На прошлой неделе у нас был в гостях Рав Циммерман из Gateshead. После Шахариса он сказал небольшой, но очень интересный ворт:
Рав упомянул известный мидраш, о том Ашем сначала предложил принять Тору потомкам Эсава, Моава и Ишмоэля, но те узнав что там написано, отказались.
В Торе сказано: "Г-сподь от Синая пришел и воссиял им от Сеира" (Дварим, 33,2). Это значит, что когда Всевышний решил даровать Израилю Тору, Он открылся не только Израилю. Вначале Он открылся потомкам Эсава (он же Сеир), и спросил их: "Готовы ли вы принять Мою Тору?" Те спросили: "Что в ней сказано?" Всевышний ответил: "Не убивай". Потомки Эсава ответили: "Властелин мира! Вся сущность нашего праотца (Эсава) - убийство. Недаром в Торе сказано: "Руки - руки Эсава" (Берешит, 27,22). Единственное обещание, данное нашему праотцу: "И мечом своим будешь жить" (Берешит, 27,40). Поэтому мы не можем принять Тору".
Затем Всевышний пришел к народам Аммона и Моава и спросил их: "Готовы ли вы принять Тору?" Те спросили: "Что в ней сказано?" Всевышний ответил: "Не прелюбодействуй". Аммон и Моав ответили: "Властелин мира! Самое наше существование имеет своим источником прелюбодеяние, как сказано: "И зачали обе дочери Лота от отца своего" (Берешит, 19,36). Поэтому мы не можем принять Тору".
Затем Всевышний пришел к потомкам Ишмаэля и спросил их: "Готовы ли вы принять Тору?" Те спросили: "Что в ней сказано?" Всевышний ответил: "Не укради". Потомки Ишмаэля ответили: "Властелин мира! Самое наше существование основано на воровстве и грабеже, как сказано: "И будет он (Ишмаэль) дикарь-человек; рука его на всех, и рука всех на нем" (Берешит, 16,12). Поэтому мы не можем принять Тору". (взято здесь:
http://chassidus.ru/library/ki_tov/sefer_hatodaah/23.htm)
Рав Циммерман сказал, что у него есть три вопроса на этот мидраш: философский, логический и алохический.
1) философский вопрос: если Ашем тебе что-то предлагает, то и ежу ясно, что это для тебя хорошо. Почему же народы отказались от вещи, которая НАВЕРНЯКА для них хороша?
2) логический: во всех обществах эти законы (запрет убийства, грабежа, инцеста) и так введены и за них есть уголовная ответственность. Почему же не принять эти законы как Воля Ашема, а не как собственное законотворчество?!
3) алахический: все заповеди, которые Ашем упомянул народам (запрет убийства Эсаву, запрет арайос Моаву и т.д.) уже И ТАК ЗАПОВЕДАНЫ потомкам Ноаха!!! Как народы могли отказаться от этих запретов, если они их всё равно обязаны исполнять???
Рав дал теруц, который ИМХО слабее чем вопросы.
Однако, мне было бы интересно услышать Ваши теруцим, уважаемые френды :)