Есть книги, которые очень популярны среди родителей. Я частично или полностью не могу согласиться с написанным, но, пожалуй, оставлю своё мнение о них здесь, просто для обзора.
Памела Друкерман, "Французские дети не плюются едой"
Карен Прайор, «Не рычите на собаку»
Александр Нилл "Саммерхилл - воспитание свободой"
Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой»
В целом я думаю, что это спорная книга, из которой разные люди могут сделать противоречивые выводы, в зависимости от своей разумности и чуткости.
Книга новая, и она стремительно набирает популярность. Написала её американка, живущая в Париже, и ставшая свидетелем разительной разницы в воспитании детей и результатах этого воспитания. В книге описаны два подхода - американский и французский. Американский в основном порицается (т.к. в результате даёт избалованных и беспардонных детей), а в противовес ему предлагается французский подход, в результате которого в Париже сплошь культурные и воспитанные дети и худые сексуальные мамы.
Когда автор описывает американок, она действительно рассказывает о каких-то дикостях. Но, мне кажется, это лишь демонстрация пословицы «Научи дурака Богу молиться, он себе лоб разобьёт». Есть ощущение, что в основе поведения американок лежат здравые мысли. Например, идею о проговаривании поведения и действий ребёнка они превратили в бесконечную радиопередачу, а пребывание на детской площадке стало соревнованием, какая мама «лучше» - то есть, кто больше и громогласнее «проговорит» действия ребёнка. «Мы лезем по лесенке, теперь мы зацепились за турникет, и вот мы висим!». На самом деле хочется верить, что не все американки так буквально воспринимают методики воспитания.
Когда автор описывает парижанок, в целом мне симпатичен их подход. Например, «метод паузы» заключается в том, чтобы не бросаться к ребёнку, пытаясь предугадать «а вдруг он сейчас заплачет», а сделать паузу, изучить его поведение, понять, что он хочет, и уже после этого предложить ему решение его проблемы. Звучит логично. Если младенец закряхтел ночью - сделайте паузу, вслушайтесь, может у него просто меняется фаза сна и он не собирается просыпаться от плача. И так во всём: сначала узнайте потребности ребёнка, и уже потом реагируйте в соответствии с ними. Автор книги, вслед за французами, призывает быть разумным и чутким родителем. Если верить автору, французы чрезвычайно уважают вышеупомянутую Франсуазу Дольто и её метод: общаться с ребёнком, разговаривать даже с младенцем, объяснять ему, выяснять потребности, позволять испытывать чувства.
Пожалуй, мне это нравится. Но на самом деле я уже наблюдала в интернете, как из «метода паузы» некоторые читатели делают вывод «не подходить» и «дать прокричаться». Что ж, в этом случае они напоминают тех же американок и вышеупомянутую пословицу.
Что мне однозначно не нравится во «французском» подходе, так это тотальная нацеленность матерей к трёхмесячному сроку отказаться от грудного вскармливания, похудеть, расцвести и выйти на работу. Законодательно мать во Франции в 3 месяца должна вернуться на свою должность. И те части воспитания, которые являются следствием такой политики, мне не нравятся. Автор описывает, как не приветствовали в яслях то, что её девятимесячный ребёнок всё ещё был на грудном вскармливании. Странно читать это при современных рекомендациях ВОЗ. При этом ещё одна особенность французских мам - они легко избавляются от «чувства вины». Поэтому мама младенца в Париже - счастливая, цветущая, работающая женщина, отвозящая ребёнка в ясли. (Стоит отдельно отметить, что ясли там действительно прекрасные).
В целом моё резюме - книга не даёт на 100% идеальных рецептов по воспитанию, а истина, как обычно «где-то рядом».
Карен Прайор, «Не рычите на собаку»
Про эту книгу считаю важным написать для информации, поскольку она так же популярна среди многочисленных родителей. Напоминает она учение бихевиористов, которые считают важным воспитательный момент, разработанный на условных рефлексах. Примерно как у Павлова и его собак.
Собственно, автор - настоящий дрессировщик собак. И книга эта - о дрессировке. Но так же в ней говорится и о том, что те же методы можно успешно использовать и с людьми. Заявляется, что можно моделировать поведение окружающих, в частности детей, в результате чего они начинают вести себя "правильно". Речь "о положительном подкреплении - самом надежном и действенном способе влиять на поведение других". В общем, сторонникам гуманистической психологии не нравится.
С другой стороны, слушая в общественных местах - магазинах и аэропортах, как орут наши русские родители на своих несчастных малышей, я задумываюсь о том, что лучше бы они руководствовались такой книгой. Положительное подкрепление - это тоже давление на психику, но дети, по крайней мере, не чувствуют себя настолько несчастными, уязвлёнными, униженными, одинокими...
Александр Нилл "Саммерхилл - воспитание свободой"
Фильм "Школа "Саммерхилл"", 2008
В 20-е годы прошлого века А.Нилл открыл экспериментальную школу, в которой не было вообще ничего обязательного, включая непосредственно посещение уроков. Дети решают всё сами на общих собраниях. На собраниях присутствуют и взрослые, но голоса каждого из них, включая директора, равны. Нилл верит, что если предоставить ребёнку свободу, он сам прекрасно самоорганизуется, поэтому он категорически против принудительно-оценочной школьной системы. При кажущейся вседозволенности выяснялось, что дети спустя несколько недель или месяцев бойкота занятий увлечённо начинали заниматься, просто потому что их никто не заставлял. Каждый занимался тем, в чём чувствовал себя способным. Школа прекрасно существует до сих пор, сейчас её возглавляет дочь Нилла, Зое, которая достойно продолжает традиции отца. Зое сформулировала
10 советов на тему "как растить ребёнка".
Когда говорят о системе обучения свободы в целом, всё это выглядит очень привлекательно и симпатично. Но на деле, на мой взгляд, Нилл пропагандирует крайности. Прежде всего, его теория идёт вразрез с теорией привязанности, где взрослый должен быть "альфой" для ребёнка - предоставлять ему свободу, но всё же вести. К тому же Нилл не приемлет никакой морали и никаких традиций, считает всё это наносным, ненастоящим и мешающим развитию личности. Так же он настаивает на том, что нельзя молчать об интимном, он активно использует и тему туалетов и испражнений, не говоря о сексе, и пропагандирует практику своего рода нудизма. Нет, он не считает что все всегда должны ходить голыми, но и не видит ничего плохого в совместных занятиях голышом, независимо от пола, возраста или статуса. И он, и учителя его школы свободно могли вести какие-то занятия обнажёнными.
В общем, на мой взгляд, идея хорошая, но доведена до крайностей.