Накануне и после празднования Победы в стране случилось несколько скандалов, связанных с глумлением молодежи капиталистической России над символами и памятью Великой Отечественной войны (например,
Новороссийск, совсем недавнее
Кемерово).
Что-то похожее имело место и во Владимире, только почему-то такое серьезное событие осталось незамеченным местной общественностью. Не отреагировали на это и в руководстве главного вуза области, чьи студенты, собственно, оказались "героями" этого материала. Группа студентов филологического факультета Владимирского государственного иститута представила на конкурс «Студенческая весна» свое видение того, как, по их мнению, была добыта Победа. 8 апреля 2015 года видеозапись появилась на Ютубе, и спустя некоторое время оказалась предметом нашего внимания и изучения. Владимирское отделение общественной организации "Суть времени" оказалось единственной организацией, давшей хоть какую-то критическую оценку этому событию.
Click to view
Первоначальная наша реакция отвращения к увиденному получила, в конце концов, подтверждение в виде заключения квалифицированного эксперта. Публикуя текст, мы опускаем персональные данные привлеченного нами специалиста, поскольку не хотим, чтобы его заключение обсуждалось на уровне «а ты кто такой?». Есть текст. В нем есть констатации и выводы. Вот давайте их и будем обсуждать.
И главное. Данной публикацией мы не преследуем цели кого-то заставить удалить ролик с Интернета, кого-то устыдить, запугать и заставить неискренне, под давлением, оправдываться и извиняться. Мы приглашаем к разговору всех участников этого позорного спектакля. Поскольку нам с ними жить и дальше, а когда-нибудь и на их плечах будет лежать ответственность за страну, мы хотим понять, откуда они такие взялись и как такими выросли? Может быть, они родились в семьях, где деды служили во время ВОВ полицаями, карателями, власовцами по ту сторону фронта? Или в их семьях хранятся ордена и похоронки настоящих фронтовиков?
Мы не раздуваем скандал ради дешевой популярности. Мы видим проблему и хотим ее решать. Мы видим нарыв, и хотим его вскрыть. Мы уже заявляем свою позицию, называя то, что увидели, глумлением над памятью павших. Мы надеемся, что та сторона, считая себя правой, поднимет перчатку брошенного ей вызова.
Текст экспертного заключения:
Карнавал и шоу - излюбленные жанры сегодняшней современной массовой, в том числе и молодежной, культуры. Особенно опасно, когда под маской карнавального действия и шуток внедряются антигосударственные идеи, героизация нацизма и предательства. Смотрим Студенческую весну Владимирского государственного университета, выступление команды филологического факультета. Отметим особо, что в этом году Студенческая весна приурочена к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Наряду с хорошей хореографией, вокалом и театральной игрой студентов мы видим абсолютно нелогичные и очень странные по смыслу сюжеты-вставки в общую канву театрального действа. Поначалу кажется, что они случайны, однако очень скоро становится ясно, что эти мины-закладки были тщательно спланированы. Итак, проанализируем эти сюжеты-вставки.
Сюжет первый. Действие происходит на оккупированной немцами территории. Девушки работают на фабрике. По ходу спектакля в уста фашиста-надзирателя вкладываются близкие по звучанию слова - «самогонка», «самооборонка», «самобранка». Эта игра слов призвана уравнять по смыслу как негативные качества, приписываемые русскому народу («самогонка»), так и ключевые понятия, имеющие тесную связь с обороноспособностью страны («самооборонка») и с культурным кодом страны («самобранка»). Заметим, что пришедший из русских сказок образ скатерти-самобранки есть не что иное, как символ народной мечты о семейном достатке. Пусть на сцене эти слова произносит враг-фашист, но смеемся-то мы, не задумываясь об истинной цели смешения важных понятий в один карикатурный образ.
Сюжет второй. Та же фабрика, те же фабричные девчонки, работающие на оккупантов. О чем они мечтают? А вот и материализация их мечтаний: они перевоплощаются в немецких фрау, вызывающими по телефону для своих развлечений «кровавого гестаповца» и «страстного Сталина». И все это под вульгарные телодвижения и омерзительное хихиканье. Режиссеры с филфака в один ряд поставили образ врага, пришедшего на нашу землю, чтобы уничтожить и поработить наш народ, и имя Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР, ассоциирующегося с нашей Великой Победой над фашизмом. И все это было задумано режиссерами-постановщиками ради того, чтобы посмеяться? Редакция «Шарли Эбдо» просто позавидовала бы этим находкам режиссеров с филфака.
