к колену Шимона.
Логика колен была такова: причина того, что Пинхас раньше чем все евреи (и Моше) поспешил убить Зимри заключается в том, что он унаследовал жестокость от своего деда со стороны матери. Ибо что может быть большая жестокость, чем откармливание животных, чтобы их потом зарезать для культа (даже не для еды, что ещё можно понять). И как только появилась возможность проявить садисткие наклонности, то Пинхас сразу же этой возможностью воспользовался.
Единственной проблемой в этой логике было то, что дедушкой Пинхаса был не только Исро, но и Аарон.
В ответ на это колена подчеркнули "отец матери", ибо (как мы уже знаем из Раши на Берейшис 46:15) сыну передаются черты характера матери, а дочери -отца. Поэтому, считали колена, в Пинхасе проявились именно черты отца матери, а не отца.
Однако, говорит Раши, "Писание указывает на его происхождение от Аарона", показывая, что Пинхас унаследовал характер Аарона, который был "любящий мир и стремящейся к миру", а это доказывает, что его намерения были абсолютно чистыми.
Отсюда мы учим, говорит Ребе, что надо быть очень осторожным, когда кажется, что чьи-то хорошие поступки основаны на не очень чистых помыслах.