Писать про Егора Летова и про группу "Гражданская оборона", это ещё хуже чем писать про Балабанова и его творчество. Размах и любовь отдельных групп населения к данным персонажам, частенько затмевает голос разума.
Однако разговаривая о СССР и его наследии, никак не получается не затронуть наследие Егора Летова.
Тексты его слов используют для эпиграфов, отдельные песни используются для поддержки видеоряда различных левых и окололевых роликов.
Однако, кто и что есть Егор Летов, это не отменяет.
Пора уже, наконец, хотя бы частично разобраться в данном персонаже. В его целостности или точнее в его бесцелостности.
Свое повествование хотелось бы начать, опираясь на замечательное интервью под названием
"Парадигма свастики", где братья Летовы и Сергей Жариков достаточно откровенно общаются.
Замечательно оно тем, что не надо выдумывать лишнего, участники беседы достаточно откровенно описывают многие события и процессы и есть возможность увидеть их мнение, так сказать из первых рук. Многие фанаты Егора Летова не знают о подобной публикации, поэтому пришло время с нею познакомить. Желающие рассказать, что это фальшивка, легко могут найти в интернете сканы этого журнала с точно таким же содержанием, поэтому исходим из того, что интервью настоящее.
Самое смешное, что участники интервью, как будто понимают, что его никто не будет читать. А если и прочтёт, то точно не поймёт. поэтому позволяют себе то, что обычно не принято говорить публично:
Сергей Жариков: Здесь надо смотреть, прежде всего, на звание куратора. Не кто что на заборах рисует, а у кого из них куратор в каком звании. У РНЕ - капитан. Вот и надо узнать, кто у НБП. По званию надо судить! У Жириновского, например, был подполковник. По подполковнику было ясно, что Жириновский пойдет вверх. По уровню куратора видно, на каком уровне явление обсуждается. Что такое партия? Это рычаг системы. Через партию отыгрываются такие хитрые, системные вещи. Если за партией стоит капитан, это может быть вообще какая-то гапоновщина. Поехал, скажем, Ельцин за границу, нужно ему там денег получить - значит, нужно выпустить Баркашова "Зиг хайль" поорать, и тогда сразу можно сказать: "Вот видите! Опасность фашизма". - "Фашизм не пройдет!" Сразу же денег дают, только бы фашизма не было. А на уровне Жириновского - это уже повыше игра. По уровню спецслужб виден уровень проекта.
Кто-то считает, что это заявление маргиналов? Или же это рассказ о устройстве элит?
Сильные заявления, не правда ли?)
Особенно, если широко известно, что Жариков очень плотно сотрудничал с Владимиром Жириновским, о чем сам и рассказывал.
ссылка 1 и
ссылка 2 Первое и главное, что начинаешь понимать, изучая жизненные вехи Егора Летова - это то, что никаким бунтарем и противником системы он не был. Он был талантливым человеком, который строил отношения с другими, также достаточно талантливыми людьми. Ни на какой обочине процессов и систем он не находился, а периодически находился вполне себе недалеко от эпицентра событий. Группа, к которой он принадлежал, вполне была пристёгнута к существующей элите, о чем участники беседы тоже говорили.
Это несколько смазывает образ бунтаря-одиночки Летова, который привыкли рисовать себе, не так-ли?
Неприятно поразило с какой легкостью разговор в интервью ведётся в формате интеллектуального превосходства. Причем не только превосходства над "быдлом",но и над недалекими представителями элиты, которые "не врубаются". Егор Летов, среди молодежи, не нашедшей себя в этом мире, прочно ассоциировался с бунтарем и антисистемным элементом.
Какого им будет услышать, что все эти годы он пел именно для интеллектуальной элиты, для тех кто "врубается"?
Цитата от Летова: "Произошел некий водораздел между людьми типа "панки - хой!" и новой аудиторией, для которой я, собственно, сейчас и работаю... Аудитория у нас всегда была смешанная. Одна часть состояла из каких-то говнюков, которые к нам совершенно не имели отношения, а сейчас все встало на свои места."
По-русски это называется предательством: годами собирать полные залы "быдла", получать с них деньги, а на закате дня всё-таки сообщить, что они быдло, а пел не для них.
Что собирали именно "быдло", легко проверить по интервью 1994 года, где молодой бунтарь Летов, говорит, что за ним стоят маргиналы.
Click to view
Но это в далеком 1994 году, а вот в 2012 году всё выглядело несколько иначе: Летова уже пели на Болотной.
Click to view
Выбор песни Кашиным, тоже понятен - это некая перепевка Курехинского мема
"Ленин-гриб".
