очень интересно, спасибо. Имею наглость привести здесь - для баланса - классическое объяснение. Если оно покажется вам неуместным - можете стереть, я не обижусь.)) Мидраш Раба и Мидраш Танхума: из-за того что Йосеф сказал два лишних слова (вэзкарани и ватизкарани, "запомни про меня" и "напомни про меня фараону"), он пробыл в тюрьме еще два года. Ибо надеялся не на Ашема, а на людей! Но ведь он потому и вышел, что министр виночерпиев рассказал фараону про тот эпизод. Получается, что не зря того попросил! Хидуш: не зря. Но из двух слов видим, что на самом деле понадеялся на человека. А если бы надеялся только на Ашема - сказал бы только одно слово и тогда не сидел бы, а вышел сразу! И еще. Кли-Икар. Почему два года, а не два месяца? Потому что сказал тизкартани, но бат-коль сказала: тишках. По гиматрии они равны, оба слова - 728. Плюс два дня за те два слова. Получаем 730 дней. Ровно два года!
Большое спасибо за интересную Двар Тойру! Я думаю, что Ребе отлично знал это тоже, просто он хотел показать, как можно совместить два, на первый взгляд, противоречивых комментария Раши.
И одно замечание (возможно, лучше сказать вопрос) к Вашего пшату: машма, что одно слово Йосефа виночерпию было иштадлус (и, следовательно, хорошо) и ТОЛЬКО второе было лишним (а значит проблематичным в глазах Б-га).
Почему же тогда Йосеф был наказан ДВУМЯ лишними годами?! Должно было быть по идее ТОЛЬКО один ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ГОД!
ИМХО, у Ребе этот пункт объясняется лучше.
Однако, вопрос почему именно ГОДЫ (а не месяцы, например) гематрия объясняет очень красиво.
Вобщем, ещё раз большое Вам спасибо, что нашли время на коммент к моему посту (не зря старался :))!
"почему, если лишним было второе слово, а не оба сразу, он наказан двумя годами, а не одним?" - вы это спрашиваете, верно? Он был бы наказан одним годом, если бы первое слово произнес с верой в Ашема, а второе добавил с верой в человека. Но в том-то и дело, что он ОБА слова произнес с верой в человека. Т.е. обычным образом у нас в любом действии всегда присутствует одна кавоне, а не две различных. Так и у Йосефа. И именно по двум его словам мы видим его истинную кавоне. Ну, вот как-то так. Гут-шабес.
Comments 3
Имею наглость привести здесь - для баланса - классическое объяснение. Если оно покажется вам неуместным - можете стереть, я не обижусь.))
Мидраш Раба и Мидраш Танхума: из-за того что Йосеф сказал два лишних слова (вэзкарани и ватизкарани, "запомни про меня" и "напомни про меня фараону"), он пробыл в тюрьме еще два года. Ибо надеялся не на Ашема, а на людей!
Но ведь он потому и вышел, что министр виночерпиев рассказал фараону про тот эпизод. Получается, что не зря того попросил!
Хидуш: не зря. Но из двух слов видим, что на самом деле понадеялся на человека. А если бы надеялся только на Ашема - сказал бы только одно слово и тогда не сидел бы, а вышел сразу!
И еще. Кли-Икар. Почему два года, а не два месяца? Потому что сказал тизкартани, но бат-коль сказала: тишках. По гиматрии они равны, оба слова - 728. Плюс два дня за те два слова. Получаем 730 дней. Ровно два года!
Reply
И одно замечание (возможно, лучше сказать вопрос) к Вашего пшату: машма, что одно слово Йосефа виночерпию было иштадлус (и, следовательно, хорошо) и ТОЛЬКО второе было лишним (а значит проблематичным в глазах Б-га).
Почему же тогда Йосеф был наказан ДВУМЯ лишними годами?! Должно было быть по идее ТОЛЬКО один ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ГОД!
ИМХО, у Ребе этот пункт объясняется лучше.
Однако, вопрос почему именно ГОДЫ (а не месяцы, например) гематрия объясняет очень красиво.
Вобщем, ещё раз большое Вам спасибо, что нашли время на коммент к моему посту (не зря старался :))!
Гут Шаббес!
Reply
Он был бы наказан одним годом, если бы первое слово произнес с верой в Ашема, а второе добавил с верой в человека. Но в том-то и дело, что он ОБА слова произнес с верой в человека.
Т.е. обычным образом у нас в любом действии всегда присутствует одна кавоне, а не две различных. Так и у Йосефа.
И именно по двум его словам мы видим его истинную кавоне.
Ну, вот как-то так. Гут-шабес.
Reply
Leave a comment