ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ АКТУАЛЬНЫМ 10 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД?

Jul 29, 2023 20:44


Украина - проблемы выбора. О «ложке дёгтя» или что может огорчить Винни-Пуха

  • 29 июл, 2013 в 18:59

Преамбула: насколько мы были наивными и - насколько повзрослели...



Результаты свершений не должны разочаровывать. Они, результаты, должны служить твёрдой почвой для следующих шагов в нужном направлении. Выбор направления, вероятно, является тем вопросом, который важен для нас более всего!

Украина - проблемы выбора.
О «ложке дёгтя» или что может огорчить Винни-Пуха
Мы сегодня много говорим о «выборе Украины», о «выборе пути», о «выборе приоритетов», «национальном проекте»… Вероятно, эти и подобные им вопросы занимают нас с вами потому, что мы хотим иметь чёткое представление, «твёрдую почву» для планирования своей жизни и, принятия важных для нас решений. Ведь, зависимости от ответов на них, сложатся жизни наших семей, родственников и просто близких и небезразличных нам людей.
Упорно не желая учиться на уроках истории, мы с завидным упорством стремимся познать мир на примере собственных проб и ошибок. В таком контексте, вероятно, следует оценивать и объективные результаты «оранжевой революции» - надежды, которые многие возлагали на последствия этого события в жизни Украины, были втоптаны (ограничимся приемлемой лексикой) в навоз «кумирами», которых создало «собственными руками» само себе наше гражданское общество. Воистину, в юбилей знаменательной даты - Крещения Руси, мы должны вспомнить заповедь - «не сотвори себе кумира»… Мы с вами ощутили на опыте страны, в которой живём, что именно может стоять за этой короткой, но такой, как оказалось, ёмкой фразой.
Реакцией на последствия 2004 года стало, в том числе, и недоверие к институтам власти, к тем принципам, средствам и способам, которыми строится государство, местное самоуправление - наша с вами жизнь. У многих из нас, естественно, наряду с безразличием к политической тематике и социальной апатией, возникают мысли о возможных альтернативных решениях. О тех принципах, путях и средствах их реализации, которые смогут, с высокой долей вероятности, минимизировать риски допущенных ошибок, проявлений алчности, непорядочности и просто глупости причастных к власти и принятию решений, людей.
Представляется, что одним из таких принципов, который реально доступен для практического применения гражданским обществом Украины, исходя из реалий повседневной жизни, может быть принцип народной демократии.
Каким образом мы с вами можем этот принцип представить?
Принцип народной дипломатии - исторически непрерывный процесс общения, взаимного познания народов, взаимовлияния и взаимообогащения культур. Понимание народами друг друга, которое возможно при взаимном терпимом отношении к ценностям, на которых базируется мировоззрение каждого из них, к их культурно-историческим традициям.
Осознание своих собственных ценностей, донесение этих ценностей до сознания людей других культур и цивилизаций в формах, с помощью которых они могли бы быть лучшим образом поняты и приняты - возможная задача применения принципа народной дипломатии в рамках Украинского проекта.
Чем может быть актуален именно этот принцип?
Люди всегда были одним из важнейших ресурсов, которые позволяли создавать разные по своему масштабу цивилизационные проекты. Сегодня борьба за этот ресурс становится предельно острой, жесткой и бескомпромиссной. Шестой технологический уклад в значительной своей степени ориентирован на когнитивные технологии, на технологии, позволяющие максимально раскрыть человеческий потенциал - как на микроуровне, так и на уровне масштабных социальных проектов, включающих в себя миллиарды человек. Страна, искусственно замыкающаяся на себя и отказывающаяся вести борьбу за людской потенциал, не имеет будущего по определению.
Но, если быть честными перед самими собой, такой простой и «незамутненный» взгляд явно грешит против истины. Могучая Римская империя прекрасно справлялась с самыми мощными противниками своего времени даже в совершенно безнадежных ситуациях. Даже в условиях, когда у Рима практически не было никаких шансов.
