Соловки. Часть 5-я

Jun 28, 2008 13:20

Вокруг монастыря разбросан поселок. На первый взгляд, он бедный и грязноватый. Коровы, козы бродят прямо по улицам, кошек и собак без числа. Их свободой я прямо-таки наслаждалась - в противовес ненавистному "цивилизованному европеизму" - "все на поводок и в намордник". Если ты трус, и живности боишься, то это твои проблемы и больше ничьи. Но, справедливости ради, надо сказать, что никакой опасности они и не представляют. Ни разу не видела даже, чтобы собака погналась за кошкой или залаяла на человека. Лают только те собаки, которые на цепи. Дети, играющие на улице, тоже не злостны и не агрессивны, здороваются с незнакомыми.

Присмотревшись, видишь, что постройки неоднородны: и "серые избы" "нищей России", и бараки лагерных времен, и бетонные коробки эпохи "развитого социализма", и вполне добротные кирпичные дома, и коттеджи из двух половинок (я как раз в таком жила), и совсем новые бревенчатые срубы. Цивилизация в глаза не бросается, но постепенно проявляется, как переводная картинка из-под серого верхнего слоя. Есть дом культуры, кафе. Магазины внутри не отличишь от мелких московских. Обслуга всюду приветливая - видимо, ценят свои рабочие места.

Несколько раз ходила в монастырь на службу. Служат в Филипповской церкви. Там находятся мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, частица мощей священномученика Петра (Зверева). Много и других мощей, в мощевиках. Реставрация идет не быстро. Оформление, к сожалению, в стиле софринского "пятнадцатого века", но когда понимаешь, чего все это стоит, критика на языке застывает. Братии - кто говорил: двадцать человек, кто: сорок. На службах присутствовало по 6-7 монахов, еще послушники, трудники. Конечно, есть и неизменные "рабочие пчелки" - девушки и женщины в "православной" униформе: длинная юбка, платок и общий серенький вид.

Служба довольно протяженная, что, однако, не делает ее внятной. Говорили, правда, что дьякон чем-то болен, и в этом случае грех осуждать, но я некоторое время гадала, на каком языке возносятся ектеньи: вроде на греческий не похоже, но и на славянский тоже. Целиком, от начала до конца я службу не выстояла ни разу. Но раздражения она тоже не вызывала, дух мирный. После "Святая святым" дается крест, трудники (и примкнувшие к ним лентяи вроде меня) вкушают антидор со святой водой и расходятся. Этот момент мне очень понравился (в противовес московской тенденции держать всех до конца, но при этом всеми способами стараться затянуть до невыносимости "паузу" между "Святая святым" и началом причастия - дополнительной серией исповеди, чтением полностью правила к причастию, которое все и так вычитали сами, пением тропарей для молебна и прочими издевательствами).

Посетила музей. Он довольно бедный, часть экспозиций закрыта. Мне больше всего понравились предметы быта: лыжи, мрежи (они, оказывается, на сетчатое ведро похожи), бахилы, фонари, берестяные туески и прочие вещи, многие из которых загадочны как по виду, так и по названию.

Еще мы восходили на Секирную гору. Она находится в 12 км. от монастыря (везли на автобусе, перетрясли все внутренности, более мучительной автобусной поездки не припомню). Сама "гора" 80 м. высоты, мы восходили по склону, а спускались по лестнице, считали ступени, насчитали около 300. На вершине Секирки - храм-маяк. Устройство, привезенное монахами из Парижа, действовало и все советские годы, действует и сейчас.

На обратном пути посетили ботанический сад (бывшая Макарьевская пустынь). Растительность, которой нас не удивишь, но которая удивительна на севере (подумала: наверное, африканцам скучны наши ботаничские сады: что смотреть? Одни пальмы!).

Ну, вот, почти все, что могла рассказать. Тем не менее заключительная часть моего повествования следует (кому надоело, потерпите - надеюсь, она не разочарует).





град Китеж:


Крест у подножия Секирной горы и вид со смотровой площадки на ее вершине:







Лиственничная аллея в Ботаническом саду:



Соловки, путешествия, Церковь, фото, природа

Previous post Next post
Up