Сюжет третий. Фабричные девушки на оккупированной территории развлекаются чем? Ходят на танцы в деревню Хендехоховку, о чем радостно и сообщают. Там пьют и танцуют под веселую песенку: «О, Боже, мутер-мутер, мутная вода. Давай её сюда». Огромная бутыль с самогоном демонстрируется тут же. Этакие попрыгуньи-стрекозы, и это в военное время на захваченной врагом территории.
С упорством геббельсовской пропаганды нам пытаются внушить, что природная черта русских - тяга к пьянству, предательству и легкой жизни. Невольно приходит на память
апрельская фотовыставка в Брянской областной библиотеке, где были представлены фото «счастливых» жителей на оккупированной территории. Выставка, демонстрирующая выполнение немецкими фотографами задания Геббельса по созданию пропагандистских постановочных кадров на захваченных территориях, была со скандалом закрыта, плавно перекочевав в интернет.
Вернемся к театральной постановке. Кульминация студенческого спектакля - объяснение в любви фашиста-начальника с русской девушкой Марией. Он говорит ей, что на его совести - «не одна прерванная жизнь», но всё же…она должна его, фашиста и оккупанта, полюбить, ведь у него много достоинств - он ненавидит «эту страну, зараженную красной чумой», он из семьи белого офицера, и вообще он занят чтением русских романов и поисками своей Прекрасной Дамы. Далее он подкрепляет свой крайне «положительный» облик стихами Блока.
Тут уж просто остается в недоумении разводить руками: может, зря наши деды проливали кровь на фронтах, изгоняя фашистов, которые просто искали в России «вечную женственность», зачитываясь русской поэзией. И как будто не было миллионов убитых, замученных фашистами за годы войны, погибших от голода в блокадном Ленинграде, расстрелянных и сожженных фашистами заживо. Да… режиссеры-постановщики с филфака, очерняющее наше советское прошлое и героизирующие фашистов на сцене государственного вуза (и за государственные деньги), видимо, родились только вчера, и, решив переписать историю, черпают знания о войне из опросников телеканала «Дождь» и «Эха Москвы».
Следующий сюжет спектакля - борьба девушек с фашистским режимом также решен в карикатурном ключе карнавального шоу. Примечателен главный лозунг в их борьбе за свободу - «Хватит жрать! Да! Сопли вытри! Да! Готовь транспаранты! Да!»
Удивительно, но завершается это действо победой красных сил над черными. Но даже художественно выполненный финал постановки не может затмить общую нелогичность действа, по окончании просмотра которого остается вопрос: «А что это было?» И как подобная постановка стала возможной в такой знаменательный год, когда наш народ отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, когда выходят книги воспоминаний и публикуются письма людей, прошедших войну, рассказывающих всю правду о том, как добывалась Победа. Но их не слышат, или не хотят слышать «режиссеры» с филфака. Наша история для них - развлечение, карнавал, отрицание всех моральных норм, протаскивание под личиной смеха героизации фашизма. В романе Федора Достоевского есть фраза, сказанная одним из бесов: «Кто проклянет свое прошлое, тот уже наш!»
Подобные пробные шары по обелению фашизма уже периодически забрасываются в наше общество. Главное вовремя и четко на этот процесс реагировать. По факту, картина налицо: героизаторы фашизма пошли нынче в молодежную культуру, им бы все оскорблять и скакать. И делать это за государственный счет. Интересно, как руководство Владимирского государственного университета все это объясняет?
Наш эксперт
P.S.
Тем, кто дочитал до этого места, немного настоящей правды о той войне:
Еврейские, польские и украинские женщины и дети, запертые в теплице и расстрелянные немцами на другой день после того, как был сделан снимок
Советские граждане с детьми, привезенные в Германию на принудительные работы
Советские женщины, привезенные на принудительные работы в Германию, прибыли в транзитный лагерь
Красноармейцы с освобожденной советской девушкой, угнанной немцами на принудительные работы на заводе в городе Познань