После падения Рима Восточная Римская империя под именем Византии просуществовала еще добрую тысячу лет, сохраняя цивилизационную идентичность, доставшуюся ей в наследство. Поэтому можно сказать, что это не варвары были так сильны, что сумели, в конце концов, уничтожить великую цивилизацию, а скорее Рим, в конце концов, оказался неспособен противостоять их натиску, ослаб и рухнул (!). Хотя на самом деле «рухнул» - сказано слишком сильно. Если мы вспомним историю, то увидим, что племена варваров последние столетия существования Западной Римской империи вполне комфортно существовали в ее пределах и, в конце концов, просто поставили точку. Последнее взятие Рима оказалось «ударом мизерикорда». Великую империю просто добили из жалости и продолжили жить дальше.
Но это всё слишком абстрактно и далеко как от наших дней, так и от тех пространств, в которых мы живём. Мы живём здесь и сейчас, и поэтому в практическом плане нас должна беспокоить в первую очередь наша страна, мы и будущее наших детей. Всё остальное - упражнения досужего ума.
20 век для Украины и субъектов международного права, частью которых она фактически и юридически являлась (!), был веком колоссальных испытаний и катастроф. Трижды за столетие народ нашей страны попадал в ситуацию, каждая из которых вполне могла стать концом для большинства стран и народов. Трижды, в рамках столетия, изменялись формы субъектности Украины. Первая Мировая и последовавшая непосредственно за ней Гражданская лишили Украину миллионов людей. Часть из них погибла в ходе боевых действий, часть - умерла от голода и болезней, очень значительная часть эмигрировала за рубеж. Нельзя сказать, что потеря последней группы была совсем уж катастрофичной - любители хруста французской булки, безусловно, станут горевать об их судьбе, но это была та самая элита, которая и довела страну до катастрофы. Её потеря не носила однозначно негативного характера - страна, по сути, избавилась от «дурной» крови, хотя, конечно, лучше было бы обойтись без таких радикальных хирургических решений.
Вторая катастрофа последовала буквально через два десятилетия, после начала первой. Голодомор, который упорно не желают признавать даже некоторые «светила» отечественной истории, «чистки» и Великая Отечественная война, лишили страну еще нескольких миллионов человек и создали еще одну демографическую яму невосполнимых потерь, последствия которой ощущаются, по сей день.
Наконец, крушение Советского Союза стало, по своим последствиям, событием, которое сравнимо с суммарными последствиями Первой и Второй мировых и Гражданской войн. Украина утратила, практически невосполнимые, в нынешнем состоянии, ресурсы: ядерное оружие, крупнейший в мире флот, оборонный потенциал, системный промышленный, кооперационный и инфраструктурный потенциал и снова - миллионы людей населения (к слову, как это нелепо ни звучит - именно утрата Украиной торгового и рыболовного флотов, стала одной из причин нынешнего экономического состояния Греции. Её экономика не была настолько ёмкой, чтобы «переварить» такой огромный объём «чёрных» капиталов, которые образовались в процессе «дерибана» украинских флотов и неоднократной последующей перерегистрации новых судовладельцев - большинство судов из Украины уходило, сначала, под Греческий флаг. Сегодня - второй круг этого «марлезонского балета» - различные эмиссары посещают Николаев и другие судостроительные регионы с целью возможного выкупа судоремонтных и судостроительных мощностей… Но, как говорит в своём сериале Каневский - это уже совсем другая история…). Новая демократическая власть, по ряду причин, не заинтересована в публикации статистических данных - они порочат многих, кто причастен к власти и сегодня. Поэтому сложно понять, сколько людей было потеряно по причине крушения СССР на территории советской и независимой Украины - от голода, болезней, во время вынужденного бегства из «горячих» точек и в них самих, от сокращения продолжительности жизни в результате и во время людоедских экспериментов различных «реформаторов».
Так или иначе, но все три катастрофы самым пагубным образом отразились на демографической ситуации в нашей стране. Это и есть та цена, которую заплатил украинский народ, за ошибки и просчеты руководства субъектов государственности в 20 веке. Цена, которую мы продолжаем платить и сегодня.
