ПОСТ - ПОДАРОК для
mi_ku_apxВ современном Берлине не так уж и много исторических достопримечательностей, во время войны город был довольно сильно разрушен и многие уникальные здания погибли безвозвратно… Тем удивительнее, что этот объект не просто выжил, но и сохранился практически в первозданном виде… У него нет многовековой истории, но за почти век своего существования он по праву заслужил статус «культового»… Имена пионеров авиации Отто Лилиенталя, братьев Райт и графа Цеппелина напрямую связаны с этим местом. И посещение его станет без сомнения уникальным опытом, который невозможно получить более нигде!
Устраивайтесь поудобнее у своих мониторов и я расскажу вам сказку быль про берлинский аэропорт Темпельхоф - «мать всех аэропортов».
Каким он был...
И какой он сейчас:
История этого места начинает в конце позапрошлого века… В то время эти территории, расположенные совсем недалеко от центра города, служили плацем для строевой подготовки. А в начале прошлого века именно там были представлены первые летательные аппараты братьев Райт, проводились испытания, устанавливались рекорды!
В начале 20-х годов площадь выровняли и построили первые ангары и здание, получившее статус центрального аэровокзала и ставшее портом приписки авиакомпании «Deutsche Luft Hansa» (современная «Lufthansa»). А спустя еще пару лет специально к аэропорту - впервые в мире - проложили линию метро.
Развитие аэропорта было стремительным, и уже в 30-ые годы по объему перевозок он существенно превосходил свои ближайшие аналоги: аэропорты Парижа, Амстердама и Лондона. Темпельхов мог обслужить около 200 тысяч пассажиров в год! Сейчас эти цифры кажется смешными, но во времена юности авиации эти цифры были впечатляющими! И, тем не менее, было очевидно, что пассажиропоток со временем будет лишь увеличиваться, а аэропорт почти исчерпал свои технические возможности.
В середине 30-х годов был представлен проект преобразования здания терминала аэропорта, в соответствии с котором обновленный аэровокзал смог бы обслуживать более 6 млн. пассажиров в год. Сумасшедшее по тем временам количество! Так началось строительство того здания, которое и дошло до наших дней!
Проект нового здания стал знаковым. В нем были соблюдены не только самые современные (для того времени) требования к аэропортам, но и разработана принципиально новая система зонирования терминала. В единой архитектурной форме были предусмотрены отдельные уровни для зон прибытия, вылета, почтовых и грузовых перевозок.
Функциональная комплексность сооружений аэропорта заключалась так же и в разнообразной дополнительной инфраструктуре, не относящейся напрямую к авиаперелетам. Залы для пассажиров дополнили отели, конгресс-центры, рестораны, офисные помещения и т.д.
Именно такой комплексный подход стал уникальным для того времени решением, в значительной степени стал прообразом для последующих проектов аэропортов по всему миру. Что и позволило знаменитому архитектору Норману Фостеру спустя много десятков лет назвать Темпельхоф «матерью всех аэропортов».
Строительства нового здания выпало на военное время… Началось оно в конце 30-х и длилось всю войну. Даже к 45-му году здание не было полностью достроено и введено в эксплуатацию (хотя аэропорт и функционировал в штатном режиме).
Проектирование и строительство здания пришлись на самый расцвет националистический идей в Германии и, разумеется, это нашло свое отражение в архитектуре и декоре здания.
Монументальный Темпельхоф стал одним из крупнейших строительных комплексов в Европе.
В апреле 1945 года аэропорт Темпельхоф был захвачен советскими войсками, а 4 июля был передан американским окупационным властям. Американская военная администрация реквизировала его и отменила вылеты самолётов гражданской авиации. В 1948 году аэропорт стал играть новую роль: во время блокады Западного Берлина его использовался для доставки в город продовольствия. Самолёты взлетали и садились в Темпельхофе каждые 90 секунд. Об этих исторических событиях напоминает памятник воздушному мосту на площади перед аэропортом. Аналогичные памятники установлены в аэропорту Франкфурта-на-Майне и на военном аэродроме в Целле.
