Oct 15, 2007 00:38
Советский Союз. Приезжает иностранец. Всю ночь пьёт с русскими товарищами.
На утро его отправляют за пивом. Чтобы знал, чего попросить, пишут ему шпаргалку.
Подходит иностранец к киоску. Читает по бумажке:
- Добрий ден! Пиво йест?
- Нет.
Иностранец читает по бумажке дальше:
- Блиат. Йа так и знал.
Почему-то так и лез в голову во время просмотра этот анекдот, так и лез. Собственно, понятно почему: два изумительных, обожаемых актёра, Вигго Мортенсен и Венсан Кассель, играющих русских мафиози, периодически с английского с акцентом переходят на русский-по-слогам (иногда русский-матерный-по слогам), и уже никакие кошмары не в состоянии вернуть тебя из игривого настроения.
Кошмарит там режиссёр Кроненберг по-страшному. С перерезаением горл, рубкой пальцев, выкалыванием глазиков - всё это крупно, физиологично и почти по-настоящему. Но тут ты слышишь "блиат" или "тващу мат" и понимаешь, что всё у них тут понарошку. Так что особо впечатлительным, желающим всё же ознакомиться с фильмом, рекомендую смотреть в оригинале - спокойнее будет.
Но если оставить в стороне эти фонетичекие раздражители, то фильм есть за что похвалить. Это актёрская игра. Трио Мортенсен-Кассель-Армин Мюллер-Шталь убедительно и сильно (до тех пор, пока не заговорят по-русски). Мортенсен - идеальный терминатор, бесстрастный киборг. Для своих неполных 50 (!!!) лет в шикарной форме. Кассель - пьяное русское преступное и богатое быдло. И, наконец, Мюллер-Шталь - страреющий крёстный отец, воля, мозг и огромная сила, несмотря на возраст.
Сюжет довольно бесхитростен. По сути, это драматический триллер, где в госпиталь к героине Анне (Наоми Уоттс) доставляют юную роженицу, которая вскоре умирает. Анна находит дневник покойной и с его помощью пытается найти её родственников. След ведёт в русский ресторан, которым владеет пожилой Семён (Мюллер-Шталь). У Семёна есть сын, Кирилл (Кассель), преступная сущность которого практически немедленно открывается зрителю. А у Кирилла есть водитель Николай (Мортенсен), по нордической, практически штирлицевской внешности которого можно предположить разное, но только не русского бандюгана. А он на это претендует. Мортенсен - настолько европейский типаж, что поверить в его уголовное русское прошлое невозможно. Но при этом образ отличается такой стройностью, психологической точностью, что на имиджевую недостоверность можно закрыть глаза. В этом квадрате главных действующих лиц и раскрывается вся правда об ужасах бандитского Лондона.
Если ты меня спросишь, где здесь мораль,
Я направлю свой взгляд в туманную даль.
И отвечу, как мне ни жаль,
Я, ей-богу, не знаю, где здесь мораль.
Всё, что приходит на ум глубоко практично и так же обыденно: не якшайтесь с тёмными личностями. Перступный мир всасывает с силой промышленного пылесоса.
Как триллер фильм неплох: держит в напряжении; наверно, щекочет нервы (если не понимать по-русски или смотреть в полном дубляже); есть нужная интонация и настроение. Но финал... финал... лучше б они просто все умерли.
Небольшое добавление
По сюжету Анна - наполовину русская (по покойному отцу). У неё есть дядя, брат отца, который помогает ей прочитать дневник. Вот этот дядя - бытовое воплощение русского глазами иностранца. Недалёкий пьянчужка, в груди которого звучит эхо КГБ . В фильме было его высказывание по поводу разрыва племянницы с темнокожим бойфрендом. Что-то вроде того, что расы не должны смешиваться, вот потому у тебя и выкидыш был. Прозвучало жутко, зал ахнул. Мне стало стыдно и почему-то показалось, что такого дремучего идиотизма среди русских уже не может быть. Так вот сегодня слышала отрывок речи патриарха Алексия Второго в Страсбурге, который перед европарламентариями говорил, что гомосексуализм - это такая же болезнь, как и клептомания. Так что честный фильм, ничего не скажешь.
кино