Старейшее учебное заведение Кологрива

Dec 12, 2014 14:13

Старейшее учебное заведение Кологрива

В 2014 году исполняется 180 лет старейшему учебному заведению нашего города - Кологривскому уездному училищу. В 1918 году оно, преобразованное несколько раз в 19 - начале 20 веков, наряду с мужской и женской гимназиями было реорганизовано в единую трудовую школу 2-ой ступени, из которой позднее и появилась Кологривская средняя школа. Поэтому нынешний год можно, на мой взгляд, с полным основанием считать юбилейным для городской школы.
У Кологривского уездного училища богатая и славная история. Здесь трудились прекрасные педагоги, воспитавшие тысячи учеников, многие из которых позднее прославили свою малую и большую Родину. Училище, дававшее расширенное начальное образование, на протяжении многих десятилетий оставалось главным «очагом» культуры и просвещения обширного Кологривского уезда. Его выпускниками были известные не только в нашей губернии, но и далеко за ее пределами знаменитые люди. Назову лишь некоторых из них. Это замечательный писатель-этнограф, академик Сергей Васильевич Максимов, академики живописи Петр Иванович Невзоров и «король акварели» Геннадий Александрович Ладыженский, уникальный крестьянский самородок Ефим Васильевич Честняков, пламенный революционер, моряк-балтиец Владимир Дмитриевич Трефолев, известный врач-ученый Иван Иванович Ёлкин. Список этих людей, которыми по-праву гордятся кологривчане, можно было бы продолжать долго.
К сожалению, история когда-то главного кологривского учебного заведения мало кому известна из нынешних кологривчан. Своей исследовательской работой, которую мы делали с сыном Тимгановым Артёмом, я хотел бы исправить эту несправедливость и напомнить землякам об истории училища и юбилее нашей родной школы.
В настоящее время принято считать, что история Кологривской средней школы начинается в 1849 году, когда в Кологриве помещицей Шубиной была открыта маленькая школа для бедных дворянских девочек, преобразованная в 1872 году в женскую прогимназию, а позднее в гимназию. История этого учебного заведения - тоже часть истории нашей школы и весьма значительная, но далеко неполная. На мой взгляд, если уж включать дореволюционный период в историю школы, то тогда нужно учитывать не только женское, но и мужское школьное образование в городе Кологрив, а оно, как известно, до 1917 г. было раздельным. Поэтому отсчет времени существования МОУ СОШ Кологривская школа логичнее начинать именно с 1834 года, со времени открытия уездного училища, которое в 19 - начале 20 вв. было как раз тем, что мы называем сейчас государственной средней школой. Впрочем, вопрос этот дискуссионный и неоднозначный.
Начальное образование в Российской империи и первые годы советской  властиПрежде чем перейти к истории Кологривского училища, необходимо вкратце рассказать о системе общего образования в дореволюционной России.
В начале 19 века правительство нового императора Александра I наряду с другими реформами полностью преобразовало всю систему образования в стране. Создавалась 4-х ступенчатая система учебных заведений, находившихся между собой в органической связи: приходские училища - уездные училища - гимназии - университеты. Приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, смотрители уездных училищ - директорам гимназий, расположенных в губерниях. Гимназии же были подведомственны университетам. Вся империя делилась на 6 учебных округов во главе с университетами.
В 1804 году император утвердил «Устав учебных заведений, подведомственных универ­ситетам», в соответствии с которым в стране должны были открываться приходские, уезд­ные училища и гимназии. В те годы уездное училище было повышенной начальной школой, второй после приходского училища ступенью образования. По уставу учебных заведений 1804 года они открывались в губернских и уездных городах для подготовки учащихся "всякого звания" к поступлению в гимназию и состояли из двух классов.
По уставу 1828 года училища стали 3-классными и предназначались в основном для детей купцов, мещан и других городских сословий. В них преподавались закон божий, священная и церковная история, русский язык, арифметика, геометрия до стереометрии включительно (без доказательств), география, русская и всеобщая история, чистописание, черчение и рисование. С разрешения министерства народного просвещения при училищах могли открываться особые дополнительные курсы, которые давали начальное профессиональное образование.
С 1875 года уездные училища начали преобразовывать в городские училища - учебные заведения повышенного типа для детей мещан, купцов, крестьян и служащих. Мужские городские училища с 6-летним сроком обучения создавались на базе уездных училищ, в них отныне могли учиться и дети крестьян. В этих заведениях обучали закону Божьему, чтению и письму, русскому языку и церковнославянскому чтению, арифметике, практической геометрии, географии, отечественной и всеобщей истории, естественной истории и физике, черчению, рисованию, гимнастике, а также некоторым прикладным знаниям и ремёслам, таким как работы по дереву и металлу.
С 1912 года городские училища были переименованы в высшие начальные училища. Эти училища состояли из 4-х классов с годичным курсом обучения в каждом. В них принимались дети в возрасте 10-13 лет, окончившие начальную школу. Существовали мужские, женские, а также небольшое число смешанных высших начальных училищ. Учащиеся высших начальных училищ, прошедшие курс 1-го и 2-го классов, имели право поступить соответственно во 2-й и 3-й классы средних общеобразовательных школ (для поступления в 3-й класс требовалась сдача экзамена по иностранным и древним языкам. Выпускники высших начальных училищ (в переводе на нашу систему образования это были 9-летние школы, дававшие основное общее образование) обычно поступали в учительские семинарии или технические училища. Упразднены высшие начальные училища были после Октябрьской революции 1917 года. На базе большинства из них создали единые трудовые школы, из которых и родилась советская школа.
С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. В октябре 1918 года было введено положение «О единой трудовой школе РСФСР», которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста.
На основе декретов, принятых в 1918-1919 гг., система образования была коренным образом изменена: было запрещено существование частных школ; введено бесплатное, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь - от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения; отменялись физические наказания детей. Уустанавливались социалистические принципы построения системы народного образования - связь школы с жизнью, осуществление национального и полового равноправия, обучение на родном языке, преемственность различных ступеней обучения. Вводилась единая трудовая школа с девятилетним сроком обучения, разделённая на две ступени: первая - для детей от 8 до 13 лет (5-летний курс), вторая - от 13 до 17 лет (4-летний курс).
В Кологривском уездном училищеИстория народного образования Кологрива начинается в 1832 году.
В этом году в городе была открыта низшая школа для мальчиков - приходское училище, первая ступень образования в Российской империи. Программа обучения была очень ограниченной и включала закон Божий, чтение, письмо и четыре правила арифметики. Учебников не было, все заучивалось «с голоса» и « назубок». Преподаватель был один. Судя по отчетам того времени, соединение в одном классе детей 6-7 лет с юношами 14-15 лет, перегруженность  классов создавали атмосферу, малопригодную для обучения.
Через 2 года, в 1834 году, по решению уездных и городских властей открылось Кологривское уездное училище, дававшее детям расширенное начальное образование, рассчитанное, прежде всего, на отпрысков состоятельных жителей уезда. Уездные училища финансировались госу­дарством, но, как было записано в Уставе, «с до­полнением от обще­ства». Подчинялись они, в отличие от частных и церковно-приходских школ, министерству народного просвещения.

