«Ты купил гладиатора, а не раба» (цитата из фильма).
Сходил я тут на последнюю нетленку сэра Деда. Ну что вам сказать…
Не повторяйте моей ошибки.
Если честно, после выхода с киносеанса я хотел написать кратко - «фильм полное merde». И это правда. Но фильм меня настолько выбесил, что я решил разродиться простынёй несвязанного текста. Если вам лень её читать, ограничьтесь констатацией - фильм убог по всем статьям. Если не лень - сейчас я буду разбегаться белкою по древу.
Да, я специально не смотрел рекламных трейлеров (хотя информация про ездовых носорогов и акул в навмахии до меня, таки, просочилась, и увы, оправдалась). Да, я специально «ничего не ждал» и занижал свои ожидания как только мог. И да, я шёл в кинотеатр «чисто позырить по приколу» на весь этот адЪ и израилЬ. Я знал, я понимал. Всё так. Но всё равно оказался не готов. Не смотря ни на что, я не был готов к тому, какой трэш, угар и содомия меня ждут в итоге.
Единственный мой верный стратегический шаг - я до сих пор не посмотрел «Наполеона». Не посмотрев его, я сохранил резерв нервных клеток, который и бросил целиком на второго «Гладиатора». Всё. Если, не дай бог, сэр Дед снимет хотя бы ещё один фильм, он меня добьёт.
Вдох, выдох. К фильму.
Фильм плох. Просто плох. Он плох не как «историческое кино» (хотя это тоже), он плох как драматическое произведение вообще.
Хорошее - это хорошее, плохое - это плохое. Карикатурные плоские герои, адски карикатурные тупорылые интриги. А ещё постоянное «вы помните первый фильм»? Вы же его любите? Вступительные титры нового фильма просто идут под анимированные кадры из старого. Там же главный герой был за всё хорошее, мы тут его вспоминаем всё время, мы тоже за хорошее, любите нас. А ещё у нас, в рабовладельческом Риме, мечты о «Новой Республике», буквально. (Диснеевских «Звездных Войн», что ли, насмотрелись?).
«Рим испортился», «наши мечты о свободном Риме», «Рим, безопасный для всех», Марк, сука, Аврелий, император, автократор, блеать, мечтал вернуть власть народу (!) и выборному (!) Сенату» (шта?!). Мы все так долго ждали и мечтали о счастье, о демократии для всех, для каждого, и пусть никто не уйдёт обиженным…
Страдания нынешней творческой прикормленной интеллигенции о величии «Рима». О светлом граде на холме.
«...И даже самый последний землепашец имел не менее трёх рабов». (Это уже не просто сарказм, а прямая цитата).
Главнокомандующий огромными армиями, не гнушающийся лично позвенеть гладиусом.
Я так понимаю, в США кризис. Кризис самоидентичности. Хотя сэр Дед вроде англичанин? Впрочем, в их английской империи кризису уже много десятков лет. Он уже привычен. И их продажное «говно нации», именуемое в просторечии творческой интеллигенцией, наконец начинает проникаться мыслью «Ганс, так мы что, плохие парни?». Мы несли демократию на штыках и бомбах как-то неправильно? Надо теперь нести демократию на штыках и бомбах правильно?
Но нам-то зачем на это смотреть?
Даже в красивой обёртке?
А обёртка, если честно, не такая уж и красивая, не смотря на ездового носорога и акул в Колизее. (Блеать, да. Они и вправду есть. И снято не то, чтоб простительно красиво. Просто снято. Если кто вякнет - я не на портяночной экранке это смотрел, в кино ходил, деньги отдал).
Даже не знаю, как к фильму подступится. Давайте издалека, частями? Начнём с пресловутого, никому не нужного, историзма.
(И давайте сразу договоримся. Первый, нет, единственный, фильм «Гладиатор», 2000-го года, был адской антиисторической вольной фантазией и клюквой. Попирающей и реальную историю, и здравый смысл. Но он был хорошим фильмом, классной сказкой. Таким, знаете, как исторические пьесы Шекспира. От истории чуть, но какова драматургия! Как там это?.. «Коня! Полцарства за коня!». Или, если не про горбуна и Войну Роз, а про Рим: «Вскричит «Пощады нет!» - и спустит псов войны!». Перевод, конечно, и вырвано из контекста, но круто же звучит, а?).
Ну, ладно, ладно, всё-таки немного поглумлюсь над историзмом. Чуть-чуть.
