Написано по просьбе
savamura_sasame, без претензий на глубокое изложения материала. Комментарии приветствуются.
Для рисунка карандашом лучше подходит бумага плотная, без фактуры, шероховатая. Фактурная бумага тоже может использоваться, но такой подход имеет свои достоинства и недостатки, поскольку в процессе штриховки карандаш в движении пролетает над ямками на бумаге, закрашивая только вершинки фактуры бумаги, таким образом практически самопроизвольно и без усилий получается интересная штриховка (воспроизводящая рисунок фактуры бумаги). Однако обратной стороной медали является неуправляемость подобного изображения, заштриховать полностью фактурную бумагу до тёмного будет трудно. Иногда встречаются технические хитрости, которые применяют художники: несмотря на то, что работа выполняется на ровной бумаге, существуют инструменты, которые позволяют создавать на бумаге фактуру в нужных местах. Такой инструмент представляет собой что-то типа штампов с разным рисунком, с силой прижимаемых к листу. Или же под бумагу подкладываются поверхности с рельефом и бумага с усилием прокатывается по рельефу и образовывается фактура. При тушёвке в обоих случаях локально в нужном месте возникает оригинальная фактура, на которой легко появляется характерный рисунок.
Выбор бумаги для акварели очень важен, в акварели бумага не просто основа на которой лежит красочный слой, а неотъемлемая часть самого рисунка, поскольку падающий на рисунок свет проходит сквозь тонкие слои краски, отражается от бумаги и возвращается назад, заставляя светиться краску изнутри. Бумага для акварели впитывает воду и порою в очень больших количествах, что приводит к её короблению. Потому Для рисунка акварелью рекомендуется бумага плотная, с большим весом, но теперь фактура у бумаги не только допустима, а просто необходима. Существует немалый выбор подобной бумаги разных производителей. Листы акварельной бумаги предварительно проклеены тонким слоем клея, чтобы краска не впитывалась в бумагу. Это позволяет гибко управлять акварельной краской в процессе работы. Акварельная бумага разных производителей очень сильно отличается по поведению краски на ней и каждый сорт требует освоения и выработки своих навыков работы с такой бумагой. Акварель является одной из самых капризных и сложных техник в живописи. И дающей художнику невероятно гибкие возможности создания живописных работ. Рекомендую для ознакомления эту ссылку, где подробно об акварельной бумаге рассказывает знаменитый художник-акварелист Константин Станиславович Кузёма
http://kuzema.my1.ru/publ/o_bumage/1-1-0-5 Пастель сухая. Ровная гладкая, тем более мелованная бумага для пастели категорически не годится, поскольку суть пастели в удержании сухого красящего вещества на поверхности основы только за счёт трения (в меньшей степени это распространяется на масляную или восковую пастель, хотя актуально и для них). Поэтому рекомендуется бумага с шероховатой поверхностью, даже мелкозернистая наждачная бумага. В силу особенностей этой техники для рисунка пастелью обычно используется тонированная бумага разных оттенков как ярких, так и спокойных приглушённых тонов. Производителями такая бумага выпускается в виде альбомов и склеек или в виде отдельных листов разных цветов. Альбомы обычно содержат листы одного сорта бумаги, но делятся по цветовым группам, в каждом альбоме 20-30 листов разных оттенков.
Пастель масляная. Исторически не воспринимается на просторах СНГ как материал для серьёзных "взрослых" работ и устойчиво преподносится по всем магазинам как материал для детского или учебного рисунка, и предлагается в виде маленьких наборов с ограниченным числом цветов. Учитывая, что в отличии от сухой, масляная пастель растушёвывается с трудом, большой выбор цветов становится очень актуален. В доступных наборах цветов мало и на основании этого снова делается вывод, что этот материал не серьёзен. На самом деле масляная пастель является вполне профессиональной техникой, при старании можно найти наборы в 48 цветов и даже более, но желающие у нас работать с масляной пастель попадают в заколдованный круг - материал не спрашивают, а значит и не завозят, а не завозят, значит и не спрашивают. На Западе существуют признанные мастера и развита школа рисунка масляной пастелью. Для масляной пастели менее важны требования к шероховатости поверхности, поскольку сама масляная пастель материал липкий, особенно будучи разогретой при долгом контакте с руками художника, поэтому рисовать ей можно не только на бумаге, но и на других материалах, даже с достаточно гладкой поверхностью. Возвращаясь к вопросу о бумаге обязательно надо помнить, что в силу присутствия в пастели масла, для такой пастели необходима специальная пропитка бумаги, иначе через несколько десятков лет проникшее в бумажный слой масло начнёт разрушать бумагу и работа просто погибнет.
Масляная живопись. В силу состава красок сразу начинать работу на бумаге или картоне нельзя, лист должен быть обязательно обработан. Рекомендуется наклеивать бумагу рыбьим или столярным клеем на картон, далее поверхность бумаги проклеить этим же клеем и сверху загрунтовать масляными свинцовыми белилами. Готовая бумага иностранных производителей предварительно уже обработана, на ней можно рисовать сразу. Как правило эту же бумагу предлагают и для работы акрилом и темперой.
Тушь. Чертёжная тушь выпускается разных цветов и представляет собой жидкость, внутри которой свободно перемещаются мельчайшие нерастворимые частички пигмента. Для рисунка чертёжной тушью обычно используется специальный инструмент - рапидограф. Наконечник рапидографа представляет собой очень тонкую стальную трубочку, внутри которой находится ещё более тонкая стальная игла. Игла свободно ходит внутри трубочки и обычно имеет на своём конце, находящемся внутри рапидографа, специальный утяжелитель. Опустившись под своим весом она немного выступает из трубочки. Когда рапидограф прижимается к бумаге, игла поднимается и открывает проход для туши, хранящейся в резервуаре в ручке инструмента, после чего тушь начинает поступать на бумагу. Соответственно для выполнения рисунка подобным инструментом требуется ровная и плотная бумага, подходит так же качественный тонкий картон с гладкой поверхностью или мелованная бумага. Рисунки данным инструментом обычно выполняются в особой штриховой технике,отлично подходящей для воспроизведения в полиграфии.
Китайская тушь. Нельзя обойти вниманием китайскую художественную тушь и особую технику рисунка этим материалом, которая появилась в древнем Китае и развивалась многие сотни лет до наших времён. Тушь выпускается в виде плиток и готовится к работе непосредственно перед началом рисунка. Твёрдая плитка растирается в воде в специальной тушечнице, получившийся раствор туши используется для рисунка. Рисунок такой тушью выполняется большими кистями из волчьего или другого волоса. Бумага для подобного рисунка выпускается особенная, тонкая и быстро и хорошо впитывающая влагу. Бумага очень не любит воздействие кистью, поэтому для графических элементов применяется обычно один или минимальное число мазков, а сама техника работы очень быстрая и требующая твёрдости руки художника, многократных тренировок и знания приёмов работы над элементами рисунка. Но, в итоге получаются очень притягательные, красивые и воздушные рисунки. Известные, признанные мастера устраивают специальные соревнования каллиграфии перед которыми многие годы оттачивают искусство рисования иероглифов в этой технике.
---
Как-то незаметно разросся этот материал...