Дорогие друзья - киноманы, если вы ещё не знакомы с творчеством этого выдающегося советско-российского режиссёра, этот пост для вас.
Кто знает, сколько талантов закопала советская эпоха. Очередной раз я подумала об этом, увидев фильмы Рустама Хамдамова, режиссёра узбекского происхождения. В 1974 году он снимал потрясающее сюрреалистическое кино по сценарию Кончаловского и Горенштейна, но руководство Мосфильма пришло в ужас от нестандартности его мышления. Фильм был уничтожен, а Хамдамова вообще отлучили от кинопроизводства. Сценарий был передан Никите Михалкову, в результате чего появилась «Раба любви».
Перестройка открыла дорогу для самовыражения людей творчества, и друзья Хамдамова, восхищавшиеся его талантом, предложили снять фильм на любых условиях, которые он поставит. Он приступил к работе, но и этот фильм в результате сложносплетений судьбы канул в Лету.
Можно сказать, что Хамдамов - мифическая личность: великий режиссёр без единого полнометражного фильма. Однако люди, связанные с кинопроизводством признавали его талант, поэтому 2000-ные можно считать новым этапом в творчестве режиссёра: у него появились спонсоры, а так же началось плодотворное сотрудничество с Ренатой Литвиновой.
Когда Хамдамов был отстранён от кино, он занялся рисованием, и вполне успешно. У Рустама потрясающе развито чувство прекрасного. К настоящему времени он является автором эскизов для коллекций известных европейских домов высокой моды, автором костюмов для театральных проектов. Он проектировал ювелирные изделия для «Russian World Gallery», а его живописные работы находятся в галереях многих европейских столиц.
Безусловно, человек с таким художественным вкусом не может не снимать красивое кино - и это одна из особенностей фильмов Хамдамова: хочется любоваться каждым кадром его фильмов. Все костюмы, детали, образы выглядят просто потрясающими.
Под катом я начну с почти детективной
истории фильма "Anna Karamazoff", кадры из которого вы видите.
Неччаянные радости, 1974 - фильм уничтожен,
imdb Anna karamazoff, 1991 - единственная копия фильма недоступна,
imdb /
kinopoisk В 1991 году Канны находились в предвкушении шедевра из России, название которого отсылало одновременно к Толстому и Достоевскому - «Anna Karamazoff». Его представлял известный продюсер Серж Зильберман (работавший с Бунюэлем, Беккером, Курасавой и Линчем), а в главной роли была заявлена кинодива Жанна Моро. Невозможно было заинтриговать публику сильнее. Однако, на премьерном просмотре уже вскоре после начала фильма, он был освистан, а зрители начали покидать зал. Как признавался сам режиссёр, «Те, кто оставался в зале до конца, - отчаянно хлопали. Но даже эти аплодисменты тоже были симптомом оглушительного провала, которому всегда сопутствует столь страстное проявление солидарности со стороны знатоков и любителей идти наперекор сложившемуся мнению». А в середине фильма случилась истерика с Жанной Моро, увидевшей расхождения со сценарием. Актриса топала ногами и кричала «Merde», пытаясь остановить кинопоказ. На этом история плёнки с фильмом заканчивается, он так никогда и не вышел в прокат и на родину не вернулся. По официальным данным плёнка до сих пор лежит в сейфе наследников Зильбермана. Причиной для всей этой истории послужила твёрдость режиссёра в желании показать людям фильм таким, каким он видит его сам.
