Гуманизм монотеизма

Aug 21, 2019 12:47


Мне, как и любому гуманисту 21 века, тот Бог, который требует человеческого жертвоприношения - отвратителен. Поэтому зарождение монотеистической религии, начинающееся с этого события, крайне неприятно. А ещё интересен вот какой факт: "И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего" (Бытие 22:9).

Вам не кажется странным в этой истории то, как покорно и без вопросов Авраам соглашается принести в жертву своего сына? Ответ очень прост: человеческие жертвоприношения для того времени были обычным делом у семитских народов. Аммонитяне, финикийцы и карфагеняне запросто в искупительных целях сжигали детей, принося их в жертву Молоху, Ваалу, Астарте и другим богам шумеро-аккадского пантеона. В Древнем Египта рабы часто были захоронены вместе с фараоном, чтобы следовать за ним в загробной жизни. У солнцепоклонников в культурах Мезоамерики (майя, ацтеки) тысячи людей приносились в жертву на ежегодном празднике маиса, а у инков человеческие жертвоприношения были приурочены к восхождению на престол нового правителя.

Конечно же и славяне не избежали наследия многобожия в виде человеческих жертв. В «Повести временных лет» есть несколько упоминаний о человеческих жертвоприношениях: про жителей Киева сказано, что они приводили к изображениям богов, поставленных на холме, «сыны своя и дочери и жряху (приносили в жертву) бесом»; после успешного похода князя Владимира на ятвягов в Киеве было решено по старому обычаю принести богам человеческую жертву, наметив ее по жребию. Забавный факт о человеческом жертвоприношении среди славян упоминается и в "Славянской хронике" немецкого священника и миссионера XII века Гельмольда из Босау: "Среди множества славянских божеств главным является Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской, так как он - самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека - христианина, какого укажет жребий…".

Более того, у некоторых народов обычаи человеческого жертвоприношения сохранялись вплоть до Средневековья. Например, в Китае до XVII века вместе с императором хоронили его приближённых (самые крупные свидетельства - археологические находки эпохи Шань).

Вообщем, масштаб трагедии вы уловили, теперь вернёмся к истории рождения монотеизма.

Итак, некоторый безымянный Бог, один из многочисленного пантеона, высказывает. как вы уже понимаете, вообщем-то вполне обычную просьбу Аврааму, чтобы тот принёс в жертву своё дитя. Но в момент жертвоприношения происходит, по свидетельству Авраама, нечто необычное: "Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (Бытие 22:12). И далее: "клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Бытие 22:16-18).

Было ли явление Господа Аврааму или же нет, судить достоверно нельзя, потому что, как и с Моисеем, по счастливой случайности всё происходило на горе поодаль от всего племени, так что свидетелей больше не было. Однако же, Авраам вернулся с живым и невредимым сыном и с революционным рассказом о завете, отменяющем человеческие жертвоприношения, что как вы понимаете, весьма обрадовало всё племя.

Этот новый Бог выгодно отличался от других богов пантеона, не требуя человеческих жертв, а, кроме этого, Он дал возможность стать частью племени не только по родству, но и по единой религии, закладывая основу для перехода от рода и племени к народности: "Если же поселится у тебя пришелец и захочет совершить Пасху Господню, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами" (Исход 12:48-49).

Сегодня, глядя в прошлое монотеистической религии, стоит помнить, что именно с её помощью впервые была заложена идеологическая основа, отменяющая человеческие жертвоприношения, а иудаизм для того момента был столь же революционной идеей гуманизма, каким стало в своё время христианство. После этого анализа я с улыбкой вспоминаю высказывания своих друзей и близких о том, что: "верую во Вселенную", "верю в силы природы" и так далее, как наиболее гуманистический взгляд на веру. Но ведь именно верующие в силы природы и вселенную приносили человеческие жертвоприношения, а монотеизм стал источником кардинальных перемен.

монотеизм, гуманизм, общество, религия

Previous post Next post
Up