Открытие новой теории подобно восхождению на гору, когда взору открываются новая и более широкая панорама.
© Эйнштейн.
Не так давно - пару столетий назад предположение о том, что результат научного эксперимента зависит от восприятия наблюдателя, его способа получения информации в свои органы чувств, вызвало бы лишь смех и улыбку. В наше время вокруг этого предположение проводяться научные конференции и пишуться докторские работы по физике.
Мысль о необходимости включения сознания наблюдателя в расчеты высказывалась многими учеными с первых лет существования квантовой механики. Это было характерно для взглядов Юнга и Паули. В работе Вигнера содержится даже гораздо более сильное утверждение: сознание не только необходимо включить в теорию измерения, но сознание может влиять на реальность. [1]
Вот что об этом пишет профессор Михаил Менский:
"По-видимому, приходится сделать вывод, трудно принимаемый физиками: теория, которая могла бы описывать не только множество альтернативных результатов измерения и вероятностное распределение по ним, но и механизм выбора одного из них, обязательно должна включать сознание".
Таким образом - если мы действительно хотим понимать, как работает мир, и что самое главное, как нам балгополучно существовать в нем, нам нужно узнать, что же такое наблюдатель, что такое наше Я, где оно, как оно работает и ощущает привычую нам картину мира.
Где же наше Я? в физическом мире или в каком то ином?
Click to view
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
© Шекспир
Для более наглядного представления о том, что представляет собой картина мира каждого отдельного человека, обратимся к науке Кибернетике. Вот что пишет о людях Норберт Виннер, основатель кибернетики:
“Наши ткани изменяются на протяжении нашей жизни: принимаемая нами пища и вдыхаемый воздух становятся плотью и костью нашего тела, а преходящие элементы нашей плоти и костей ежедневно выделяются из нашего тела вместе с экскрементами. Мы лишь водовороты в вечно текущей реке. Мы представляем собой не вещество, которое сохраняется, а форму строения, которая увековечивает себя. Форма строения представляет собой сигнал, и она может быть передана в качестве сигнала. Каким еще образом мы используем наше радио, кроме как путем передачи форм строения звуков, и наши телевизионные установки - кроме как посредством передачи форм строения света?”
Таким образом, отдельного взятого человека можно представить, как некоторую капсулу живого вещества (КЖВ), которая сохраняет и воспринимает в себе различные формы из внешнего мира передаваемые нам нашими органами чувств. По сути КЖВ не имеет представления о том, что же действительно находиться вовне, поэтому мы можем представить этот входной сигнал как просто кванты энергии, назовем это простым светом - входной сигнал, который мы постигаем в передлах ограничения наших органов чувств.
И с квантово-механической точки зрения все очень просто, но как мы можем заметить из данной схемы совершенно выпадает наш эмоциональный интелект. Человек не просто воспринимает входящий сигнал - мы испытваем эмоции, проживаем воспринимаемое в себе - плачем и радуемся, ревнуем и любим, ненавидим и прощаем, что-то страстно желаем, а что-то избегаем всеми силами.
Вот что пишут разработчики НЛП (нейролингвистическое программирование), Ричард Бендлер и Джон Гриндер в своей книге "Whispering in the Wind":
“Информация о мире получается рецепторами пяти чувств и затем подвергается различным нейрологическим трансформациям и лингвистическим трансформациям даже до того, как мы впервые получаем доступ к этой информации, что означает, что мы никогда не переживаем на опыте объективную реальность, не изменённую нашим языком и нейрологией”.
Исследователи НЛП выделили такое понятие, как репрезентативные системы в своих научных работах.
В НЛП различают, как правило, следующие репрезентативные системы:
- визуальная - опирающаяся, в основном, на зрительные образы;
- аудиальная - опирающаяся, в основном, на слуховые образы;
- кинестетическая - опирающаяся, в основном, на прикосновения.[2]
Такое разделение построено на эмпирических наблюдениях. Многие замечают, что кому-то намного приятнее слушать аудио книги, а кто-то не способен воспринимать информацию, если у него нет перед глазами яркой картинки, таким образом, мы можем сделать вывод, что получение информации через определенные органы чувств (каналы информации), нам доставляет удовольствие. Мы опираемся в построении наших рассуждений на эти “желанные” данные. Другая же информация нами воспринимаеться ровно, имеет низкий приоритет в построении нашего мыслительного процесса.
При таком делении на виды интелекта по природе каналов восприятия, разумеется, сразу возникает вопрос, а что же с обонянием и вкусом - разве не должны у нас быть тогда оральный и обонятельный интелекты? В НЛП к сожалению не слишком подробно был исследован этот вопрос, хотя некоторые ученые и выделяли еще олфакторную (обоняние) и густаторная (вкус) репрезентативные системы.
Давайте теперь рассмотрим природу человеческого поведения с другой стороны - с точки зрения желаний.
Странное чувство пустоты, вызываемое всяким «после».
Эрих Мария Ремарк
Согласно теории Фрейда мотивация поведения человека полностью основана на энергии возбуждения, производимой телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду психические образы этого возбуждения, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти.
Первая группа (под общим названием Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. «хотеть» или “желать”), или энергия либидо - термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо - это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.
Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы.[3]
Как не трудно заметить, Фрейд классифицировал часть кинестетических ощущений (анус и половые органы) и вкусовых (рот) как эрогенные. У читателя может возникнуть резонный вопрос, но разве не могут тогда быть и другие каналы восприятия эрогенными у каких-то категорий людей в большей или меньшей степени? Может ли наше восприятие определять нашу сексуальность, инстинкты, нашу мотивацию и мышление и вообще всю нами видимую и переживаемую картину мира? Насколько сильно определяют наше поведение эти входящие сигналы? И наконец, можно ли работать с поступающими сигналами более эффективно, чтобы быть счасливым человеком?
