Соподчинение цветов

May 13, 2009 08:53


Рациональный гардероб - лирическое отступление за нумером два. Предыдущие посты см. по одноимённому тегу.

Если вы читали предыдущее лирическое отступление ( Акценты и соподчинённость), то должны помнить, что для комфортного восприятия композиции её элементы должны выстроиться в некую иерархию в соответствии с законом соподчинённости. Это в высшей мере справедливо по отношению к такому важному элементу композиции, как цвет.

Восприятие цветов композиции одного за другим, начиная от самого активного (акцентного) и до самого спокойного и нейтрального, наиболее приятно глазу и понятно мозгу. Если в композиции присутствуют несколько одинаково интенсивных крупных цветовых пятен (особенно равной площади), то взгляд начинает метаться между ними, не в силах выделить главное, остановиться. Следует избегать подобных решений, подбирая для костюма цвета различной интенсивности.

Существуют определенные правила, позволяющие определить, какой из двух соседних цветов доминирует. Так, при прочих равных условиях
• насыщенные интенсивные тона доминируют над малонасыщенными (рисунок 1а);
• светлые тона доминируют над темными (рисунок 1б);
• теплые доминируют над холодными (рисунок 1в).

Я прошу прощения, иллюстрации рисовались для несколько иных целей, нежели развлекательные посты в жж, но рисовать нечто новое, когда есть приблизительно подходящее готовое, меня жутко ломает.



Рисунок 1

Исключением из данного правила являются отношения фигруры и фона (рисунок 2). Фигура в данном случае - некий значимый элемент отделки или конструкции, иногда - рисунок ткани, состоящий из чётко выделенных единичных элементов. Обычно фигура - монокомпозиция (то есть не повторяющийся орнамент). В подавляющем большинстве случаев мы можем как-то характеризовать фигуру - "Это надпись/ ёжик/ котёнок/ Курт Кобейн/ Нюша и Бараш/ цветочки и бабочки/ чёрт с рогами/ заковыристая прикольная фиговина". По способу выполнения это может быть принт, вышивка, приколотый к курточке значок и т.д.

Фигура всегда доминирует над фоном, даже если ее цвет менее активен, чем цвет фона (например, темный коричневый рисунок на светлом розовом фоне, рисунок 2а). Если активность цвета фона существенно превосходит активность цвета фигуры, фигура теряется на фоне, это композиционная ошибка (рисунок 2б). Необходимо, чтобы фигура и фон были достаточно контрастны. Имейте это ввиду, когда подбираете материалы для отделки - готовые вышивки и аппликации, тесьму, наклейки и т.д.



Рисунок 2

Ну, и чтобы проиллюстрировать пункт в) второго рисунка.... Нюансные цвета, близкие по своей активности, могут визуально объединяться в единый цветовой массив. На фоне такого цветового массива хорошо заметен любой тоновый или светлотный контраст. Создание цветового массива из сближенных тонов и использование его в качестве фона для контрастного акцента - часто используемый композиционный прием (рисунок 3в).

Самая мощная цветовая доминанта берет на себя роль композиционного центра (рисунок 3). Доминанта усиливается, если она находится в контрастном к ней по тону или светлоте окружении, и ослабляется, если соседствует с нюансными по отношению к ней тонами. Например, ярко-красный топ выглядит активнее рядом с тёмно-коричневой, белой или зелёной юбкой (активность повышается от примера к примеру), нежели рядом с интенсивно-бордовой.



Рисунок 3

Это самые приблизительные правила соподчинения, работают они, как написано выше, при прочих равных условиях. То есть холодные тона приблизительно равной насыщенности - доминанта будет выделяться по светоте, Тёплые и холодные приблизительно равной светлоты - по насыщенности и "теплоте". Но основным признаком активности, доминантности цвета всё же служит его насыщенность, чистота. Чем чище цвет, тем он активнее в композиции.

Сделаем практические выводы:

1.  Каждая капсула, каждый гардероб должны содержать вещи, различающиеся по своей цветовой активности. То есть должны присутствовать потенциальные акценты и фоны для этих акцентов. Насколько интенсивными будут активные цвета гардероба, зависит от контрастности и цветотипа внешности, а также от личных предпочтений. Акценты - это не обязательно чистые цвета формата "вырвиглаз" - например, на фоне охры и коричневого даже неярко-голубой и пыльно-жёлтый выразительно засветятся.
2.  Активные по цвету вещи надо располагать разумно, руководствуясь логикой комплекта. Подумайте, где в комплекте смысловые акценты, и привяжите к ним цветовые - вряд ли ошибётесь. Про расположение композиционного центра я  уже немного писала.
Например, подбирая шапочку и шарфик к ядовито-розовой курточке, стоит подумать примерно таким образом: "Шапочка и шарфик, особенно навороченной формы - это смысловые акценты. Но уже есть курточка цвета "вырвиглаз", как же сделать шапочку и шарфик если не активнее, то хотя бы не провальными рядом с такой курткой? Если взять подходящего оттенка тускло-розовый, либо подходящий тёмный коричневый, то это будет гармонично в цвете, но по смыслу - выглядеть, как грязная дырка в яркой курточке; перебить такой насыщенный цвет более активным вряд ли удастся, потому что насыщеннее уже некуда; остаются три варианта - либо взять для дополнений чистый белый, либо такой же интенсивный розовый, либо орнамент, в котором присутствовал бы такой же розовый, как на курточке".
3. Универсальные вещи, которые должны подходить ко всему (куртки, плащи и т.д.) должны быть либо максимально спокойного, либо максимально активного цвета для выбранных вами цветовых гамм.

Я думаю, пока хватит теории, дальше будет больше практики *ждёт криков "Ура!" и бросания в воздух чепчиков*

На комменты ответить пока не могу, временно сижу без интернета.

рациональный гардероб, акынские песни о костюме, цветоведение, дизайнерское

Previous post Next post
Up