Ричард II, "Барбикан", Лондон - отчет о спектакле :)

Dec 21, 2013 18:06




Вот и мой отчет о нашем походе на спектакль «Ричард II». Фото в основном взяты из интернета, мое фото тут только одно.
Королевская Шекспировская компания представляла спектакль в театрально-концертном центре «Барбикан». Подгребли мы туда довольно рано, спектакль начинался в 19:15, было решено приехать туда с запасом. В результате были мы там уже около шести! Впрочем, в городе все равно было делать нечего, так как дождь по-лондонски тупо лил даже не из ведра, а из цистерны.




Здание центра - привет от эпохи брутализма, внутри тоже все бетонно-брутальное, правда, смягченное чуть-чуть освещением.



Мы сразу увидели, где находится служебный вход: на улице, у коридора, уходящего вглубь здания. Около него стояло несколько девушек, сжимая программки-буклеты. Как оказалось, они простояли там весь спектакль, потому что потом были у служебки первыми. Так они и несли там вахту.

Ну а мы просочились внутрь, изучили обстановку, купили программку. Она, по традиции, пухлая - там много инфы по актерам, о постановке, исторические справки. В частности, даже было генеалогическое древо Плантагенетов, к которым относился сам Ричард и его двоюродный брат, сместивший его с трона.

Петя предложил поискать кратчайший путь к служебке. Обычным путем выбираться - займет слишком много времени, а Эйре уже напугала нас рассказами о том, какие толпы стремятся получить автограф у Теннанта. Оказалось, прямо у входа в зрительный зал есть выход на парковку, откуда по пандусу можно за пару секунд попасть на улицу и к служебке!

На радостях от такого открытия по традиции употребили коньяку и пошли смотреть мини-выставку театральных костюмов, которая располагалась в том же центре.
Время пролетело незаметно, и нас уже зазвали в зал. При этом мы начали хихикать, но не столько от коньяку, сколько вспомнив фильм Noises off, или «Безумные подмостки». Есть там фееричная сцена с объявлениями о том, через сколько минут поднимется занавес.

Одежду было решено в гардероб не сдавать. Еще у меня с собой был букет цветов. Притом я долго маялась в магазине, покупать его или нет - а вдруг не будет шанса вручить его Теннанту? И как хорошо, что купили! Иначе я бы себя потом изгрызла.

Очень многие размещались в зале так же, как мы: с одеждой, еще какими-то сумками. Я сделала пару фото декораций. При этом совершенно проигнорировав сотрудников, стоявших по краям сцены с табличками «фотографировать запрещено». Честно-честно, была в таком ажиотаже, что не видела.
А соседи мне не сделали замечания (немцы, кстати, могли бы). В общем, вот так выглядели декорации к первому акту. Очень стильно, готично, атмосферно.



Интересная особенность зрительного зала в театре: в партере каждый ряд имеет свой отдельный выход в коридор через собственную дверку. В начале представления дверки разом закрываются, образуя стену. Опоздавшие могут дверку открывать и проходить на место. Очень удобно! Кстати, Королевская шекспировская компания участвовала в дизайне театра, потому что Барбикан был ее основной сценой. Но потом она переехала в Стратфорд-на-Эйвоне.



А теперь о самом спектакле, поставленном Грегори Дораном.

В двух словах - пьеса охватывает последний период правления короля Ричарда II, его конфликт с кузеном Болингброком, отречение от престола и смерть. С моей точки зрения, Теннант - идеальный Ричард II. Я перечитала пьесу и статью о ней А. Аникста уже после спектакля, и он был именно таким Ричардом: противоречивой личностью, заносчивым монархом, уверенным в божественнности своего происхождения и своей власти. Эдакий король-солнце средневековья.





Эту концепцию подчеркивают наряды Ричарда, особенно в третьем акте, в сцене в замке Флинт. Я нашла в сети только такое фото, оно совсем не передает всей грандиозности образа, будто сошедшего со старинных иллюстраций, мозаик или икон. Специально «нарощенные» парикмахером для этой роли волосы Тэннанта особенно сильно потрясли прессу, но вообще они воспринимаются очень гармонично и не смотрятся отвлекающе.



Значительную роль в спектакле играет также специальная платформа-мостик, на котором стоял трон Ричарда, тоже подчеркивающая его мнение о своей "божественности". А в сцене отречения от престола все очень приземлено и трон стоит на сцене.





