Начало тут Получилась такая интерлюдия - все о том же, да с другого боку, так что третья часть тоже будет :)
Есть такой потрясающий психотерапевт и автор книг - Алис Миллер. Ее "Драму одаренного ребенка" я готова рекомендовать всем и каждому, а вторую попавшую мне в руки книгу под названием "Воспитание, насилие и покаяние" я сейчас с определенным восторгом штудирую.
Алис, в числе прочего, исследует в ней детство Гитлера, и то, как стало возможным появление и формирование такой личности, и то, как стало возможным обретение подобным человеком власти над целым народом. Основной тезис Алис - он довольно часто встречается в принципе и не только у нее - "любой насильник, прежде чем стать насильником - был жертвой". Малоизвестные факты из жизни Гитлера меня зацепили, весьма и весьма - делюсь. Первое - его отец, незаконнорожденный, выбившийся "в люди" из крайней бедности, был человеком жестоким, властным и пьющим. Каждый, каждый день, начиная с очень маленького возраста Гитлер "получал свою порцию наказания". Фактически - с трех лет, возможно раньше. Под порцией наказания подразумеваются вполне себе натуральные избиения - палками, розгами, ремнем и всем что под руку подвернулось.
В одиннадцатилетнем возрасте за попытку сбежать из дома его отец избил Гитлера фактически до смерти. Мать Гитлера, много младше мужа, во всем покорная его воле и так же подвергавшаяся избиениям, за год до рождения будущего тирана в течении двух месяцев пережила роды и смерть трех маленьких детей - в возрасте двух с половиной, года и трех дней. После смерти супруга дома был установлен его культ. Послушание и покорность отцу была возведена в превосходную степень.
Ребенок, выросший в подобных условиях, вынужден либо полностью подавить в себе все проявления спонтанности, все свои желания, идущие в разрез с родительской волей, отрезать себя от собственных переживаний - в первую очередь страха и гнева - либо (а чаще вместе с этим) найти себе другой объект для отработки сих чувств. Желательно слабый и беззащитный. Ничего не знаю о том, мучал ли Гитлер в детстве кошек, но к младшим сверстникам он был жесток, а что он сделал с целым народом, который ненавидел и которого боялся - слишком хорошо известно.
К чему я это. Можно много говорить, о том, что многие подвергались в детстве жестокости и насилию со стороны родителей - но Гитлер - слава Богу - был один. Можно говорить так же о том, что опыт насилия, пережитый в детстве - особенно насилия со стороны родителей - даром не проходит никому. Я уже писала о детской, взрослой и родительской части, существующих в каждом человеке. И то том, что - в грубом приближении - когда мы вырастаем - мы сохраняем в себе собственного ребенка, такого, каким он был в детстве и в качестве внутреннего Родителя присваиваем себе то, каким образом с нами обращались собственные родители. И о том, что внутренний Ребенок и внутренний Родитель как правило не осознаются взрослой частью психики, следовательно, исходящие от них импульсы сознательно не исследуются и не фильтруются.
И если в своем собственном детстве ребенок получил опыт насилия (исходящий от родителей) и не получил того, чего получить хотел (и был должен получить, я имею в виду качественное внимание, заботу, любовь, признание и уважения) - его собственный внутренний ребенок будет голодным до недополученного, бесчувственный к собственным переживаниям гнева и страха - проявлять эти чувства по отношению к родителям-насильникам и так смерти подобно, а его внутренний Родитель окажется по минимуму... кхм... странным.
Здесь мне кажется важным поднять вопрос о том что можно считать - или не считать насилием. Почему-то "насилие" в представлении многих людей - это либо сексуальное насилие, либо вполне конкретное избиение, остальное - "несчитово". Примеры я буду приводить реальные, известные мне - немного искажая факты, конечно же.
Так вот - считать или не считать насилием по отношению к ребенку то, что в возрасте 4-х лет заболевшая девочка в 30-градусный мороз выходит на улицу выгуливать собаку, ибо это "ее обязанность", в то время как ее мать работает а отец выпивает с друзьями? Считать ли насилием, когда родители уезжают в отпуск, оставляя дома - на месяц, на минуточку, 11-летнего сына, конечно же "оставив ему денег". Является ли насилием по отношению к ребенку отсутствие двери в его комнате, дабы родители могли в любую минуту "посмотреть как он там". А полное отсутствие "своего" пространства и перлюстрация его переписки с друзьями в возрасте близком к подростковому? А принуждение ребенка к написанию диктанта по вскрытому родителями письму, в котором семиклассник критикует родителей - "чтобы тебе было стыдно"? Чем считать поведение матери, к которой трехлетний сынишка прибегает, испугавшись темноты и шевеления занавесок, когда она отмахивается от него со словами "быстро спать, не морочь мне голову"? Чем по отношению к явно талантливой дочери, стремящейся получить похвалу матери, являются слова "четверка - не оценка, пятерка - норма жизни"? А принуждение носить одежду и прическу только по выбору родителей? А - в целом - отсутствие дома родителей с 7 утра до 11 вечера пять дней в неделю (суп в холодильнике, разогрей, комнату подмети, уроки сделай), и их яростный ор на восьмилетнюю девочку, не сделавшую что-то из списка?