Украина не способна выполнить задачи, стоящие перед ней, с тем количеством населения, которое сегодня реально проживает на её территории. Для защиты интересов страны от внешних угроз, для реализации целого перечня модернизационных проектов, для её развития требуется население, по разным подсчетам превосходящее нынешнее в полтора-два раза.
Нынешняя же политика государства, направленная на упрощение экономики, деградацию образования, культуры, попытки переформатировать наши цивилизационные коды в угоду космополитическим «общечеловеческим ценностям» создаёт дополнительную проблему качества, оставшегося после всех экспериментов над собой, населения страны.
Всё сказанное говорит о том, что международная кооперация и проистекающие из неё процессы миграции трудовых ресурсов и «социального капитала», является для Украины, как и для большинства постсоветских государств, в сложившихся условиях, практически единственным источником пополнения людских ресурсов, способным качественно и необратимо изменить сложившуюся критическую ситуацию.
С другой стороны, массовый приток иноэтничных мигрантов, носителей иных культурно-исторических традиций, станет глобальным вызовом, если не удастся обеспечить адаптацию и интеграцию тех из них, кто связывает свое будущее с реализацией интеграционных процессов, неотъемлемой частью которых является Украина, если не превратить их в лояльных граждан, независимо от этнической принадлежности и государства происхождения/отбытия.
Приведённая характеристика положения Украины и роли принципов народной дипломатии, демонстрирует тот узкий коридор решений, по которому мы должны будем пройти вне зависимости от своего желания и даже выбора. Либо Украина справится с вызовами времени, либо она утратит свою идентичность, не сумев побороть существующие проблемы. Вот две границы, внутри которых возможно конструктивное решение стоящих перед нами задач. Выход за пределы любой из этих границ однозначно станет для нас окончательной катастрофой, возможность преодоления которой с сохранением единства и целостности страны совершенно неочевидна. Временные показатели и темпы развития процессов говорят о том, что эту проблему уже не удастся переложить на наших детей. Это ответственность нынешнего поколения, и никакого иного.
Вероятно, здесь уместно сделать небольшое отступление от изложения темы - связать её с названием статьи. Многие из нас, помнят имя Алена Александера Милна. При его упоминании мы сразу представляем Медвежонка, который всегда не против, немно­жечко подкрепиться, подвернувшейся, по случаю, порцией мёда. Аналогия с ложкой дёгтя в бочке мёда в названии присутствует, но не только она.
Не все из числа тех, кому так нравится забавный образ Винни-Пуха, знают, что автор детских рассказов о медвежонке и его друзьях, английский писатель и драматург Алан Александр Милн, работал на британскую разведку.
Несмотря на свои пацифистские взгляды, Милн был призван в ряды Королевской армии. Он служил во Фран­ции в составе полка королевских фузилеров - пехотин­цев.
Из записей Милна следует, что его служба являлась фактически работой в составе МИ-7 - пропагандистского подразделения британской разведки, действовавшего во время Первой мировой войны. В заметках писатель критически оценивал то, что ему приходилось «врать» о преступлениях Германии, в частности, о немецких фабриках по переработке трупов солдат кайзеровской армии.
МИ-7 была создана в 1916 году, чтобы с помощью пропаганды ослабить антивоенные настроения, резко выросшие после первых больших потерь Великобритании в войне. Одной из самых известных пропагандистских публикаций, стала статья в газете The Times, которая рассказывала о специальных немецких фабриках, которые перерабатывали павших солдат собственной армии на мыло, свечи и другие продукты (так как из-за экономической блокады в Германии был дефицит жира).
После войны официальные лица Великобритании признали, что эта история действительно была ошибкой.
Война произвела на молодого писателя сильное впе­чатление. Она стала причиной, по которой Милн, особо не интересовавшийся политикой, задумался над происхо­дящим в мире. Его знаменитая антивоенная книга «По­четный мир», опубликованная в 1934 г., нашла отклик в сердцах тысяч читателей.