Гета. Или Каракалла. Один чёрт.
Уровень тут виден буквально на первых кадрах и титрах - типа, 16 лет прошло со смерти хорошего-прехорошего Марка Аврелия (это значит у нас 196-й год? но в фильме прямо указан 200-й), тыры-пыры, римляне покоряют последний свободный горд Нумидии... Шта?! Так-то всю африканскую Нумидию (которая была союзником Рима против Карфагена) скооптировали в провинцию уже два века как. В Риме, значит, правят порочные близнецы (это, наверное, кривой перевод?, они же просто братья) Гета и Каракалла. (Они правили с 211 года, но фиг с ним). И Рим, значит, corrupted. (Хорошее английское слово. Обычно, и здесь тоже, его переводят «в лоб», «коррупция», а мне нравится «порча». «Чиновник, на которого навели порчу»).
Кстати, антиримского предводителя нумидийцев, тех самых нумидийцев, которые тут, ни с того, ни с сего, не полупустынные кочевники-скотоводы на знаменитых на весь античный мир лошадках, а оседлые земледельцы и сидят в каменной крепости на берегу моря, зовут - та-дам! - Югурта. И этот предводитель, внезапно, не бербер, и даже не семит, а негр. Смоляной как сапог. В отличие от остального населения его выдуманного города. (Реального Югурту, который бухтел против Рима, грохнули уже триста лет как. И да, «Африка» - не значит автоматически «негры». В Африке севернее Сахары европеоидное население со времён возникновения населения. А рабы-негры в античности шли через Египет из Судана).
Кстати, о неграх. Фильм на них не акцентируется, спасибо. И я их специально не высматривал, честно. Но негр-сенатор (!) и негр-преторианец (!) в глаза откровенно бросились. Отработали повесточку, короче. Ладно.
Если что, я не против негров, отнюдь. Скажем, Мэл Медарда в «Аркейне» такая няшка, такая спортсменка, комсомолка и, наконец, просто красавица. Но просто отмечу, что римский Песценний Нигер, да и Филипп Араб, не были ни нигером, ни арабом, если что.
Кстати, один из второстепенных персонажей фильма, гладиатор-врач, внезапно, родом из Варанаси. Не из Бенареса, а именно из Варанаси. Индус. В античном Риме. Не купец-авантюрист, ходивший за три моря, не государственный посол, не богатейший путешественник, а так, сам собой разумеющийся вольноотпущенник. Л-ладно. Это уже не американскую, это уже английскую повесточку сэр Дед отработал, снималось-то кино пока смуглый Риши Сунак саибами рулил. А слабо было сделать древнеримского персонажа родом из Бэйцзина? А? А?! Это другое?).
Над уровнем здешней материальной культуры смеяться даже грешно. Это пусть Клим-рекламная-интеграция-Саныч, с присущим ему снобистским велеречивым самолюбованием, соседствующим с солдатско-сортирным юморком, заливает. Я могу сказать только - без слёз не взглянешь. Есть показательный момент - у Максимки из прошлого фильма была знатная чернёная кираса, лорика мускулата, с серебряной инкрустацией. Абсолютно не гладиаторский, но красивый, жёсткий, настоящий (хоть и не историчный), мужЫцкий бронзовый (вряд ли стальной) доспех. Металл! Трушный хардкор.
В новом фильме эта кираса стала мягкой кожаной жилеткой со стразиками… Рукалицо.
Ладно. Всё же вернёмся к фильму.
В предвкушении битвы против павианов. Павианы, конечно, злобные твари, но вообще-то они - зерноядные тупые обезьянки. А люди это люди.
Единственное, что мне в фильме понравилось, и это было чисто визуально - кусочки самой первой сцены. Не вся первая сцена целиком, замечу, её кусочки! Почему? А потому что они выглядят как рекламный ролик или вступительная CGI-заставка к комп.игре «Rome II Total War». (Да и то. В игре, чтобы штурмовать город с моря, всё-таки надо высаживать десант с кораблей на берег, а не прям с трирем лезть на стены).
Ей богу, вот это разношёрстое городское ополчение поголовно во фригийских и беотийских шлемах (и при этом в домотканых хламидах, без доспехов, без греческих тораксов и кельтских кольчуг. Сука, выделанный бронзовый или стальной шлем стоит дороже чем простая металлическая пластина на пузо!) явно напоминает юнитов низшего ранга из компьютерной игры. А против них, значит, «игровые» легионеры, в красивых лорика сегментата (а местами и в типа устаревших кольчужных лорика хамата), и в красивейших шлемах времён Траяновских и покорения Дакии. «Rome II Total War» как оно есть. Великая игра!.. Что? Мы о фильме?
