В свое время, интересуясь книгами на тему "Как писать", наткнулся на упоминание книги Адлера "Как читать". Немного удивился названию, но решил найти. Сделать это оказалось непросто, пришлось купить и ... отложить почти на год. А зря! Очень жалею, что не прочел сразу, год назад, много было бы мне от того пользы. Ну а так, можно сказать, что решил прочитать из любопытства.
1. О чем книга
В аннотации к книге сказано:
"Почему одни находят какую-либо книгу весьма глубокой, другие пустой, третьи заумной? Почему, перечитывая книгу, вы каждый раз обнаруживаете что-то не замеченное ранее? Почему кто-то понимает все оттенки смысла, видит сокрытое между строк, слышит музыку слов, чувствует их вкус, цвет и запах, а кто-то остается глух к ним? Почему кто-то с первого раза воспринимает содержание учебника, а кому-то нужно многократно его объяснять?
Чтобы настроиться на «волну» автора и понимать больше, требуется умение читать активно. Именно для этого написал свою книгу Мортимер Адлер, американский философ, редактор и преподаватель, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы научить людей любить и понимать книги (впоследствии он возглавил редакционный совет энциклопедии «Британника»).
Книга нужна тем, кто хочет развить свои способности к многогранному восприятию текста, а также тем, кто хотел бы сам писать книги так, чтобы быть правильно понятым, и тем, кто занимается редакторской работой."
И все это правильно, но мне кажется, что книга все же глубже подобного представления. Автор в ней поднимает вопросы, не только чтения, как такого, но и культуры вообще, и образования, в частности. Как и почему возник смысловой кризис, в котором мы сейчас оказались? Что можно было бы ему противопоставить? Что происходит с системой образования и можно ли с этим что-то сделать? Ну а чтение, точнее искусство чтения, как краеугольный камень происходящего. Наверное, каждый из этих вопросов тянет на самостоятельную полноценную книгу, но будучи увязанные вместе. они дают объемную картину происходящих в культуре процессов, делая понятным чрезвычайную важность освоения искусства чтения. И несмотря на то, что книга написана в 30-х годах, она становится только актуальнее и актуальнее с каждым годом. Правда, увы, время показало, что Адлер, как минимум, не победил в своей борьбе за культуру, хотя и смог сделать очень многое. В том числе и написал эту книгу.
Так какие же темы затрагивает Адлер?
- Причины, пути и последствия деградации системы образования вообще и гуманитарной составляющей в особенности
- Как и чем противостоять декультурации общества. К каким последствиям, в том числе и политическим, приведет подобная декультурация
- Практическая методика развития навыков правильного чтения
- Зачем, для чего и как читать книги, и особенно классические.
В последнем пункте я, наконец-то для себя, открыл смысл чтения "устаревших" классиков. И если с художественной литературой это было интуитивно понятно, то вот смысл чтения "исторической" научной литературы для меня был скрыт. А тут вот открыл «Мифологию» Э.Ланга и перечитал совершенно иными глазами. Не могу сказать, что прочел так, как призывает читать Адлер, но и даже так читать стало интересно и полезно, тогда как еще недавно жалко было потраченных на него денег.
2. Кто автор (из примечания к книге)
Мортимер Адлер (1902-2001) - американский философ, преподаватель, редактор и популяризатор гуманитарного образования.
С 1930 по 1952 год он работал в Чикагском университете, где вместе со своим коллегой Р. М. Хатчинсом реорганизовывал учебные планы, чтобы расширить кругозор студентов в области гуманитарных наук. В этот период и было написано его известное эссе «Как читать книги» - первое издание вышло в 1940 году и дважды переиздавалось в оригинале.
Адлер много сделал для образовательной системы как редактор: вместе с Р. М. Хатчинсом был соредактором 54-томной серии Great Books of the Western World (1945-1952), в которую вошли книги, оказавшие наибольшее влияние на западную культуру; составил к ней уникальный двухтомный указатель идей и понятий под названием «Синтопикон». Также он был главным редактором 20-томного издания The Annals of America (1969). С 1974 по 1995 год Мортимер Адлер был председателем редакционного совета «Энциклопедии Британника» и начиная с 15-го издания (1974) произвел совместно с Хатчинсом полную ревизию ее содержания.
Кроме того, Адлер организовал два научных института: в 1952 году - Институт философских исследований, а в 1990-м совместно с Максом Вайсманном - Центр изучения великих идей в Чикаго. Этот поистине великий человек привил миллионам людей вкус к чтению и стремление к самообразованию.
3. Чем и кому полезна
Сейчас книга полезна практически всем и особенно “озабоченным” повышением своего культурного уровня. И хотя, как у Поварнина, в книге, на первый взгляд, в основном речь идет о нон-фикшн-литературе, но это только на первый взгляд. По моему мнению книга Адлера о культуре и образовании вообще, в системном смысле, чтение же лишь инструмент.
Ну и в первой своей части книга будет очень полезна интересующимся проблемами образования. И хотя разбирается американское образования 40-60-х годов, но во-первых, тема совершенно не потеряла актуальности. А с учетом того, что многие негативные прогнозы Адлера сбылись, то, наоборот, актуальность проблематики только выролса. В том числе и для нас, так как наша система образования стремительно вестернизируется, причем, во многом, по американскому образцу.
4. Недостатки
Мне кажется главный недостаток этой книги в том, что она очень мало известна у нас. Ей самое место если не в школьной программе, то в институтской - точно. Причем для технических вузов особенно.
5. Вердикт
Глубокая, полезная и интересная книга. Написана легким и понятным языком. Буду перечитывать и конспектировать.