Эти обстоятельства послужили главной причиной, по которой имя Винни-Пуха появилось в названии - в процессе принятия жизненно важных решений следует избегать вранья, в том числе, вранья самим себе. И естественно, имея возможность наполнить «бочку» мёдом без дёгтя, целесообразно ей воспользоваться. Комбинация из вранья и дёгтя, впоследствии, с большой долей вероятности приведёт к результатам, которые, скорее всего, не входили в первоначальные планы…
Говоря о «вранье», нам следует представить себе, в том числе и действительное лицо «демократической» Европы. Глядя на него внимательно, мы можем убедиться, что методы, которые применяла Британская МИ-7 не остались достоянием истории. Они творчески переработаны и применяются с поправкой на возможности, которые представляет современный уровень развития информационных технологий.
Вопросы, которые мы можем задать европейцам и их «братьям по разуму» из за океана: о порядочности, соблюдении морально-этических норм, уважении к культурно-историческим традициям - вопросы в никуда. Те, кто по роду деятельности знаком с реализацией Проектов международного характера знают об этом не понаслышке.
Относительно «ложки дёгтя», то, к большому удивлению, примером её привнесения в нашу общую «бочку» может служить конференция "Православно-славянские ценности - основа цивилизационного выбора Украины" организованная "Украинским выбором" в субботу в Киеве.
Не взирая, на разнообразные политические убеждения и различные «пристрастия» украинцев, событием стало само присутствие на конференции Президента России, Владимира Путина. Круг вопросов, которые были подняты в процессе её работы - вопрос цивилизационного выбора Украины, укрепления добрососедства и сотрудничества, вопросы духовного и ментального выбора, без сомнения - главные вопросы, из числа тех, которые сегодня стоят перед гражданским обществом Украины. От решения именно этих вопросов зависит - пройдём ли мы по коридору (или по лезвию ножа) на пути к преодолению вызовов, которые предъявлены сегодня нашему обществу.
Состав участников конференции - доктор экономических наук, профессор, академик РАН, советник президента Сергей Глазьев, доктор экономических наук, профессор, академик, вице-президент НАН Украины, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец, многие другие, гарантирует высокий научно-методический уровень, как постановки проблем, так и определении ответов на существующие вопросы.
Удивление, в связи с этим, вызывает присутствие на конференции Петра Толочко. Поступки этого человека и их последствия (которые, в отличие от его научной деятельности, по понятным причинам, не афишируются) и есть та «ложка дёгтя», способная испортить не одну «бочку мёда». Даже беглый обзор его «достижений», даёт этому человеку характеристику однозначную:
·  Леонид Черновецкий, Пётр Толочко, Федор Шпиг, Михаил Бродский - всего 50 депутатов, подписали письмо к председателю Государственного комитета по вопросам религий и Совету национальной безопасности с призывом не допустить преследования по религиозным мотивам пастора Церкви «Посольство Божье» Сандея Аделаджа. Мотив - это может повредить (!) имиджу Украины.
·  Начиная с 1998 года Пётр Толочко - депутат ВР 3-го созыва, №2 в списке «Громады» Павла Лазаренко. «Тяжкое бремя» народного избранника Пётр Петрович нёс вплоть до 2006 года. В течении этих восьми лет скорость, с которой он перемещался по фракциям и депутатским группам, могла стать достойным примером подражания для любой девушки древнейшей профессии.
·  Начало проблем в деятельности Украинской корпорации «Укрнафта», офис которой аккуратно вписался в красную линию Нестеровского переулка, относятся к 2002 году. Именно тогда Пётр Петрович предпринял титанические поистине усилия, чтобы лишить государственный (!) научно-исследовательский Институт памяткоохранных исследований Министерства культуры, возможности работать в рамках Договора, по которому уже был выплачен аванс. Причём, методы, которые он не брезговал использовать на пути к своей цели, отвернули бы, наверняка, тех самых женщин древнейшей профессии. Как минимум, в результате пострадала репутация и карьера ряда сотрудников корпорации и учёных, как максимум - был сорван межправительственный контракт Укрнафты, что и запустило процессы, послужившие началом проблем. Документы, которые определяют преступный характер финансово-хозяйственной деятельности во взаимоотношениях с «Укрнафтой» именно как физических лиц в 2002 году, Петра Петровича Толочко и его «верного Санчо Пансы» Дениса Никодимовича Козака доступны для анализа и сегодня. Цена вопроса тогда составляла 5 000 000 гривен (собственно и сегодня - деньги не маленькие). Договор, «переподписаный» на Институт археологии выполнялся вместо необходимых заказчику 6 - 8 месяцев, около 3 лет и, вероятно, не выполнен в полном объёме до сих пор. Какой урон понесла национальная экономика? Вопрос риторический.