Новым подходом, позволяющим дать ответы на эти вопросы и связать квантовую и чувстенную картины мира в одно целое, стала Системно-векторная психология (СВП).
Системно-векторная психология не является ответвлением классической психологии или частью классической психологии. Она впервые ставит психологию на уровень науки. Точно так же как в математике или физике есть методика, с помощью которой делаются открытия и достигаются определенные результаты, так же и здесь есть своя методика, с помощью которой мы исследуем развитие состояний психики человека, откуда она берет свое начало, как эволюционирует с течением времени, от самого раннего первобытного человека до человека современного.
Системно-векторная психология говорит о восьми эрогенных зонах на теле человека, непосредственно связанных с нашими пятью органами чувств, а соответсвенно и способом мышления и восприятия мира.
Для удобства в системно-векторной психологии вводится такое понятие, как вектор - это особо чувствительная эрогенная зона, которая определяет группу свойств и желаний, формирующих характер человека, его внутреннюю систему ценностей, сексуальные предпочтения, его поведение и адаптацию в социуме.[4]
Эрогенные зоны и каналы восприятия человека соотносятся согласно СВП следующим образом:
Как видно из вышеприведенного списка все эти зоны являються слизистыми на теле человека.
На данный момент этот вид психоанализа позволяет человеку понять и раскрыть себя наиболее эффективным способом.
С этого начинается системно-векторный психоанализ и психология. СВП говорит только об очевидных вещах, есть у человека музыкальный слух или нет, есть особая восприимчивость к запахам или нет. Каким образом человек, который четко дифференцирует цвет или вкус, строит картинку восприятия мира внутри себя, каким образом это влияет на его черты характера, каким образом такой человек развивается до пубертата и после.
Конечно, невозможно досконально изучить такое явление как «человек» и все психические процессы, которые происходят в нем, рассматривая его отдельно от среды, в которой он растет, развивается, где реализует себя или нет. Ни один человек в этом мире не существует сам по себе, в одиночку. Природа создала нас как группу, объединила нас в единую систему отношений. Это относится не только к людям, все живые вещества на планете живут группами, примеров можно привести множество, это и стая волков, и стадо бизонов, пчелы и муравьи, даже грибки и те живут колониями. Цели и задачи у каждой группы, будь-то человеческая стая или стадо баранов, очевидны - группа должна выжить и продолжить себя во времени, т.е. дать следующее поколение. Это единый целый организм, в котором представлены все восемь векторов. Каждый из них играет свою уникальную роль в этом целом, выполняет свою специфическую функцию. Распределение ролей в группе, соотношения всех восьми векторов между собой, их взаимодействие друг с другом и иерархия по отношению друг к другу - досконально исследуются системно-векторной психологией и Юрием Бурланом. Кратко сформулировать видовую роль каждого вектора в группе можно, рассмотрев взаимодействие древних людей в первобытной стае, где каждый человек являлся носителем одного вектора:
· Кожный вектор. Видовая роль - боковой охотник, алиментатор. Функция - ограничение и запрет.
· Мышечный вектор. Видовая роль - воин, охотник. Функция - война и охота.
· Анальный вектор. Видовая роль - хранитель пещеры, костра, домашнего очага, тыловик. Функция - накопление и передача знаний.
· Уретральный вектор. Видовая роль - вождь. Функция - расширение жизненного пространства и порождение.
· Зрительный вектор. Видовая роль - дневной охранник стаи.
· Звуковой вектор. Видовая роль - ночной охранник стаи.
· Оральный вектор. Видовая роль - глашатай, шут, загонщик добычи. Функция - крик, предупреждение об опасности.
· Обонятельный вектор. Видовая роль - советник вождя. Функция - стратегический разведчик, выжить, во что бы то ни стало.
Человек находится в поиске ответа на вопрос "кто он такой" последние 6 тысяч лет. За это время мы драматически освоили неживую природу от каменного скребка до нанотехнологии. Мы летаем в космос, расшифровываем геном, развили медицину настолько, что уже живем не по 25 лет, как первобытный человек, а по 80, знаем строение каждой клетки человеческого тела. Мы создали вокруг себя особенную биосферу, которой не существовало никогда раннее, и она в свою очередь изменила нас. Нам уже недостаточно только одной эрогенной зоны для адаптации в социуме, каждый современный человек несет в себе три или четыре видовые роли. Мы стали более темпераменты, у нас больше желаний и больше возможностей для их реализации. И, несмотря на все это, на все достижения современной цивилизации, в познании самого себя человечество так и не продвинулось ни на йоту.
Через наши эрогенные зоны определяется наш талант и наша видовая роль, наши желания, с помощью которых мы двигаемся по саванне или современному мегаполису. Заданная врожденная видовая роль задает нам определенное желание, а желание всегда порождает строго определенные мысли. Каким образом этот первобытный человек, живущий внутри меня, проявляется сегодня, в современном обществе, какую роль он выполняет, как приспосабливает себя. Какие у меня лично врожденные свойства, какие желания управляют моим бессознательным, какие процессы там происходят, как их контролировать. [4]
Сможем ли мы, имея такие знания о собственной природе, понять, как повлиять на процесс собственной жизни, повысить ее качество, а в конечном итоге стать счасливыми... ?
Во всяком случае, у нас есть для этого все инструменты, а приложить усилия - это то, что уже в наших руках.
[1]
http://kabmir.com/nauka/nabljudatel_i_kvantovyj_mir.html [2]
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0 [3]
http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/teorii-lichnosti/instinkti-%E2%80%93-dvizhuschaya-sila-povedeniya[4]
http://www.yburlan.ru/biblioteka/sistemnovektornaya-psihologiya