Это загрузочный экран стратегии «Rome II Total War», если что. В кино из игры утянули многое.
В фильме логика не ночевала. Римляне покоряют всё вокруг просто потому, что. Они же все «corrupted». И парочка императоров-имбецилов ими правит. Которых все слушаются просто потому что. И вот они, императоры-имбецилы, заставляют всё завоёвывать просто потому что. (А ещё обоих, и Гету, и Каракаллу, сделали рыжими. Ну а что? Нерон в повествование совсем не вписывается, но все же его образ помнят, да? А вы помните была ещё на ПК программка такая, Nero burning Rom?). Так-то римляне белые и пушистые, и за демократию, и за свободу/свободы, и постоянно «мечтают о былом (?) величии Рима», а какие-то там нынешние завоевательные войны идут исключительно во славу дураков-императоров. Ага.
Римский «генерал» (всё же легат, наверное?) так страдает от этого, так страдает… Как там перефразировать поручика Ржевского из анекдотов? «Воюю и плАчу?». И всё римское общество тоже плачет и страдает. Наверное. Страдающее поколение. В фильме это несколько раз подчёркивается. «Поколение».
Все страдают, страдают, но выстрадать не могут. Поэтому с удовольствием идут смотреть на гладиаторские игры, где людей режут. Где вчера чествуют «генерала Акация», сегодня его признают изменником и выставляют на арену, а завтра народ бунтует. Просто потому что. Ну, они же любят генерала. Иногда. И императоров тоже любят, но вчера. А сегодня всё внезапно поменялось.
Прекрасный рекламный кадр. Но в фильме его просто нет.
Ой, ну честно, разбирать это фильм по частностям (кстати, имя «Дарий» у римского военачальника, например, это круто, как и имя «Тракс» («Фракиец»?) у сенатора, как и обращение «ваше величество», как и поцелуи руки у дам) - это гоблиновско-жуковский удел. Пусть развлекаются. Сойдёмся на том, что Макрин, как таковой, пусть и не Дэнзел Вашингтон, действительно был, и он успел побыть императором. Чуть-чуть. Правда, сменил его не выдуманный киношный весь такой хороший Луций Аврелий Вер, а Гелиогабал, после которого у римлян всё хоть как-то устаканилось только через семьдесят (!) лет. Так что нынешним распорядителям мира, демократам с республиканцами, стоит подумать.
Не буду врать, Вашингтон и правда хороший актёр, он, неожиданно, пытался тащить свою роль. В теории, не был бы он негром, потянул бы, наверное, и наших интриганов, типа Меншикова, Бирона или Миниха. А кроме него никто в фильме и не старается.
Сам Мескаль (или Паскаль)? Паскаль под мескалином, Мескаль под паскалином, и двойная сплошная пролегла между ними… Х/з, оба они бородатые буратины, тот, что постарше и поизвестнее, вроде умелее в актёрском ремесле, но один чёрт, плоские картонки.
Кони, наша, Нильсен? Не смешите, тогда, в 2000-м, она была просто блондинистой красоткой для кадра, даже не уровня симпатяшки Крюгер или обаяшки Терон. Чё уж там, ей уже тогда было 35 лет. А сейчас, спустя четверть века, она просто милая бабушка.
Актёрской двоице, игравшей тут Гету и Каракаллу, до Хоакина, нашего, Феникса, игравшего некогда Коммода, натурально как до Луны пешком вприсядку. Грим и вытаращенные глаза - не значит актёрская игра. Император Коммод у Феникса получился настолько монументальным, что его «безумца в неограниченной власти» никто не переплюнет. Они и не пытались, похоже.
Что по итогу? Плоский прямолинейный смешной фильм, пытающийся показать рефлексию современных молодых зажравшихся западных элит в неумелом антураже двухтысячелетней давности. Фильм этот снял девяностолетний маразматик, которому на всю эту рефлексию плевать. И на антураж плевать. И на историзм плевать. Весь фильм по своему качеству сводится к «плевать», «give a damn».
Сэр Дед, старый ты маразматик, ты молодец. Цитируя тебя же: «fuck you, fuck you very much».