Не прошло и месяца с тех пор, как я записала себе "Элементарные частицы" - немецкий фильм по роману М. Уэльбека. Посмотрела.
Невозможно не попытаться сравнить книгу и экранизацию. На мой взгляд, фильм выигрывает по сравнению с книгой. Роман, я бы сказала, антигуманистичен - кино же получилось теплее. В романе жизнь героев лишь является иллюстрацией к тезису о том, что беды человечества, агрессия, муки одиночества - всё это лишь следствие потребности в половом размножении и невозможности обрести счастье через свою половинку. Но и избавившись от этой потребности человечество не становится, в итоге, счастливей, погружаясь в мрачное безучастие.
В кино героев оставили наедине с их жизнями; разработка теории клонирования уходит на глубоко задний план - да и бог с ней. От этого, вместо антиутопии, получилась достойная современная драма. Совсем по-другому (лучше, контрастнее) расставлены акценты в характерах главных персонажей - братьев.
Если роман эротичен до порнографичности, то фильм - огромное уважение сценаристу и актёрам! - по сранению с ним, довольно целомудренен. При этом скурпулёзно сохранены все нюансы взаимоотношений и их развития и, наверно, почти все соответствующие эпизоды; экранизация не выглядит выхолощенной, пуританской, наоборот, как мне показалось, осталось столько, сколько нужно, чтобы, как и в книге, сексуальная линия прочно скрепила канву событий. Авторы поверили в то, что их зрителю чаще довольно намёка, полукадра, вместо долгих натуралистических подробностей (каких, повторюсь, немало в книге, но там они вполне уместны).
"Частицы" вышли вместе с "Жизнью других" и оттого остались в её тени на всевозможных фестивалях. Меня же они тронули больше того политпокаяния. Разумеется такое кино делают актёры - и игра действительно замечательно хороша. Кстати, в обоих этих фильмах сыграла немецкая актриса Мартина Гедек. Как она красива неброской, зрелой, неголливудской, невосковой красотой. Все неидеальности внешности лишь добавляют ей шарма, делая близкой, понятной, простой, как встречная на улице. Да, и единственная награда, которую получил фильм, досталась в Берлине Морицу Блайбтрою за главную мужскую роль. Заслуженно и прекрасно.
А по поводу лейтмотива одиночества, который красной нитью идёт что через фильм, что через книгу... Через чужую целлулоидную несчастливую жизнь по-новому начинаешь смотреть на свою судьбу. И дело не только в том, что мне повезло встретить такого человека, как мой муж. А в том, что, по счастью, не он один спасает меня от космического одиночества, которое терзает персонажей. У меня есть родные, близкие, друзья, которые делают меня не настолько "элементарной" в мире. И за это душевное тепло, за островок любви и внимания я всем им благодарна.