·  Известный в постсоветской Украине, покойный ныне коллекционер антиквариата Сергей Платонов, создавший, в своё время совместно с коллегами выставку «ПЛАТАР», в числе причин, побудивших его к созданию именно публичной коллекции, называл желание препятствовать вывозу с территории Украины её национального достояния. На пресс-конференциях, на которых, порой, его упрекали в содействии «чёрным археологам», он говорил, что взаимодействие с этими людьми - результат достижения той-же цели, предупреждение вывоза за рубеж. При этом он, всегда подчёркивал, что значительно большую опасность он видит в том, что артефакты с шифрами фондов Института Археологии АН Украины его представители постоянно встречают в соответствующих местах продаж. Сколько находок, принятых на хранение в фонды Института бесследно пропало во время переезда из помещений Выдубецкого монастыря в здание на пр-те Героев Сталинграда, не установит сегодня, вероятно уже никто. Никто не узнает, сколько отчётов о проведении полевых работ «испарилось» из архива Института без следа. Какой урон понесло наше историческое наследие в результате действий Толочко?
·  В том-же 2002 году ВР Украины рассматривала (и приняла в конце концов) «Закон Об охране Археологического наследия». Глава Комитета ВР по вопросам культуры и духовности, Лесь Танюк, характеризовал эту инициативу Петра Толочко, как попытку «приватизации» археологической деятельности в Украине. Нужно отметить, что принятый, в последствии, этот Закон, благодаря стараниям Танюка и других членов Комитета был в значительной мере «выхолощен» в процессе слушаний на заседании Комитета - из текста были извлечены основные положения, которые давали преференции Институту археологии, его принятие, фактически, стало делом принципа для Петра Петровича. Ирония заключается в том, что, учитывая депутатский статус инициатора, эксперты, которых привлёк Комитет, договорились, что для «извлечения» нужных ПП пунктов будут использованы цитаты исключительно… самого Толочко. Можно только предполагать, сколько новых исследователей так не вышли «в поле» и сколько памятников «пошли под бульдозер» в результате действия этого закона.
В украинском языке есть такое определение - «гендлярство», синонимы этого слова, на русском языке - меркантильность, своекорыстие, торгашество, всё, что связано с выгодой. Говоря о том, что беглый обзор «достижений», даёт этому человеку характеристику однозначную, следует, вероятно, считать его «гендляром от археологии» и вандалом. Единственное, что отличает его от многих, ему подобных, это безнаказанность. Вандала, который разрушил могилу на кладбище в поисках металла для сдачи во «Вторчермет» привлекут к уголовной ответственности, его ожидает общественное порицание односельчан. Высокопоставленные вандалы ответственности избегают, прикрываясь депутатским статусом или званием академика…
Выступая на конференции, Президент России, в том числе сказал, что будущее экономических отношений России и Украины зависит от того, "как мы договоримся о совместной работе на абсолютно равноправных, честных, понятных и прозрачных условиях". Присутствие в работе таких людей, как Толочко, вряд ли будет способствовать честному, понятному и прозрачному характеру деятельности в рамках этого процесса. Скорее, такие «персонажи» будут эту деятельность дискредитировать.
Владимир Владимирович, в своём выступлении также отметил, что Россия будет уважать любой выбор Украины в области экономической интеграции. Вопрос заключается в том, какой именно выбор сделает государство Украина, будет ли солидарно решение, принятое государством, с настроениями гражданского общества?
