В известной книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс, вслед за историками и антропологами, приходит к выводу, что семья в том виде, в котором она существовала в 19 веке, была не всегда. Энгельс реконструирует те формы отношений, которые были ранее, на основе тех, что были обнаружены (хотя бы в виде системы родства) в Америке, в Азии. На гавайях была обнаружена уже отмирающая форма брака (так называемая «пуналуа»), соответствующая индейской системе родства (и «материнскому праву»).
Энгельс не вдавался в подробности образования богатства, но считал очевидным, что богатство принадлежало мужчинам. В этом случае возникала коллизия между «материнским правом» наследования и собственностью мужчин над богатством.
Вот что говорит Энгельс: «Мы ничего не знаем о том, как и когда эта революция произошла у культурных народов. Она целиком относится к доисторической эпохе. Но что такая революция произошла, более чем достаточно доказано сведениями о многочисленных следах материнского права, в особенности собранными Бахофеном; как легко она совершается, мы видим на примере целого ряда индейских племен, где она произошла только недавно и еще происходит отчасти под влиянием растущего богатства и изменившегося образа жизни (переселение из лесов в прерии), отчасти под моральным воздействием цивилизации и миссионеров». Далее следуют примеры из жизни индейцев и говорится о цене такого переворота: «Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения. Это приниженное положение женщины, особенно неприкрыто проявившееся у греков героической и - еще более - классической эпохи, постепенно было лицемерно прикрашено, местами также облечено в более мягкую форму, но отнюдь не устранено». Это очень интересный момент, но я не хочу говорить об этом здесь и сейчас. Я хочу поговорить о другом.
Энгельс не без сарказма рассказывает об эволюции патриархатного брака, который со временем превращается в моногамный (для женщины) брак, который, по мнению Энгельса, у неимущего класса порождается половой любовью и за которым (опять таки по мнению Энгельса) стоит будущее. Эволюции любви Энгельс уделяет также немало внимания. Любовь - это прекрасно.
Попробую немного рассмотреть вопрос с низкой стороны.
Мужчина и женщина равны, но неодинаковы. И в первую очередь неодинаковы в половом вопросе. Вклад мужчины примерно равен вкладу самца рыбы, мужчина вымётывает семя внутрь женщины и на этом его участие в процессе биологического размножения ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. Эволюция скорее позаботилась о нём, поскольку количество семени откровенно ничтожно, с молоками рыбы сопоставимых размеров не выдерживает никакого сравнения. Если бы женщина уделяла процессу размножения столько же времени и сил, то мне бы даже не пришло в голову об этом говорить. Но весь фокус в том, что мы - плацентарные млекопитающие, у нас один пол фактически превращён в ходячий инкубатор, как раз затем, чтобы не расходовать половой материал вёдрами. Но мало этого, из-за двуногости, позволившей освободить руки для манипулирования предметами, в конце концов и сделавшей нас разумными, женщины страдают из-за всевозможных осложнений и, в довершение всего, из-за сужения родовых путей и просто огромной головы эмбриона относительно простые роды превратились у женщин в пытку, опасную для жизни. В последнем легко убедиться, прогулявшись летом рядом с роддомом, дикие первобытные крики красноречивее любых слов.
В таком ракурсе цветы любви несколько вянут, ведь то, что для одного пола только любовный акт, для другого означает ещё и известное бремя, заканчивающееся родами. На протяжении многих тысяч лет это было так же неизбежно, как растущие волосы. Контрацепция приблизила положение женщин в этом вопросе к положению мужчин, но всё равно остаётся постоянной заботой женщины. Чужая голова, как известно, не болит - или, по крайней мере, не так сильно болит.
Чтобы устранить столь сильный перекос в половой сфере, нужно предоставить женщине определённые привилегии. Полагаю, что в социалистическом обществе это необходимо сделать, чтобы не было эксплуатации женщин. Эта задача будет посильнее определения количества затраченного умственного труда).
Но есть ещё и плоды любви.
Вот что пишет Энгельс: «Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом; общество будет одинаково заботиться обо всех детях, будут ли они брачными или внебрачными. Благодаря этому отпадёт беспокойство о «последствиях», которое в настоящее время составляет самый существенный общественный момент, - моральный и экономический, - мешающий девушке, не задумываясь, отдаться любимому мужчине».
Хочется надеяться, что уход за детьми и их воспитание действительно станут общественным делом и платить компенсацию матери и ребёнку будут от имени общества (с известными оговорками), взыскивая средства с тех, у кого нет детей (пока не наступило всеобщее благоденствие). И тут нужно вернуться к половому вопросу и осознать, что вклад мужчины в рождение ребёнка приближается к нулю. Мужчина способен «стать отцом» если не тысячи детей, то уж сотни точно за то время, пока женщина вынашивает одного. Таким образом претензии мужчины на биологическое «отцовство» необоснованы.