"Границы ключ переломлен пополам
А наш батюшка Ленин совсем усоп
Он разложился на плесень и на липовый мёд
А перестройка всё идёт и идёт по плану
А вся грязь превратилась в голый лёд
и всё идёт по плану"
Понятно, что плесень - это тот самый Ленин- гриб, а липовый мед - это пустопорожнее внутреннее содержание, которое, по Летову, содержится в Ленине. Мед символизирует содержание, а липовость содержания намекает известно на что.
Кому, как не Летову, рассказывать, что у Ленина не было внутреннего содержания.
Кому, как не Летову рассказывать про коммунизм:
"А при коммунизме всё будет зае%ись
Он наступит скоро - надо только подождать
Там всё будет бесплатно,там всё будет в кайф
Там наверное вощще не надо будет (умирать)
Я проснулся среди ночи и понял, что -
ВСЁ ИДЁТ ПО ПЛАНУ"
Если бы был конкурс по глуму над темой коммунизма, Летов бы несомненно занял бы место на пьедестале.
Левые, вы с этим согласны?
Мне скажут, что человек меняется. И что Летов образца 1991 года, не чета Летову 2002 года.
Тогда хотелось бы спросить, а в чём он изменился?
Тем, что его
"Звездопад", где он перепевает советские песни - прекрасен?
Так давайте послушаем самого Летова, для чего он это делает:
"Главное - постоянно все менять. Создать огромную систему мифов. Чем я, собственно, и занимаюсь. Меня ведь, строго говоря, мало кто знает. Кто-то думает, что я сейчас в одном месте, а я, на самом деле, давно уже в другом, в третьем... Приходят, скажем, ко мне коммунисты и спрашивают: "Ты - коммунист?" - "Да, я - коммунист". К фашистам приду - "Да, я такой..." К анархистам - то же самое. И если кто-то попытается в этом серьезно разобраться, то у него через некоторое время крыша поедет. То мы панки, то не панки, то фолкники какие-то, то мы что-то еще - получается огромное количество всевозможных идеологом, доведенных до абсурда."
В принципе, после этой фразы можно уже расходиться. Это полноценная постмодернистская капитуляция. Автор публично признает, что его позиция - не иметь позиции.
Левые, ау! Вы согласны с тем, что вы и фашисты, и монархисты, и анархисты, и капиталисты одновременно? А если нет, то почему вы тащите Летова за собой?
Но мы продолжаем.
Вот есть песня "Любо" из одного из последних альбомов:
"И вот нас вызывают,
И вот нас вызывают,
И вот нас вызывают
В особый наш отдел
Скажи а почему ты...
Скажи а почему ты...
Скажи а почему ты
Вместе с танком не сгорел?,ой
Любо братцы любо,любо братцы жить!
В танковой бригаде не приходится тужить
Вы меня простите,
Вы меня простите,
Вы меня простите -
Это я им говорю
В следующей атаке
В следующей атаке
В следующей атакеОбязательно сгорю"
Отличная солженицынская агитка, уже на тему Великой отечественной войны, написанная уже после всех видимых трансформаций и в другое время.
Левые, вас ещё не тошнит?
Это же такой стиль - бежать от фашистов к коммунистам, а потом от коммунистов к фашистам. Петь "Пой революция", а запевать это супер-глумливой ультра-антисоветской песней "Так закалялась сталь". Выступать рядом с Дугиным и Лимоновым и называть свой музыкальный проект название белоэмигрантской газетой:"Посевы". Перепевать советские песни и вспоминать про Яна Палаха.
Это был насквозь элитный участник современных процессов в стране. То, что элитность он выбрал другую - ничего не меняет. Это интеллектуальная музыкальная элита, правого и ультраправого направления. Глубоко антисоветская, глубоко укоренённая в современной системе.
Тут хотелось бы сделать первую ремарку.
Егор Летов не существовал сам по себе, он был участником очень определенной группы, в которую в разное время входили Сергей Летов, Сергей Курехин, Сергей Жариков, Александр Дугин
Неплохая компания подобралась, не правда ли?)
Но даже внутри себя команда не была однородной, а состояла из двух частей.
Сергей Летов: "Вот-вот, когда "Комсомольская правда" стала меня спрашивать про курехинский национал-большевизм, я им ответил, что это была попытка имитировать Жарикова. Потому что Жариков - это Жириновский, а Курехин - это Дугин-Лимонов. Это была попытка догнать уходящий поезд."
А давайте немного посмотрим на них, не столько с точки зрения их биографии, а с точки зрения интересующего нас сегмента:
Сергей Курехин.
С одной стороны сей деятель известен, как талантливый музыкант, лидер группы "Поп-механика", мистификатор, шутник и крайне неоднозначный персонаж. Именно он пустил в оборот мерзость под названием "Ленин-гриб". Эту мерзость, придумал Сергей Жариков, однако ввел её в обращение именно Курёхин.