На каждое уездное училище полага­лось от государства 1600 рублей в год. Но прежде чем хода­тайствовать о выдаче государственных средств на уездное учи­лище, и, стало быть, на его открытие, на мес­тах требовалось зару­читься обещанием го­родских обществ или городских дум в том, что они будут оказывать материальную помощь уездному училищу. Кроме того, для уездного училища требовалось подготовить «приличное» помещение, то есть достаточное для проведения учебных занятий, хранения учебных пособий, жилья для учителей. Требовалось также обеспе­чить училище классной мебелью и всем необхо­димым для организации учебного процесса, в том числе укомплектовать штат учителей.
Для Кологривского училища выстроили небольшое одноэтажное деревянное здание на главной улице Кологрива - Вятской (ныне ул. Кирова). Сейчас на этом месте расположено здание гостиницы «Кологрив», в котором скоро будет Детская школа искусств. Открытие училища, безусловно, стало очень важным событием в жизни небольшого костромского городка.

По воспоминаниям кологривчан, большую роль в становлении училища сыграл знаменитый поэт, драматург, декабрист, близкий друг А.С. Пушкина академик Павел Александрович Катенин. С 1830-х годов, выйдя в отставку, он почти постоянно проживал в своем кологривском имении Шаёво. Был у Катенина и собственный дом в Кологриве (сейчас здание военкомата). Будучи человеком общественно активным, он часто посещал училище, бывал на приемных и выпускных экзаменах. Именно по его рекомендации отдал на обучение в училище своего сына Серёжу парфентьевский почтмейстер Василий Никитич Максимов, друживший с Катениным.



