Фильм Энга Ли, получивший «Золотого льва» в Венеции, а также награду за лучшую операторскую работу Родриго Приэто (оператор
«Вавилона» и прочих фильмов Иньрриту).
В «Вожделении» рассказывается история молодой девушки, которая во время Второй мировой войны под влиянием молодого человека, которым она увлечена, присоединяется к самодеятельной анти-японской, анти-коллаборационистской студенческой организации, где ей предстоит сыграть роль наживки для безжалостного борца с подпольщиками, китайца, ставшего на сторону японских захватчиков. Разумеется, встреча с настолько сильной, хоть и демонической личностью не может не затронуть чувств неопытной девушки. Метаморфозам этих самых чувств и посвящены примерно два с половиной часа экранного времени.
Как говорил сам режиссёр, в фильме он решил исследовать природу женской сексуальности (цитирую близко к тексту). Ну что сказать? Не был он тут первопроходцем.
Так, например, задолго до него ту же самую природу исследовала Маргарет Митчелл, которая заставила свою героиню влюбиться в слабого и романтичного Эшли, бредить о нём весь роман и ходить на подвиги, пока наконец, Скарлетт не открылась вся чисто мужская притягательность сильного, жёсткого Рэтта Батлера. С поправкой на историко-культурную закваску тут происходит примерно то же самое: мягкий, мучимый противоречиями любимый vs. жестокий, властный, опасный любовник. Только у Митчелл не было квази-порнографических сцен, которые позволили бы раскрыть взаимоотношения героев не только за пределами спальни, но и в постели.
Таким образом, «откровение» о женской сексуальности паразитирует на тех же стереотипах, что и подавляющее большинство «женских романов». И я даже не скажу, что это неправда. Это правда, потому помимо генетической программы, заставляющей искать «сильного самца», поколение за поколением женщин воспитывается на идеале брутального героя. В итоге, влечёт нас, женщин, к таким мачо со страшной, нечеловеческой силой хоть в Китае, хоть в Америке… Только вот нового тут нет ничего.
Не менее вторично кино и по отношению к «Последнему танго в Париже» -- мотив странной притягательности насилия и женского озадаченного сострадания к мужской уродливой душе.
Но, с другой стороны, как известно, сюжеты все исчерпаны со времён Шекспира и вопрос заключается не в том, что сказать, а как. Поэтому на мой взгляд, практически единственный недостаток фильма - это вторичность идеи, перелицованной на новый лад.
В то же время смотрятся эти два с половиной часа практически на одном дыхании, и это уже мастерство режиссёра и сценариста - снабдить повествование таким движущим механизмом, который не отпускал бы зрителя до самого конца.
Актриса, выбранная на главную роль в фильме (Ван Цзячжи), - безусловное достоинство фильма, поскольку на её игре держится практически всё.
Операторскую работу оценили до меня (в Венеции).
В общем, по ощущениям фильм неплох, хотя вряд ли внесёт смуту в искушённые умы. Так что когда душа попросит печальной драмы в исторических декорациях с китайским орнаментом, рекомендую посмотреть «Вожделение». Хотя моё сердце целиком и полностью принадлежит «Любовному настроению», которое без единой эротической сцены так и искрит сексуальной энергией и пресловутым вожделением.