Еще одна удачная находка - это стоящие на платформе трубачи и певицы, они повернуты к зрителю в профиль и также напоминают средневековые иконы или картины. Певицы одеты в длинные платья до пола и при пении еще и складывают руки в молитве.
Ричард Теннанта, как и Ричард Шекспира - очень поэтичен, зациклен на себе, самовлюблен (еще бы, при такой внешности). При том его настроения меняются с моментальной скоростью.



Он то груб, как в сцене с умирающим Джоном Гантом, то глубоко переживает собственные неудачи.





Он не в состоянии провести успешно войну в Ирландии, очень быстро «сдается» и предается унынию.



В общем и целом, при всей харизме, Ричард не является идеалом короля для Шекспира. Центральный момент, из-за которого в результате пострадал Ричард - это пренебрежение к судьбе государства, потому что он не заботится о народе, а только удовлетворяет прихоти свои и своих приближенных. Тогда как, по мысли Шекспира, монарх должен поддерживать благосостояние страны. Это его основная функция.

Еще одна ошибка Ричарда, стоившая ему короны и жизни, по Шекспиру - неуважение к наследному праву. В пьесе он отбирает имущество, которое полагается изгнанному Болингброку по праву наследования.
Соперника и врага Ричарда, кузена Болингброка, отлично сыграл Найджел Линдсэй. Его Болингброк с упрямым «бараньим» лбом, коренастый, уверенно стоящий на земле - полная противоположность Ричарду.



В сцене отречения от престола Доран абсолютно четко провел параллели с Христом, одев Ричарда в длинную белую рубаху до пола.



Да и тонкая изящная корона в руках Теннанта выглядит, как подобие тернового венца.



Тут уже начинаешь Ричарду даже сочувствовать, настолько трагичен в этой сцене его персонаж.

Очень сильно поставлена гибель Ричарда. Часть сцены приподнимается, ее нижняя сторона оказывается покрытой зеркалами, и в отражении мы видим в отверстии в полу бывшего короля, закованного в цепи.



Тут есть расхождение с сюжетом Шекспира, потому что у Горана Ричарда убивает преданный когда-то ему Омерль, который старается оправдаться перед Болингброком, ставшим теперь королем Генрихом IV. В общем и целом довольно странноватая метаморфоза для Омерля, который был предан Ричарду "всю дорогу", но зато Теннант играет в этой сцене прекрасно. Генриху IV, очевидно, и хотелось, и кололось убить Ричарда II, и сделал он это в результате чужими руками. Правда, это не принесло ему успокоения, а уж исторически его правление менее всего можно было назвать безмятежным.

Помимо Теннанта и Линдсэя, в спекакле сыграли великолепные Джейн Лапотэйр (герцогиня Глостерская), Майкл Пеннингтон (Джон Гант) и Оливер Форд Дэвис (герцог Йоркский).





Пьеса мне очень понравилась. Так как Шекспир в первую очередь писал для театра, то и раскрыться полностью его произведения могут только там. Ведь это и есть главное назначение пьес: быть представленными на сцене. Вот и Ричард II для меня снова ожил на один вечер.

Самым сложным было потом «вынырнуть» обратно из спектакля и со всех ног броситься к служебке. Там уже дежурили люди, не ходившие на спектакль. Мы встали сразу за ними, это были невысокого роста девушки: нам повезло. И уже чере пару секунд за нами стояла плотная стена тех, кто прибежал через обычный вход. Еще немного ожидания, быстро выходят актеры, Дэвид задерживается: охранник показывает жестами - мол, заплетает косу.

Вот и он! С заплетенной косой, очень мил, улыбается, у него добрые карие глаза и веснушки, фотографируется с фанатками, подписывает программки, я дарю ему цветы: «Thank you for the wonderful performance», люди практически кладут Эйре на голову плакат для подписи, кто-то пищит, кто-то волнуется, что ничего не сможет подписать, сзади возмущаются подошедшие позже немки, что им не видно ничего, Дэвид перемещается все дальше, наконец последний взрыв восхищенных криков - садится в машину и уезжает.

А мы хорошенько прячем автографы, вываливаемся под нескончаемый лондонский дождь и едем в отель смотреть отснятое Хаттом видео.

Это был прекраснейший вечер!

Теннант, свуны, Шекспир, Англия, театр

Previous post Next post
Up