Для поступления в первый класс училища требовалось умение читать и писать, а также знание первых четырех действий арифметики. Эту предварительную подготовку дети получали или в приходском училище, или дома с нанятыми учителями.
В уездных училищах того времени курс обучения длился три года. Соответственно, было 3 класса, преподавание в которых было предметное. Кроме штатного смотрителя училища (директора), не занимавшегося преподаванием, и законоучителя (священник местной церкви) педколлектив состоял из четырех преподавателей-предметников. В первые годы работы училища русский язык и грамматику преподавал Иван Михайлович Воинов, арифметику и геометрию - Семён Иванович Скворцов, географию и историю - Александр Егорович Иванов, графические искусства - Иван Борисович Перфильев.
В Костромском областном архиве сохранился список преподавателей уездного училища, работавших в 1840-е годы. Вот этот документ.

Кологривское Уездное Училище. Список сотрудников. 1845 г.:
 Коллежский ассессор Андрей Степанов сын Налетов. Почётный Смотритель. 62 года. Из обер-офицерских детей. Вдов, детей не имеет.
  Коллежский ассессор Арсений Яковлев сын Сирин. Штатный Смотритель. 40 лет. Из Духовного звания, сын Священника. Не женат.
  Коллежский ассессор Семён Иванов сын Скворцов. Учитель Арифметики и Геометрии. 39 лет. Из обер-офицерских детей. Вдов, имеет сына Николая 7 лет.
  Титулярный советник Александр Васильев сын Угличский. Учитель Русской Грамматики. 37 лет. Из Духовного звания, сын Священника. Не женат.
  12 класса Михаил Иванов сын Лазарев. Учитель Истории и Географии. 24 года. Из воспитанников Московского Воспитательного Дома. Не женат.
  14 класса Иван Борисов сын Перфильев. Учитель Черчения, Рисования и Чистописания. 23 года (родился 9 ноября 1821 г.). Из Кологривских мещан. Не женат.
Особо хочется отметить учителя с «большой буквы», преподавателя графических искусств Ивана Борисовича Перфильева. Его самый знаменитый ученик Геннадий Александрович Ладыженский всю жизнь с теплотой вспоминал своего первого учителя и в конце жизни написал о нем воспоминания, хранящиеся сейчас в Центральном государственном архиве литературы и искусства.
Иван Борисович родился в Кологриве в 1821 году в семье бедного мещанина. После окончания уездного училища с 1837 года стал преподавателем приходского училища. В 1840 году благодаря выдающимся художественным способностям был переведен учителем рисования, черчения и чистописания в уездное училище и отправлен на учебу в знаменитую московскую рисовальную школу графа Строганова. Талантливый и чрезвычайно трудолюбивый, он добивается поразительных успехов. Перфильев не только учится рисунку, живописи, композиции в классах, но много работает на «натуре», в залах художественных галерей, делая копии картин известных живописцев.

