Настало время осмысленно ответить П.Я.Чаадаеву. Часть I - европейская Культура/цивилизация.

Jun 17, 2015 11:05

Думаю, не только я мучился вопросом: почему, к примеру, варяги, т.е. северные германцы, принявшие христианство почти одновременно с нами, стали полноценной частью европейской цивилизации, активно поучаствовали в её духовном, интеллектуальном, культурном и научном развитии, а мы, русские, до сих пор маемся проблемами «кто мы?», «откуда мы?», «куда ( Read more... )

Leave a comment

Comments 12

sashov June 17 2015, 09:14:14 UTC
Насколько я помню, сам Чаадаев, пожив некоторое время на Родине, довольно радикальным образом изменил отношение к русской и западной культурам и их соотношению...

Reply

witeman June 17 2015, 19:20:49 UTC
В какую сторону? Он перешел обратно в православие?

Reply

sashov June 17 2015, 23:06:10 UTC
С удивлением обнаружил в википедии, что он никогда из православия и не выходил. Что в конце не слишком удивительно, но в определенный период - достаточно мне показалось внезапно (впрочем немудрящая интерпретация может быть тут такая: "в определенный" - не успел, а потом уже и поздно ( ... )

Reply

sashov June 17 2015, 23:18:24 UTC
Довольно интересно, кстати, что та же википедия об эволюции взглядов Чаадаева в отношении России практически молчит. О чем это может говорить? Скорее всего, о чем-то важном, насколько я знаю википедию.

И бОльшая часть этого, наверное, достаточно проста и не таинственна: Чаадаев слишком знаковая фигура, и о нем и его памяти идеологически заботятся - поклонники (раннего) и заинтересованные силы. Ну где им еще такого найти. А вот если он потом подумал еще и передумал, то эффект почти противоположный. Притом и не в дряхлом возрасте, чтобы сказать, что впал в маразм, а практически сразу же, и в том, что "человечески слаб, стал лгать и продался" - тоже трудновато его слишком правдоподобно обвинять... Ради такого из википедии как незначимое могут что угодно выкинуть, и в таких случаях всегда находится, кому заботиться о чистоте страницы.

Reply


ninaofterdingen June 17 2015, 11:28:46 UTC
Не согласна. Кажется, мы обсуждали уже это, ну вкратце.
Культуры это организмы, замечательно. По какому принципу их надо классифицировать? Вы перечисляете все культуры, бытовавшие на некоторой территории в течение всей истории человечества. На каком основании вы утверждаете, что всё - один цивилизационный организм? В одной квартире могут жить посменно разные люди, насколько правомерно приписывать все качества, проявленные в течение тысячелетий одному субъекту?

Reply

witeman June 17 2015, 19:34:29 UTC
Нина, я не понимаю, о чем мы спорим. Я вовсе не утверждаю того, что Вы мне приписываете.
Да, в одной и той же "европейско-средиземноморской квартире", хоть и в разных комнатах, попеременно жили различные культуры/цивилизации - египетская, античная, ближневосточная, западноевропейская. Я вовсе не объединяю их в один субъект, а просто пытаюсь показать закономерности развития, общие для каждой из них, как есть общие закономерности взросления и старения для различных жильцов любой квартиры.

Reply

sashov June 18 2015, 02:53:16 UTC
Удивительно, что как раз Чаадаев, похоже, в коллективно-личностном ключе мыслил. Не без печальных перекосов местами (именно в своем восприятии личностности народа-личности), но в большой степени так. Возможно, это ему и позволило со временем, и довольно скоро, перестать быть западником и стать... да в общем русофилом, что там говорить, и крайним ценителем именно наших, а не западных, принципов. Вроде как, совершенно искренним, насколько могу видеть.

Reply


ninaofterdingen June 17 2015, 11:33:13 UTC
Даже на уровне эмпирики и самосознания - Европа никогда не считала себя продолжением второго Рима и не ассоциировала себя с Византией. Почему же вы рассматриваете Византию как часть европейской истории? Если на Бейкер-стрит поселится пианист, вы же не будете рассматривать игру на скрипке, что доносилась из окна раньше, как часть его, пианиста, музыкальной подготовки?

Reply

witeman June 17 2015, 19:27:32 UTC
Позвольте, где Вы увидели, что я рассматриваю Византию, как часть европейской истории? Совсем даже наоборот.
Другое дело, что, к примеру, Адольф Гитлер рассматривал индийских ариев и древних эллинов, как часть германской истории, но это представление всё равно останется казусом германской истории, а вовсе не индийской и не античной.

Соответственно, в этом вопросе у нас полное единодушие.:)

Reply


Leave a comment

Up