О некоторых итогах приемной кампании-2015.
Недостаток квалифицированных инженерных кадров является одной из главных проблем страны. На эту тему идет много разговоров, и даже принята соответствующая «федеральная целевая программа». Но здесь речь пойдет не о чиновном словоблудии, а о реальных делах.
В завершившемся учебном году ЕГЭ по математике разделили на два уровня: базовый (для получения аттестата) и профильный (вступительный экзамен в вуз, обязательный для всех инженерных специальностей) с возможностью выбора двух экзаменов одновременно. Приоритетом массовой школы при этом стал базовый экзамен, поскольку поступление в вуз - личное дело каждого. Поэтому учителя настоятельно рекомендовали сдавать базовый ЕГЭ и при этом многим не рекомендовали сдавать профильный (чтобы не портили статистику). Случалось, что такая «не рекомендация» подкреплялась делом: школьников готовили только к базовому уровню и ни к чему более (что это значит - можно посмотреть по ссылке:
https://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_1728 ).
В результате около трети выпускников профильный ЕГЭ не сдавали и в принципе лишились возможности поступить в технический вуз. Понятно, что эти ребята - не тот контингент, который способен составить славу инженерного корпуса (хотя и среди них бывают исключения). Однако в нашу высшую школу встроен механизм, который при таких изменениях убивает некоторые инженерные специальности на корню.
Этот механизм называется подушевым финансированием: вуз получает средства строго по количеству обучаемых студентов. В данной формуле отражена идеология социального отстойника, когда заказчику (государству) важно не качество выпускаемых специалистов, а лишь факт пребывания студента в стенах вуза (решается проблема молодежной безработицы и т. п.). Поэтому вузы (особенно технические - там меньше желающих) стремятся заполнить бюджетные места кем угодно и категорически никого не отчисляют. Как следствие, реальные специалисты (которые действительно что-то могут) составляют (дай бог) 30% от выпуска.
Но эти специалисты пока ещё есть. Вузы продолжают работать. Наши инженерные школы всё ещё не убиты, хотя их эффективность (КПД) неуклонно снижается.
А теперь посмотрим, что принес им год 2015.
Возьмем конкретный вуз - Петрозаводский университет. И конкретную специальность: «Лесное дело» (вуз находится в столице лесного региона, 90% специалистов лесной отрасли Карелии - его выпускники). Бюджетных мест на эту специальность выделено 25, но набрали всего 13 студентов (в 2014-м набор был полным). Остальные или аттестат подвезти не рискнули (сработали «новые правила приема» - см.
https://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_1830 ), или не сдавали профильный ЕГЭ по математике.
Еще одна специальность того же вуза: «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств». Бюджетный набор - 50 чел. (подчеркнем, что эту цифру определил Минобр, т. е. считается, что такие специалисты очень нужны). Но набрали только 12! Это значит, что денег на обучение лесоинженеров теперь не будет. Тем самым поставлена на грань ликвидации мощная инженерная школа ПетрГУ, имеющая мировое признание.
Кто-то радостно потрет руки: ну вот вам и цена вашей специальности, вашему вузу. Рынок определил вам место: люди не хотят к вам идти, вы никому не нужны. В любом случае вы сами виноваты.
Мы уверены, что и Минобр будет стоять на той же позиции. Хотя именно эта структура своими действиями инициировала процесс, который приводит к невосполнимым утратам в национальной системе подготовки кадров. (Пример выше: кто будет работать в лесном комплексе Карелии?)
Борьба за образование вступает в решающую фазу. Минобр действует все наглее и бесцеремоннее, а высшая власть демонстрирует в этих вопросах полную заторможенность. Если ей действительно нужны сильные инженеры, необходимо безотлагательно восстановить сметное финансирование приоритетных специальностей. Деньги должны гарантированно выделяться на весь период обучения по контрольным цифрам приема независимо от количества зачисленных (и отчисленных) студентов. Только при такой системе можно добиться реального качества знаний всех, кто получает диплом, и сохранить отечественные инженерные школы.
Это техническое решение не требует дополнительных средств, но оно ломает всю нынешнюю ущербную идеологию функционирования вуза как социального отстойника.
Однако подушевое финансирование - одна из ключевых системных диверсий, направленных на разрушение образования. Поэтому Минобр сам от него никогда не откажется. Здесь требуется четкое указание сверху.
Не пора ли пошевелиться, товарищ президент?
Источник