Иван Борисович ПерфильевДом Ивана Борисовича в Кологриве, по воспоминаниям Ладыженского, был миниатюрной картинной галереей. Кроме копий с шедевров выдающихся художников, привезенных из Москвы, на стенах висели и его собственные работы - портреты, пейзажи, иконы. «Посещение его дома было для меня дороже и благотворнее уроков в училище, - писал Ладыженский. - С каким наслаждением смотрел я на его работы, проникаясь любовью к труду и чувством прекрасного. Но еще благотворнее были уроки рисования, которые Иван Борисович вел в уездном училище, а также совместная работа на этюдах». Рисуя какой-нибудь пейзаж в окрестностях Кологрива, учитель и ученик подолгу разговаривали. Иван Борисович поражался необычной для рядового ученика оригинальностью видения натуры и самостоятельностью исполнения у Геннадия. Ученика же, как и всех кологривчан, изумляли многообразие интересов учителя и его многочисленные таланты.
«Получая скромное жалование (200 рублей в месяц), Иван Борисович вынужден был кроме учительства заниматься и подсобными делами, добывая средства к существованию. Не было предмета в обыденной жизни, которого он бы не знал в совершенстве. Он был одновременно иконописцем, портретистом, пейзажистом, фотографом, архитектором-строителем, плотником, столяром, маляром, сапожником, образцовым пчеловодом, садовником, охотником и рыболовом. Всегда бывало застанешь его за какой-либо работой. Он что-нибудь мастерил или, как бы отдыхая, плел длинные рыболовные сети, подтачивал и гнул крючки. Благодаря его инициативе в здешних краях стало развиваться пчеловодство, он был первым в уезде осмысленным пчеловодом», - вспоминал через много лет благодарный ученик.
Своими многосторонними знаниями Перфильев делился со всеми жителями Кологрива и в первую очередь, конечно, с учениками уездного училища. «Светлой и глубоко симпатичной личностью» называл Ивана Борисовича Ладыженский. Перфильев был настоящим учителем, широко понимающим свою просветительскую задачу, человеком, вносящим в темную родную среду знания, культуру, любовь к труду. Общение с этим очень прогрессивным для своего времени педагогом благотворно сказалось на многих учениках. Именно он первым заметил способности юного Гены Ладыженского, помог окрепнуть им, развиться. Именно он, талантливый самородок из глубинки, посоветовал своему ученику, вопреки воле родителей ехать учиться в Петербург, в Академию художеств.
Г.А. Ладыженский, уже академик живописи, сам прекрасный педагог, воспитавший в Одессе целую плеяду выдающихся художников - И.И.Бродского, П.А.Нилуса, А.А.Шовкуненко, М.Б.Грекова и других, до смерти остался преданным памяти своего первого и незабвенного учителя Ивана Борисовича Перфильева.
Дал «путёвку в жизнь» кологривский педагог также Петру Ивановичу Невзорову, ставшему как и Ладыженский академиком живописи. По совету учителя Пётр после окончания уездного училища также отправился в столицу обучаться в Академии художеств. В кологривском музее, кстати, хранится замечательный портрет И.Б.Перфильева, написанный его талантливым учеником Невзоровым.
Без сомнения, большое влияние оказал учитель Перфильев и на юного Сергея Максимова, ставшего известным российским писателем. В Кологривском уездном училище Максимов учился с 1840 по 42 учебный год.
В конце учебного года все ученики принимали участие в торжественном мероприятии, имевшем общегородской масштаб. В Костромском государственном архиве хранится «Список учеников Кологривских училищ, удостоенных перевода в высшие классы после испытаний в 1842 году», а также «Описание торжественного акта», происходившегося в училище. Вот как это происходило:
«В Кологривском уездном и приходском училищах 17-го числа июня месяца 1842 года происходил торжественный Акт, в присутствии духовенства, чиновников и почетного купечества. Перед началом Акта воспитанники обоих училищ слушали в соборной церкви Божественную литургию и молебен о здравии Его Императорского величества и всей Августейшей фамилии. Акт начался в 12-м часу до полудня рассуждением о пользе, какую доставляет образующемуся юношеству изучение предметов, преподающихся в уездных училищах, читанным учителем арифметики и географии С.Скворцовым. Потом предложены были детям, особенно 2-го и 3-го классов, более занимательные вопросы из учебных предметов, преимущественно же из закона Божия и истории всеобщей и отечественной. За сим провозглашены имена учеников, удостоенных наград, перевода в высшие классы и окончивших учение. В заключение ученик 3-го класса Невзоров произнес благодарственную речь к присутствующим».
Городское и высшее начальное училища. Единая трудовая школаШло время, по решению столичных властей уездные училища начали преобразовываться с 1875 г. в городские училища.
Кологривские власти в 1870-80-х годах также многократно поднимали вопрос о реорганизации учебного заведения. Но недостаток средств, ветхое здание с ограниченным количеством помещений долгое время мешали этому. На заседаниях уездного земства - органа местного самоуправления второй половины 19 века - много раз говорилось о необходимости постройки нового здания. Лишь в 1889 году после масштабного капитального ремонта, проведенного на деньги правительства и кологривского земства (местная власть выделила очень значительную сумму - 2507 рублей), учебное заведение было преобразовано в городское училище.