Разделяется ли такой подход руководство Украины? Пока можно констатировать, что интересы бизнес-групп, представленных во власти, частично совпадают с интересами государства, не более. Но, долго такой эксперимент продолжаться не может - любая система имеет свой запас прочности… Целесообразность удержания власти - умение использовать её в конструктивных целях для поддержания устойчивости внутри системы и, уже потом, извлекать из этого какие либо преференции - если будет что извлекать. Для того, чтобы было что извлекать и для того, чтобы этим могли воспользоваться наследники (это является для многих главной мотивацией - обеспеченная жизнь детей), люди, причастные к власти более, чем кто либо другой, должны быть заинтересованы в стабильной и стойкой работе всех без исключения механизмов государства и соответственно - в четком их взаимодействии. С большой долей уверенности можно говорить о том, что именно применение принципа народной дипломатии в рамках Украинского проекта, может быть тем механизмом, который в состоянии объединить намерения власти и стремления гражданского общества.
Украина, хотим мы этого или нет, является постсоветским государством, бывшим членом СССР. Мы такие не одни и можно смело утверждать, что характер проблем, рисков и угроз для разных постсоветских государств имеет много общего. Поэтому, вероятно, перед принятием решений относительно развития и реализации национальных проектов, имеет смысл провести анализ деятельности других государств постсоветского пространства. Особенно - удачных примеров реализации национальных проектов.
Так, если мы возьмём пример Казахстана, в числе прочего увидим, что один из лидеров энергетического сектора ЕС, The Rompetrol Group N.V. (TRG) - румынская нефтяная компания, вместе с пренадлежащим ей НПЗ «Петромидия», с самым современный нефтеперерабатывающим заводом на территории Центральной и Восточной Европы, инженерно-строительной компанией в нефтегазовой отрасли, сетью автозаправочных станций, сетью нефтехранилищ, морским терминалом для сырой нефти в черноморском порту Мидия на 100 % принадлежит казахстанской государственной (!) нефтяной компании «КазМунайГаз»... Причём - Европейская комиссия одобрила приобретение «РомПетрол» компанией «КазМунайГаз», а операционная прибыль завода выросла более чем в 5 раз по сравнению с предыдущим периодом. Этот пример, один из многих, которые наглядно демонстрируют - постсоветские государства сегодня имеют абсолютно все возможности достойно представлять себя и своё гражданское общество в семье народов мира.
Если же, вопреки тому, что мы наблюдаем сегодня, возникнет желание учиться на уроках истории, нам, вероятно, целесообразно оценить те процессы, которые, на протяжении веков приводили к процветанию и созданию «точек роста». К таким процессам, как легко мы убедимся, открыв любую работу по всемирной истории, относится развитие торговых путей и связанных с этим развитием, экономических и политических процессов. Причём, анализ исторической ретроспективы показывает, что наиболее эффективными, для различных регионов Европы стали те случаи, когда такие торговые пути совмещали потоки из Китая с развитием двусторонних отношений с Ираном. Так, в V веке д.н.э., маленькое местечко на севере Фракии, город Абдеры: в короткий срок этот малоизвестный городок превратился в культурный центр. Имена, как Демокрит, Пторагор и Гиппократ - стали той визитной карточкой, которая лучше всяких статистических показателей характеризует результат развития процессов.
Главное для этого - использовать те ценности, принципы и инструменты, которые позволят сделать правильный выбор. Выбор, результаты которого будут, как минимум, находится в границах сектора приемлемых для гражданского общества и экономики Украины состояний.
Представляется, что принцип народной дипломатии, в том понимании, в котором мы с вами его представили, может и должен быть использован в процессе нашего с вами выбора.
PS.
Реплика напоследок: намного более эффективными, решения, связанные с выбором пути и преодолению вызовов времени будут в том случае, если мы привнесём в них долю юмора. Ведь согласитесь, далеко не все наши оппоненты, которые привыкли учить нас жизни в режиме «и сурово брови мы насупим..», смогут говорить и действовать ощущая свою комичность, услышав вместо оправданий и доказательств - смех… Да и нам самим, принимать решения, выбирать пути и строить намного легче и приятнее с хорошим весёлым настроением. Это, ни в коем случае, не подразумевает легкомыслия в процессе принятия решений и поступках.

Previous post
Up