Во второй половине XX века авиация стала развиваться столь стремительно, что у аэропорта Темпельхоф просто не было шансов удержаться на своем пьедестале. Проблема заключалась в том, что длина взлётно-посадочной полосы аэропорта не была рассчитана на все возрастающие год от года требования разработчиков новых моделей авиалайнеров и составляла 2116 м. Размер самолётов, приземляющихся в Темпельхофе, был ограничен. А местоположение аэропорта в черте города, в окружении жилых кварталов, подходящих вплотную к забору аэродрома, не позволяло увеличить продлить ВПП на необходимое для новых самолетов расстояние.
С 1950 года часть аэропорта была передана Верховным комиссаром США в Германии для гражданских авиаперевозок. Летом 1975 года Темпельхоф был закрыт для гражданского воздушного сообщения (его заменил новый аэропорт Тегель).
В 1985 году аэропорт Темпельхоф открылся вновь для бизнес-авиации и авиаперевозчиков с небольшими самолётами. Однако и это решение не стало спасительно для нерентабельного аэропорта.
В 2008 году состоялось официальное закрытие аэропорта для регулярного сообщения. Здание было законсервировано и переоформлено в культурный, медийный и творческий центр «Темпельхоф Форум THF». А на летном поле был открыт парк!
И в 2010 мне довелось побывать в этих местах! У меня было всего несколько часов, но этого хватило, чтобы впечатлиться масштабом законсервированного аэропорта и самого странного парка, который мне когда-либо довелось видеть…
К сожалению, мне не удалось попасть на экскурсию по зданию или на вышку. Такие туры проводятся регулярно, но в них нужно записываться заранее, а тогда я этого не знала. Вне организованной экскурсии залы для посетителей закрыты.
Но в некоторые помещения попасть все-таки можно. Офисные части аэропорта не закрыты жесткими КПП и магнитными замками и даже сторонние люди могут зайти и заглянуть внутрь.
Конечно, это не так интересно, как прогулка по залу прилета или отлета, но составить определенно впечатления о интерьер здания все-таки можно.
Но главное впечатление - это, конечно же, парк на месте взлетного поля! Берлинцы быстро полюбили это место и с удовольствием проводят здесь время. Сюда приходят кататься на роликах и велосипеде, бегать и загорать, прогуливаться и читать. На взлетно-посадочной полосе все эти занятия выглядят сюрреалистично.
Парк открыт для посетителей ежедневно с рассвета и до заката.
От здания аэропорта парк отделяет лишь небольшой проволочный забор...
Через него вполне удобно рассматривать подробности и снимать.
Само здание кажется безжизненным. Но если присмотреться видно, что какая-то жизнь там все-таки есть…
Сам парк на момент моего визита, был практически не тронут строительными работами. Почти все там осталось так же как как и во времена работы аэропорта, лишь немного дополнилось площадками для собак и общественными туалетами. Хотя конечно изменения уже тронули это пространство… и дальше будет лишь больше…
Проектов реконструкции и реорганизации этого пространства огромное количество. Большинство из них весьма креативны.
Некоторые совершенно нереальны.
Утвержденный (вроде бы, если верить официальному сайту) план обустройства этой территории предполагает сокращение паркового пространства за счет строительства жилых кварталов по его периметру. Такое решение неудивительно, если вспомнить, какое удобное положение в черте города занимает этот парк. Ну что ж… поживем - увидим…
Подводя итоги, хочу сказать, что на меня этот комплекс произвел огромное впечатление! Огромнейший пустующий аэропорт и парк на взлетном поле… Где еще можно увидеть такое??? Не говоря уже о значительной роли в истории! И если Вы когда-либо соберетесь в Берлин, я искренне рекомендую включить посещение этого место в список берлинских «МАСТ СИ».
Подробности про экскурсии и не только можно найти на
официальном сайте комплекса ТЕМПЕЛЬХОФ.
Что такое "ПОДАРОЧНЫЙ ПОСТ" и как его получить можно узнать
ЗДЕСЬ>>>Читайте и другие рассказы о Берлине:
Оставайтесь на связи:
LiveJournal |
Facebook |
Instagram