Именно он, на некотором этапе, очень плотно взаимодействовал с Александром Дугиным на политической арене. Заключалось это в том, что Александр Дугин баллотировался в депутаты в Санкт-Петербурге, а Сергей Курехин выстраивал его имидж. Данный процесс краем означен в предлагаемой статье, да и в интернете достаточно много материалов на эту тему.
С другой стороны, Сергей Курехин известен, как талантливый музыкант. Его проекты "Музыкальный ринг" и "Популярная механика" очень громко заявляли о себе в конце 80х-начале 90х и собирали, как сейчас говорят, звезд первой величины.
Однако "Поп-механика", не была музыкальной группой в современном понимании. Это было некое действо, изначально принимавшего вид некого шутливого полутеатрального представления, однако к своему завершению, пошла уж музыка не та...
Арт-группа "Война" и Павленский даже рядом не стояли:
В 1995 году организуется последнее и самое масштабное появление на сцене «Поп-Механики». Под влиянием Дугина, действие приобретает форму трибьюта, становится вечером памяти писателя и мистика Алистера Кроули. Актеры выступают обнаженными. Двоих приковывают к вращающимся крестам. Тонкая насмешка как над самим Кроули, так и над религией в целом. Сам Курехин походит на пришельца из-за своего необычного серебристого облачения. В качестве «интермиссий» - выступления Дугина, зачитывающих отрывки из произведений оккультиста. Увы, шоу не было увековечено на пленку должным образом: осталась лишь любительская съемка происходящего. «Мы быстро сошлись, ему всё было страшно интересно. Мне он был чрезвычайно симпатичен, и мы дружили вплоть до его смерти. Поскольку я находился тогда в формате НБ, Курёхин тоже находился в этом формате. Он, правда, не испытывал интереса ни к партии, ни к национал-большевизму, но ему было интересно со мной. Это был искренний интерес, как люди увлекаются шахматами, буддизмом или фигурным катанием. Вот что было с Курёхиным. На его творчестве это, наверное, не сказалось, кроме последней «Поп-механики 418», которую мы планировали вдвоём. Там курёхинская лёгкость перешла в метафизический ужас. Но ему это нравилось», - сетует об удивительном творческом союзе Дугин, вскользь упоминая и о совместном выступлении.
источник Click to view
Если кто-то считает, что это просто шуточки - может послушать участника сего действа, Александра Дугина.
Все банальности по поводу трехлетия его похорон, полагающиеся в шоу-обществе, будут растиражированы и без нас. Поражает способность унтерменшей повторять выученные фигуры даже после смерти гения, как будто ничего не произошло. Тем, кого действительно интересует Курехин, можно рекомендовать только музыку. Реанимирующую, выпрямляющую, страдающую и побеждающую музыку, не требующую ничьих комментариев.
Мы же, если долго не видим вокруг ничего утешающего душу, просто ставим в видеомагнитофон кассету с его перфомансом, посвященном Алистеру Кроули, том самом, где вечно бежит в колесе человечек в костюме средневекового палача, Дугин читает "Книгу Законов", Курехин и Лимонов поют "нас ждет огонь смертельный", происходит много других волшебных вещей и непрерывно звучит прециозно белая музыка, нотная повесть о судьбе вот уже три года как замолчавшего героя.
9 июля 1999 года Для тех, кто не понял.
Алистер Кроули - один из учителей Гитлера. Создатель учения о "телеме", где "телема", в очень упрощенном виде - это торжество личной воли над всем остальным. По учению Кроули , человек свободен делать то, что он хочет. Без ограничений.
Можно почитать про его отношению к гомосексульным практикам и к различным оргиям, которые, по утверждению рядя источников, он устраивал.
Алистер Кроули был специалистом по оккультным практикам. Сам себя он называл "Зверем 666".
Сочетание советских песен и оккультного фашизма - это очень здорово.
Особенно для любителей советской классики и всего левого.
Сергей Жариков
Никто лучше Сергея Жарикова, не расскажет про Сергея Жарикова:
Зал: Вопрос к Жарикову: как это было для вас - переход из газеты Труд на Специальное радио?