Курс обучения в городских училищах продолжался шесть лет.  Помимо горожан в них могли учиться и дети крестьян. Училища эти представляли собою начальные школы с более широкою программою преподавания, чем в обыкновенных земских начальных и церковно-приходских школах. В них преподавались Закон Божий, чтение и письмо, церковно-славянский язык, арифметика, начальные основания геометрии, география и история (главным образом, русская), сведения из естественной истории, физики, черчение и рисование, пение и гимнастика. Кроме этого, с разрешения министерства народного просвещения, могли быть преподаваемы и другие дополнительные предметы. Так, по решению уездного земства и на его средства (на это выделялось 500 рублей в год) в Кологривском училище стали преподавать французский и немецкий языки.
Городские училища содержались преимущественно за счет казны и управлялись непосредственно органами министерства народного просвещения, а земства и города, которые давали средства на их содержание, имели своих представителей в школьных советах этих училищ. Обучение в городских училищах было платным, размер составлял от 8 до 18 рублей в год.
Кологривское уездное земство очень много сделало для развития образования в уезде. Оно открыло десятки начальных земских школ во всех крупных населенных пунктах уезда, помогало женской и мужской гимназиям и, конечно, очень большую роль сыграло в жизни уездного, а затем городского училища, выделяя деньги на ремонты, поддержку учителей, а также талантливых малообеспеченных учеников. Так, в сентябре 1906 года уездное земство помогло приспособить флигель училища под физический кабинет, на что выделило 307 рублей 50 копеек. Все работы были произведены под наблюдением земского техника (архитектора). В 1909 году земство приняло решение выделить средства на создание при городском училище музея. Почти ежегодно земство поднимало вопрос о постройке нового учебного здания взамен ветхого старого, построенного еще в 1830-е годы. Но, к сожалению, недостаток средств так и не позволил этому осуществиться.
Самым известным выпускником Кологривского городского училища был известный революционер, председатель революционного военного трибунала Балтийского флота Владимир Дмитриевич Трефолев, обучавшийся в училище в начале 20 века, а затем поступивший в чижовское сельхозучилище, расположенное в поселке Екимцево. По некоторым данным, некоторое время проходил обучение в училище и другой наш знаменитый земляк - Герой Советского Союза Дмитрий Григорьевич Павлов.
С 1912 года городские училища были переименованы в высшие начальные училища, в них принимались дети в возрасте 10-13 лет, окончившие начальную школу. Предметы, которые преподавали в училище, практически не изменились по сравнению с городскими училищами. Эти училища, давая пониженный, более упрощенный круг знаний, нежели гимназии и другие средние учебные заведения, все же по объему и систематизации знаний значительно превосходили высшую начальную школу Англии, Франции и США, самых передовых стран того времени.
В «Справочных книжках - календарях по Костромской губернии», издававшихся в Костроме в начале 20 века, среди чиновников Кологривского уезда упоминаются и сотрудники высшего начального училища. Надо сказать, что учителя дореволюционной Росси считались государственными служащими, имели классные чины и получали весьма достойную зарплату. Почетным попечителем училища был потомственный дворянин Николай Павлович Перфильев, инспектором (директором) - надворный советник Иван Васильевич Градусов, законоучителем - священник Иоанн Васильевич Богоявленский. Учителями работали Петр Евгеньевич Мухин, Александр Васильевич Агафонов, Леонид Владимирович Бенедиктов. Иностранные языки преподавали Зоя Карловна Мэль, а затем Ариадна Владимировна Стратилатова (они работали также в мужской и женской гимназиях), гимнастику вел Иосиф Яковлевич Кудрявцев, а искусство - Н.А.Березовиков. Врачом училища был Алексей Алексеевич Райпольский.
В 1913 году в высшее начальное училище после окончания начальной земской школы поступил Иван Иванович Ёлкин, уроженец деревни Большая Горка. Рассказ о годах его учебы есть в книге, выпущенной Академией медицинских наук к 100-летию ученого. После революции 1917 года в Кологриве три главных учебных заведения - мужскую и женскую гимназии, а также высшее начальное училище объединили в одно учебное заведение - Единую трудовую школу 2-ой ступени, то есть впервые была образована средняя школа-десятилетка. Школой стал управлять Совет ученических депутатов, председателем которого единогласно избрали Ивана Ёлкина, уже тогда выделявшегося организаторскими способностями. Деятельность Совучдепа направляла педагогическая комиссия, однако хозяйственную работу зачастую выполняли сами ученики. Старшеклассники занимались заготовкой дров, подвозом их к школе, ремонтами мебели, топкой печей, уборкой территории.
В 1921 году уездный комитет российского коммунистического союза молодежи направил Ивана, с отличием закончившего школу, учиться в медицинский институт. Впоследствии, кологривский юноша станет знаменитым врачом-эпидемиологом, ученым, педагогом, организатором советского здравоохранения.
В том же 1921 году из Единой трудовой школы выделились два отдельных учебных заведения - педагогический техникум (он располагался в здании бывшей женской гимназии, ныне городской школы) и средняя школа. Но это уже совсем другая история.

