Чтение: о детском рисовании

May 10, 2013 01:08

Стоит сразу предупредить: речь идёт не о том подходе к детскому рисованию, когда ребёнка учат "как правильно" рисовать и исправляют "ошибки". Суть другого подхода в том, что мы не учим ребёнка, а наоборот, смотрим за его успехами, не вмешиваемся в них и рассматриваем его творчество как личный навык в развитии. По его художествам мы считываем, как он развивается; наблюдаем за развитием этой способности так же, как, например, за развитием речи. Перед родителем нет задачи воспитать гениального художника. Задача - создать среду и наблюдать, как малыш развивается.

Марина Озерова "О детском рисовании"
Прекрасная книга, на мой взгляд. В каком возрасте и на что способен малыш, с чего начинать, чем пользоваться, как помогать. В частности, предлагается не сдерживать желания ребёнка в рисовании, а чтобы не усложнять себе жизнь уборкой, можно подстроиться: пальчиковые краски в ванной, обклеенные остатками обоев стены и т.п.
Но стоит заранее предупредить кое-о-чём, т.к. некоторые читатели остаются разочарованными. Упор в книге делается на развитие личных способностей ребёнка, без рамок и стандартов. Автор не рекомендует родителям не только не показывать ребёнку "как правильно" рисовать, но и вообще избегать шаблонов, раскрасок и прочего (в этот перечень походит и "школа семи гномов"). Дело вовсе не в желании "воспитать гения", а совсем наоборот. Автор-психолог рассказывает о том, что рисунок ребёнка - это отображение его собственного я, его внутреннего мира. Рисунок в идеале - это не навязывание стереотипов и "делание" художника, то есть не мы даём информацию ребёнку, а наоборот, он даёт нам информацию о себе. И прекрасно для психики, когда ребёнок может давать такую информацию свободно, без вмешательств в его "я".

Мария Осорина частично говорит об этом в книге "Секретный мир ребёнка", я просто приведу цитату. "У нормально развивающегося ребёнка к пяти годам в основном уже складывается индивидуальная символическая система, позволяющая ему использовать пространственные и цветовые коды для передачи значимой информации при помощи рисунка. Пространственная близость или удалённость персонажей друг от друга, соотношение их размеров, особенности геометрических форм, общность цвета и атрибутов и другие параметры рисунка несут смысловую нагрузку. Они служат для выражения душевной близости или отчужденности персонажей рисунка, их значимости или малоценности, отражают их характеры и свойства, о которых хочет заявить маленький автор. Таким образом, в возрасте между тремя и пятью годами ребёнок осваивает изобразительный язык как одну из важнейших знаковых систем, при помощи которых он строит версию картины мира... Нередко взрослые даже не замечают, как совершает ребёнок непрерывную мироустроительную работу, позволяющую ему сохранить ощущение устойчивости, правильности и осмысленности своего бытия. Бывает, что взрослые, сами того не сознавая, пытаются разрушить результат этой работы ребёнка. Например, довольно часто педагоги борются с "линией земли" и "линией неба"... Склонность ребёнка передавать в рисунке не конкретные зрительные впечатления, а совокупный результат личного знания о мире является характернейшей чертой рисования дошкольников... Подавляющее большинство взрослых не понимает того, что ребёнок строит свой рисунок как интеллектуальную модель мира, а не его зримый аналог... Тем самым взрослые заметно обедняют детское рисование, лишая его наиболее высокой, "мироустроительной" функции, а детское творчество - внутренней самостоятельности."
Авторская программа Осориной «Психология изобразительной деятельности ребенка и взрослого».

Вебинары о детском рисовании, Ирина Семинихина.
У Осориной есть последователь, прекрасный психолог semirina. Я всем очень рекомендую её вебинар про детское рисование в записи.

воспитание, чтение

Previous post Next post
Up