С: Ооо! Хороший вопрос. Как будто она (кивает девушке, задавшей вопрос) знает мою биографию. Дело в том, что у нас в свое время имидж группы ДК был антисоветский. Был специальный отдел в КГБ, который нами занимался. А потом все изменилось, весь этот антисовок стал неактуальным, и я пошел работать в газету Труд политическим обозревателем, точнее, в одно из еженедельных приложений этой газеты, где рекламировалась новая для того времени рыночная экономика. И одновременно работал на Радио Россия. Тогда была демократия, и я вел там программу Русский Журнал. Потом это название, правда, у меня своровали. Эта программа была посвящена русским эмигрантам. И я решил с музыкой завязать полностью. А потом меня занесло к Жириновскому, это был 89й год. После Жириновского я создавал русский филиал Европейской Синергии, международной организации, председателем которой был бельгиец Роберт Стойкерс, у вас в Дании есть филиал этой организации. Эта структура готовила объединение Европы. Я издавал свой журнал АТАКА. Был еще такой француз - Гийом Фэй. У нас были встречи, мы общались и мы поняли, что современный мир подчиняется законам имиджей. Т.е. любая политика - это искусство имиджей. И после этого я вернулся обратно в музыку. Специальное радио, скажем, сегодня действует на умы намного сильней, чем газета Известия. Наши товарищи французы тоже к этому пришли, с Гийомом Фэем такая же история произошла. Потому что мода - это и есть актуальный имидж. Мода - тире - актуальный имидж. И поэтому вся политика здесь, в области производства массового китча. Возвращаясь к вопросу, почему нас Путин не ругает и не трогает - он хочет с нами дружить.
Как среди специалистов по производству китча мог вырасти бунтарь, вопрос конечно интересный.
Но не более.
Тут хотелось бы сделать вторую ремарку.
Егор Летов, на некотором этапе, очень активно участвовал в политической жизни страны: достаточно сказать, что вместе с Дугиным и Лимоновым, Летов стоял у истоков НБП, о чем сам неоднократно заявлял.
Что из себя представляло НБП на начальном этапе, можно посмотреть на макетах первоначальных символов партии, авторство которых приписывают Александру Дугину.
Обладающие хорошей фантазией, могут подумать, каким образом можно совместить коммунизм и фашизм.
Летов, если судить из газетных публикаций и телевизионных передач, считался представителем "левого" крыла НБП.
Далее выйдя из НБП, Летов в одном из заявлении высказался в поддержку РНЕ.
Click to view
Хотелось бы спросить тех, кто считает, что Егор Летов "левый".
Вы символ РНЕ видели?
Тут хотелось бы сделать третью ремарку.
Егор Летов не чурался фашизма, с этим достаточно трудно спорить. Первое выступление Егора Летова в Новосибирске состоялось в составе группы "Адольф Гитлер".
Про остальное он достаточно откровенно высказался в статье "Парадигма свастики". Речь не идёт, что Летов был фашистом. речь про то, что фашизм не был запретной темой для Егора Летова. Рассмотрев выше его стиль, можно предположить, что , фашизм для Летова был очередным карнавальным элементом игры в политику.
Тут хотелось бы сделать четвертую ремарку.
Неформат и контркультурность "Гражданской обороны" ничуть не означал отсутствие у Егора Летова элитной составляющей. Только понимал он её в классическом виде - эдакий высокомерный интеллектуальный элитаризм, который базируется презрение к населению, презрение к представителям элиты(которые не понимают расклады).
Вместо эпилога
Егор Летов безусловно один из наиболее известных и талантливых российских исполнителей конца 20 века. Его личность и деятельность была окружена множеством мифов и фантазий. Реальный Егор Летов достаточно сильно отличался от лубочных картинок, которые рисовались в сознании.
Если рассматривать роль Летова в становлении тех, кому сейчас больше 30-ти, то она огромна и крайне негативна. Тут хотелось ввести некоторую метафору.
Современные подростки уже не знают, что такое оспа. Это крайне распространенная и опасная инфекция, которая была побеждена в 20 веке, и о её шествии по земле, напоминали только шрамы от оспы на людях старшего поколения, тех, кто оспу ещё застал. Ровно тоже самое происходит и с бывшей молодёжью, по которой прошёлся Летов: Гражданской обороны уже 9 лет, как нет - а шрамы от неё наблюдаются постоянно.
В средние века у немцев и сложилась поговорка: «Von Pocken und Liebe bleiben nur Wenige frei» (Немногие избегнут оспы и любви)
Немногие из молодежи, кто чувствовал в себе ответственность за судьбу государства, избегнул своего знакомства с Егором Летовым и ему подобными.
И это видно : карнавальная, шутовская революционная борьба, шизофренизация мыслей, очень темные образы в песнях - всё это, как шрамы от некой "оспы", проявляется на людям моего возраста. Да и сам я этого не избежал.
Нельзя быть элитным постмодернистом и воспитать цельных людей - тут или трусы одень, или крестик сними. Кого-то эта "оспа" сделала крепче, кого-то перенесла на несколько метров под землю, но шрамы остались у всех. И сейчас, когда приближается момент истины, Егор Летов опять начинает проявлятсья из небытия.
Возвращаясь к оспе, можно вспомнить, что эта болезнь нашла яркое отражение в культуре и искусстве. У некоторых африканских племен, даже есть такой бог - Бог Оспы.
Рассматривая мир Егора Летова, как условно медицинский феномен, уже настало время с ним попрощаться.
Его не получится взять с собой в будущее.
Прощай, Егор Летов.