В советской России был декретирован развод, но обеспечение детей и женщины было возложено на мужчину, являющегося мужем женщины. Несмотря на то, что рождение и воспитание детей - необходимое условие существования общества, до общественного обеспечения детей не только не дошло, но даже и не слышно о подобных планах, как о чём-то общеизвестном. Именно в этом мне видится противоречие, привязывающее женщину к конкретному мужчине в силу финансовой зависимости именно в период после родов. Мужчина воспринимает это как обременение, как дурные намерения конкретной женщины и довольно часто пытается избежать выплаты алиментов, сейчас это приобрело особенно тяжелую форму из-за неофициальных работ и уклонения хозяев фирм от налогов, в связи с чем официальные зарплаты смехотворно малы. При этом довольно большое количество женщин при регистрации ребёнка в ЗАГСе вообще не указывает «отца» ребёнка (до 15% от общего числа детей). В сложившейся ситуации после победы социализма можно сделать следующие шаги:
- Обязать всех бездетных выплачивать содержание в виде налога на бездетность (здесь ещё раз подчеркну очевидное - мужчина детей родить не может, следовательно, у всех мужчин по умолчанию нет детей). Можно это рассматривать, как всеобщий налог по содержанию и воспитанию детей, от которого освобождаются те, кто непосредственно содержит и воспитывает.
При этом обществу нужны гарантии, что с детьми нормально обращаются, в связи с чем любого родителя, претендующего на участие в качестве воспитателя, обязать сперва закончить полугодичные/годичные курсы и такую же практику, во время которой будущие воспитатели помогают настоящим. Нужно ли говорить, что за состоянием детей будут следить?
- Люди, готовые принять участие в содержании и воспитании, могут быть зарегистрированы матерью в качестве «помощника», соответственно с этого человека перестаёт взыматься налог, поскольку он участвует в содержании и воспитании. Причём это может быть не только мужчина и не обязательно половой партнёр женщины. На какое-то время это может быть родственник женщины, брат или сестра, мать или отец. Друг или подруга. Тем, кого устраивают традиционные отношения, можно ничего не менять, при регистрации мужчины в качестве «помощника» получается обычная традиционная семья, женщина даже может обстирывать и кормить «помощника». Зато в случае проблем подобный союз легко покинуть, женщина автоматически получает содержание на ребёнка от общества, мужчина своё изначальное состояние и свободу от обязательств. Этот вариант гораздо более настраиваемый, чем порождённый патриархатом парный брак.
- Мужчина может усыновить ребёнка, при этом с него перестаёт взыскиваться налог на бездетность. Мужчина может оставить ребёнка женщины себе при отклонении регистрации по сторонним обстоятельствам (не связанным с содержанием и воспитанием детей), если женщина не против. Спорные случаи решаются в суде.
- В перспективе может быть возможность воспитания и присмотра за детьми на профессиональной основе для тех, кто решит свою жизнь связать только с рождением и воспитанием детей, как своего рода «профессиональные родительницы» (или воспитатели, если речь о мужчине). для людей, закончивших расширенные курсы, которые готовы взять на себя воспитание большого количества детей (5-10), получая содержание на детей и заработную плату. В принципе это может быть необходимо для полного освобождения от тягот, связанных с родами, тех из женщин, которые решат посвятить себя целиком работе в науке, промышленности или в сфере обслуживания.
Предложенные меры, возможно, помогут избежать эксплуатации в наиболее «тонком» месте, где она менее всего заметна. Те формы, которые окажутся ненужными или невостребованными, сами собой отомрут. При этом все сложные вопросы регулируются материальным способом. Если будет слишком мало помощников - можно увеличить размер налога.
В среднеотдалённой перспективе строительство жилья могло бы ориентироваться на матерей и детей, строя жильё из расчёта «количество детей+1 комната». Достигшим совершеннолетия предоставлялась бы возможность отселения в однокомнатную квартиру-студию или же возможность жить дальше в квартире матери. Соответственно матери первое время жили бы в месте бездетного проживания, после чего переезжали бы в предоставленное обществом жильё всей семьёй. Помощники в случае развода возвращались бы в свои семьи или в отдельное жильё, или же на предоставленное жильё для детей, согласившихся с ними жить. Подобная система была бы рассчитана функционально и подрывала бы зарождение какого-либо имущественного расслоения и наследование жилья как формы богатства.
Нужно понимать, что эти (и не только эти) меры были бы использованы на защиты женщин от полового произвола и половой эксплуатации, без которой справедливое общество не построить. И, хочется надеяться, на этой почве наконец-то действительно зацветут цветы любви.