Рустам Хамдамов, начав съёмки в 1988 году, был бесконечно предан своей идее. Тогда кино в стране ещё прекрасно спонсировалось, на фильм заложили 3 млн. рублей. Жанна Моро, прочитав сценарий на французском, сама мечтала сыграть в фильме. Но инфляция буквально убила возможность завершить творение. Имея достаточно отснятого материала, в 1991 году создатели фильма были вынуждены искать западного инвестора, в результате чего продюсером стал друг Моро, Зильберман. Однако оба француза читали только первоначальный сценарий. Моро так и не узнала о его изменении вплоть до премьеры в Каннах, а Зильберман вёл с Хамдамовым настоящую войну за сокращение фильма и адаптацию под французского зрителя. Например, продюсер требовал ввести титры, объясняющие, что главная героиня вернулась из концлагеря. Когда Хамдамов узнал, что эти титры всё-таки были вставлены, на премьере он совершил беспрецедентный поступок - закрыл титры пальцами! Но самым главным камнем преткновения стала черно-белая вставка в середине фильма. Это была «несгоревшая рукопись» Хамддамова, его творение 1974 года - фильм «Нечаянные радости» по сценарию Кончаловского и Горенштейна, который был уничтожен по приказу руководства Мосфильма в 1974 году. Тогда Хамдамова отлучили от кинопроизводства, а сценарий передали Михалкову, в результате чего появилась «Раба любви». Но часть плёнок была чудом сохранена оператором и найдена спустя 12 лет. Теперь «Нечаянные радости» должны были появиться в «Анне Карамазофф» как сцена в кинотеатре. Зильберман боролся до последнего за исключение этой части, но режиссёр считал её важнейшей и не видел никакой возможности её вырезать. Именно эта вставка и взбесила госпожу Моро, потому что в ней появились блистательные Елена Соловей и Наталья Лебле. Французская актриса не могла потерпеть такого, ведь это был ЕЁ фильм.
Фильм готовился к Каннам в спешке, времени на монтаж не хватало, поэтому все материалы для работы в единственном экземпляре были вывезены во Францию. После несогласия режиссёра сделать приемлемый для продюсера вариант, последний вообще отказался возвращать материалы, поскольку это означало провал картины в потенциальном прокате и потерю Зильберманом всех вложенных денег. Попытки вернуть фильм через юристов велись ещё долго, но на «выкуп» до сих пор ни у кого нет средств. Каким-то чудом имеется «пиратская» копия с, видимо, тысячи раз пересмотренной VHS. Разумеется, эта версия фильма - ужасного качества, но неизвестным пиратам за неё можно сказать только «спасибо», иначе это потрясающее творение было бы полностью потеряно для зрителя.
Что касается самого фильма, то это настоящая феерия подсознания. Представьте, что получится, если смешать Дэвида Линча, Льюиса Кэрола и Франца Кафку. Но даже эта смесь не может служить описанием к фильму - он слишком самобытен для таких штампов. Героиня Моро (мы так и не узнаем её настоящего имени, я буду условно звать её Анной) возвращается из ссылки в 1949 году, и весь фильм - это её блуждания с чемоданом по Ленинграду, где она никак не может найти себе место. В её квартире живут узбеки; мать умерла, и в коммуналке, где она жила, места для неё нет. Дальнейшие приключения принимают всё более сюрреалистичный вид. По пути она встречает странных героев; бегает за мальчиком, переодетым в зайчика; становится свидетелем похорон пионера, где мертвый выглядит свежо и прекрасно, а процессия похожа на зомби; попадает в кинотеатр, где фильм, показываемый на экране, является её сном; и, наконец, решается мстить. А потом настаёт просто пиршество сюрреализма. Каждый этап приключений Анны - настоящая притча, которую можно разбирать часами.
Отдельное внимание хочется уделить «Нечаянным радостям», этому фильму-сну. Он содержит потрясающую мистическую историю про ковры и главный ковёр. Несложно понять режиссёра, не желавшего вырезать эту часть. Помимо художественной ценности, она несёт ещё и важный смысл для самой Анны. В первоначальном сценарии героиня гибнет под колёсами автомобиля. Но потом Хамдамов решает её спасти. Когда на экране появляется титр «смерть неизбежна» (а титры совпадают с действиями Анны), героиня уже покидает кинотеатр, поскольку заснувшую даму разбудила уборщица. Таким образом, титра, пророчащего смерть, Анна не видит и остаётся жить.
В фильме невероятное количество цитат. Собственно, титр «смерть неизбежна» заимствован из эпиграфа последнего русского романа Набокова, взятого из учебника по грамматике. Или снова «Нечаянные радости», неожиданно цитирующие первый фильм Хамдамова «В горах моё сердце». О цитатах в «Анне Карамазофф» можно написать целую статью, но я, пожалуй, остановлюсь на самой милой для меня. Можно удивиться, когда Анна заявляет: «Играть - просто. Сжать жопу - разжать жопу. Сжать жопу - разжать жопу». Я не знаю, насколько уместны такие выражения в рецензии, но хочу заметить, что это цитата Феллини, когда тот отвечал Мастрояни на вопрос о том, как играть.
Ещё хочется заметить, что Хамдамов не похож на артхаусного сноба. Все сумасшествия, которые он показывает, кажутся мне очень милыми. Режиссёр обладает недюжей долей иронии, фильм часто вызывает улыбку.