А покупка любой приглянувшейся игрушки - так, что комната уже напоминает магазин "Детский мир", при этом папа не высовывает нос из книжки до глубокой ночи и трогать его нельзя - отдыхает после работы, а маму кроме уборки-готовки-вязки носков и разговоров с подружками не волнует ничего? А наличие дома папы - вполне нормального папы, не считая того что в выходные папа мертвецки пьян и за ним надо ухаживать? Или мамы, не способной позаботиться о себе и грохающейся умирать раз в месяц по расписанию, которой ребенок обязан приносить лекарства и слушать ее рассуждения о козлах-мужиках, которые ей всю жизнь испортили?
В общем, все вышеописаное - и не только это, заставляет порой у меня волосы на загривке шевелиться от ужаса. Причем ужас вызывает не только сам факт наличия всего этого кошмара в детстве - у многих, у слишком многих!, а то, как относятся к нему уже выросшие дети. Для подавляющего большинства из них все это "нормально", детство у них - "самое счастливое", а родители - "прекрасные и любящие". Если что-то из списка и вспоминается - то рассказывается об этом совершенно нейтральным тоном. А еще дико пугает то, что часто люди говорят о своем детстве, как о чем-то, что к ним вообще не относится.
Что мы после такого детства имеем на выходе, собственно? Ребенок - любой ребенок, первое, нуждается в любви, заботе, внимании, признании и уважении, второе - проявляет самые разные чувства, и если не получает что-то из первого списка - чувства эти будут называться гневом. Но... система воспитания веками строилась на том, чтобы ребенок рос послушным, вежливым и правильным - т.е., на самом деле, беспроблемным (для родителей), удобным, внимательным к их, родителей, нуждам, выполняющим их указания, а в остальное время не отсвечивающим и покорно ожидающим времени, когда до него будет настроение снизойти. А направленный на родителей гнев с самого раннего возраста карается, причем так, что второй сильной эмоцией, которую будет испытывать ребенок - будет страх. Страх боли или страх лишения родительской любви - не так уж важно. И это те чувства, с которыми ребенку невозможно жить долго. И детская психика выворачивается из ситуации просто - человек просто перестает эти чувства сперва проявлять, потом переживать, а затем и в принципе их распознавать.
На выходе имеем взрослого человека, внутри которого живет голодный до любви, признания и внимания ребенок, не умеющий об этом ни рассказать, ни как-то иначе заявить, при этом очень агрессивный и ужасно испуганный. И Родитель, прекрасно знающий "как надо", и карающий - так или иначе - отступления от этого как надо. "Надо" при этом может быть по разному - зависит от сути родительских посланий, которые читаются в том что стоит за родительским воспитанием. Например "надо" может быть сверхвнимательным, сверхчутким и сверхзаботливым - совершенно определенным образом, - ко всем окружающим, исключая себя самого. "Надо" рассказывать о себе все, и извещать о любых своих мыслях и намерениях. "Надо" не плакать, даже когда очень больно. Степень голодности и степень требовательности может быть самой разной...
Но давайте вспомним недавнюю историю нашей страны. Голодные девяностые, замотанных родителей, приходящих домой и падающих с ног. Последствия второй мировой - поголовное отсутствие дома мужчин - выкосило. Количество алкоголиков - пусть не отцов, но дедов, дядей - в семьях. Стремление во что бы то ни стало дать ребенку то, чего не было у самих - и огромные требования, предъявляющиеся детям. Так или иначе, сильнее или слабее, но все это затронуло слишком многих. Но до времени Ребенки и Родители всю силу потенциального кошмара не проявляют, человек вообще очень живучая и приспособляющаяся зверушка, какой-то баланс устанавливается, психологические защиты работают...
Но иногда - чаще в ситуациях сильного стресса или при построении новой семьи - все эти мины замедленного действия - оживают.
В отношениях внутренний Ребенок одного человека часто начинает запрашивать у другого удовлетворения своего дефицита - внимания, любви, уважения, поддержки... а отвечает ему, чаще всего, внутренний Родитель другого - психика хорошо "слышит", кто именно запрашивает. А ответная реакция часто бывает выражена в виде всплеска подавленных чувств - того же страха и гнева. Ведь не на настоящих же родителей изливаем, по отношению к которым чувства эти запретны. Реакция на гнев первого у второго зачастую - включение собственного Ребенка, и поехало. Люди пытаются построить отношения в попытках удовлетворить свои детские дефициты, а когда это не получается - или получается совсем другое - включают детские же способы отреагирования. И передают - в дальнейшем собственным детям.