Таким образом, у Кологривского образования очень интересная, но сложная и запутанная история. Я вкратце рассказал только об уездном училище, но были еще женская и мужская гимназии, история которых - тоже часть истории нашей школы. Кроме того, в городе до революции были и другие учебные заведения - женская и мужская церковно-приходские школы, приходское училище, бороздинское техническое училище. Недалеко от города располагалось знаменитое чижовское сельскохозяйственно-техническое училище. На территории уезда было более сотни земских начальных школ. Надеюсь, в будущем найдется достойный исследователь народного образования кологривской земли. Тема, действительно, очень интересная.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что прослеживается прямая преемственность между уездным училищем и современной средней школой города Кологрив. В том числе и на базе высшего начального училища, преемника уездного училища, образовалась средняя школа-десятилетка. Все ученики и педколлектив Высшего начального училища перешли в Единую трудовую школу, а ученик этого училища Иван Ёлкин стал, по сути, руководителем учебного заведения.
 Поэтому, на мой взгляд, нужно вести отсчет существования нашей школы именно с 1834 года. Во-первых, это логично, уездное училище было государственной начальной  школой, финансируемой из госбюджета и подчинявшейся министерству народного просвещения. Во-вторых, налицо прямая преемственность между училищем и современной школой. В-третьих, это престижно, Кологривская школа станет старейшим общеобразовательным учреждением Костромской области. Ну, и, наконец, всё это крайне важно для патриотического воспитания нынешних школьников. Добавится целый пласт новой, интересной школьной истории, в том числе появятся новые знаменитые выпускники нашей школы (Максимов, Ладыженский, Честняков и другие), которые сделали честь бы любому, даже столичному учебному заведению. На примере жизни  знаменитых выпускников школы можно и нужно воспитывать современную кологривскую молодежь.
Эмиль Тимганов, председатель Кологривского историко-краеведческого общества
Приложение
История Кологривского уездного училища. Главные события:1832 г. Открыто Кологривское приходское училище
1834 г. Открылось уездное училище
1838 -1853 гг. Участие П.А.Катенина в жизни уездного училища
1840-1883 гг. учителем рисования и чистописания работает И.Б.Перфильев
1840-1842 гг. Годы учебы С.В.Максимова
1845-1847 гг. Годы учебы П.И.Невзорова
1863-1867 гг. Годы учебы Г.А.Ладыженского
1877 г. Кологривское уездное земство решило платить за обучение крестьянских детей в училище
1878 г. Училище начинает финансировать уездное земство
1886-1889 гг. Годы учебы Е.В.Честнякова
1886 г. Капитальный ремонт здания училища на деньги правительства и земства
1889 г. Уездное училище преобразовано в 3-х класское городское училище
1901 г. В программу преподавания введены французский и немецкий языки
1900-е годы. В городском училище учится В.Д.Трефолев
1905 г. Городское училище преобразовано в 4-х классное
1906 г. Училищный флигель приспособлен под физический кабинет
1909 г. Открытие в училище музея
1913 г. Городское училище преобразовано в высшее начальное училище
1913-1921 гг. Годы учебы И.И.Ёлкина, известного ученого, врача, педагога
1918 г. Кологривские мужская. Женская гимназии и высшее начальное училище объединены в Единую трудовую школу-коммуну 2-ой ступени
1921 г. Из единой трудовой школы выделяются педагогический техникум и средняя школа
Список использованной литературы и источников-Российский государственный архив литературы и искусства. Фонд 788 (Ладыженский Г.А), опись 1, ед.хр. 4. Рукопись Г.А. Ладыженского "Губернский секретарь Иван Борисович Перфильев, учитель чистописания, черчения и рисования Кологривского уездного училища" 1880-е. черновой автограф. 6 л.
-Государственный архив Костромской области, ф.429, оп.1, д.101, в.к.56, л.44.
-Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1890-1907.
-Сборник постановлений Кологривского уездного земского собрания за 50-летие 1865 - 1914 гг. Отдел 14. Народное образование. Кологрив, 1915
-Справочные книжки-календари за 1912 - 1916 годы. - Кострома.
-Афанасьев В.А. Художник Ладыженский. Кострома, 1958
-Лебедев Ю.В. О годах учения С.В.Максимова. «Костромская земля». Краеведческий альманах Костромского фонда культуры. Выпуск III. Кострома, 1995 год
-Сапрыгина Е.В. В Кологривском уездном училище. «Литературная Кострома». - Окт. 1990. - № 10(17). - С.5.
-Иван Иванович Ёлкин. К 100-летию со дня рождения. - М, 2003.
Известные выпускники училища:

Ладыженский Геннадий Александрович


Максимов Сергей Владимирович


Невзоров Петр Иванович
 

Кологрив, уездное училище

Previous post Next post
Up