Вокальные параллели, 2005, Казахстан,
imdb /
kinopoisk Все великие культуры когда-то умирают. Одной из великих культур была культура советская, и всё, что осталось от неё сейчас - развалины зданий там, где их ещё не успели снести или просто забросили. Фильм «Вокальные параллели» - реквием по оперному величию нашей родины в 20-м веке. Никаких политических контекстов, никаких осуждений и однозначных оценок, только опера - ей отдаёт дань дуэт кинематографов, создавших шедевр: Рустам Хамдамов и Рената Литвинова.
За настоящей оперой они приезжают в бывшую советскую республику - Казахстан, находят в юртах народных артисток СССР (одну из артисток играет прекрасный артист Эрик Курмангалиев) и снимают о них кино. Это и есть сюжет фильма. Блистательные оперные дарования исполняют величайшие произведения классической музыки: Пуччини, Глинки, Чайковского, Россини и др., все поют своими голосами. Выступления происходят в экстравагантных условиях: под настоящее костюмы стилизованы платья из нотных листов, кокошники из кукол - и всё это на фоне казахской степи, разделанных бараньих туш или заброшенных зданий в стиле ампир. Каждое выступление предваряется комментарием Литвиновой, констатирующей торжество музыки среди развалин, а так же историями быта жителей этого селения. Литвинова иногда пытается учить женщин, объясняя, почему они, как ей кажется, прозябают, почему им плохо. И героини умирают. Но им хорошо на том свете: они летят там в самолёте, машут нам рукой и поют.
Красота и голос - это божий дар. Как замечает Литвинова, люди научились создавать красоту искусственно. Но голос - это то, что невозможно воссоздать, это божий дар настоящий, неподдельный и вечный.
Фильм совершенно не нравоучительный, он наоборот невероятно лёгкий и ироничный, смотреть его очень приятно. Лента на казахском языке, даже Литвинову дублирует казахская дублёрша, но звуковое сопровождение фильма воспринимается очень мягко.
НЕМОЕ КИНО, КОРОТКОМЕТРАЖКИ
Немое кино - излюбленный жанр Хамдамова. Для него это не "колыбель кинематографа", не "каменный век", а настоящий способ самовыражения, настоящее искусство. Лично для меня фильмы в этом жанре менее интересны, чем два вышеописанных, но я не могу не отметить стиля, качества, филигранности. У этих фильмов безусловно есть свой зритель.
В горах моё сердце, 1967,
imdb /
kinopoisk Хамдамов сделал этот фильм, ещё учась во ВГИКЕ. В его основу легло произведение американского писателя армянского происхождения Сарояна. К слову, в Армении этот писатель - почти национальный герой, и почитается в стране примерно так же, как у нас Пушкин. (А ещё хочется заметить, что по Сарояну недавно снял фильм "Изгнание" Звягинцев).
До 2000-ных это был вообще единственный фильм Хамдамова, который существовал физически (или юридически).
Традиционно для этого режиссёра фильм очень лёгкий, мягкий и приятный. В показываемом городе утро, молодой человек играет на рояле сопровождение к фильму. В город попадает великий актёр и музыкант Мак-Грэгор, которого принимает у себя в гостях семья поэта и певицы. Мак-Грэгор прекрасно играет на трубе, но повторяет, что сердце его не здесь, а в горах.
На фото кадр из фильма, изображающий аккомпаниатора. Кстати, его сыграл сам Хамдамов.
Бриллианты. Воровство. 2010,
kinopoisk 2000-ные - время безусловного признания гениальности Хамдамова. Его новый проект представлен Ленфильмом и Первым каналом при поддержке Министерства культуры, а продюсером стал Эрнст. Совсем недавно режиссёр задумал три короткометражки на тему драгоценностей. Первая - "Бриллианты. Воровство" (Рената Литвинова), вторая - "Изумруды. Убийство" (Анна Михалкова) и последняя - "Без цены" (Татьяна Доронина). Первый фильм был снят в 2010 году и находится в свободном доступе на youtube.com.
На "Бриллианты" Хамдамова вдохновила «Баядерка» в постановке Мариуса Петипа. Сверкающую россыпь бриллиантов он сравнивает с "каскадом изумительно точных пируэтов, сверкающих, как грани алмаза". Как всегда фильм красив, костюмы и общие виды подобраны невероятно.