Куда звонить, если таймер красного сигнала отсчитал до нуля и пропал, а зелёный так и не загорелся? Если фазы светофора рассчитаны под автомобили, и пешеходам приходится очень долго (две-три минуты) ждать, чтобы пересечь улицу, или пересекать улицу (площадь) в несколько приёмов? Если светофор вообще сломался и не работает, и на перекрёстке намечается коллапс? Вот сюда:
Ситуационный центр принимает звонки по короткому номеру 3210 с мобильных и по телефону 8 (495) 539-54-54. Его главная задача - обеспечивать максимально эффективное использование уличной дорожной сети, и для решения этой задачи мобилизованы мощные инженерные ресурсы.
Под ситуационный центр выделен просторный зал, в котором круглосуточно работает дежурная смена, а в рабочее время к ней добавляются проектировщики, аналитики, и так далее. Организован центр сравнительно недавно, в 2014-м году, но плоды его работы в городе уже чувствуются.
Переднюю стену зала целиком занимает большой экран, на который операторы дежурной смены выводят контролируемые ими объекты. Несмотря на то, что их основной задачей является организация движения, попутно им случается и поработать Большим братом - в объективы камер регулярно попадают аварии, и тогда операторы звонят в ГИБДД, а однажды оператор увидел, как мужчине стало плохо на пешеходном переходе, и вызвал ему Скорую помощь. Впрочем, есть и более Большой брат - когда ФСО перекрывает трассы для проезда кортежей, они по маршруту следования и камеры отключают.
Поток поступающей информации огромен, поэтому записи с камер хранятся всего 10 дней. Если вам нужна видеозапись происшествия, нужно оперативно обратиться в полицию, чтобы она истребовала запись до того, как истечёт 10-дневный срок.
В целом рабочие места взаимозаменяемы, но некоторые облюбованы конкретными сотрудниками. Рядом с табличкой лежал лист со схемой фаз светофорного объекта где-то в Новых Черёмушках, который попросили не снимать.
Оформление зала строгое, без излишеств. Под потолком герб Москвы, а по стенам зачем-то часы с временем различных часовых поясов.
Самое интересное, конечно, на мониторах. Например, карта ДТП. Цветовое кодирование соответствует степени влияния происшествия на движение: если точка зелёная, значит, движение не затруднено. Впрочем, помимо чисто физических затруднений есть ещё и человеческая психология - так зачастую движение во встречном направлении затрудняется больше, чем в попутном. Почему? Всё просто: притормаживают, чтобы посмотреть.
Откуда берётся информация о движении? Общественный транспорт можно оборудовать трекерами, но есть ещё грузовой и личный транспорт, и его делиться треками не обяжешь. Парадоксально, но данные у Яндекса ЦОДД не берёт. Не может? Не хочет? Не суть. Вся дорожная сеть города оборудована радар-детекторами, которые замеряют как скорость, так и интенсивность движения. Каждые 5 минут в ЦОДД поступает 400 000 треков с радаров, и на их обработку уходит не более 30 секунд, что на самом деле впечатляет.
Вот масштабируемая карта размещения детекторов.
ЦОДД не занимается ручным управлением светофорами, но объединяет их в маршруты, оптимизируя движение не на отдельно взятом перекрёстке, а по маршруту в целом. Для маршрутов существуют программы работы в будни, вечером пятницы, по воскресеньям (в субботу движение практически такое же как в будни) и так далее. Параметры программ могут корректироваться в зависимости от фактической загрузки дорожной сети.
Как ни парадоксально, но в Москве есть светофоры, которые не контролируются ЦОДД - обычно они установлены строителями для пропуска грузовиков к стройплощадкам. Порой доходит до смешного: стройка закончена, строители уехали, а светофор остался и работает, и только когда что-то ломается, выясняется, что он бесхозный. Впрочем, строители могут отмочить и шутку похлеще - однажды ГИБДД никак не могло понять, откуда в двойной сплошной появляется разрыв, и только подняв записи с камер, обнаружили, что ночью со стройки выходил мужик с топором и вырубал разметку.
Есть и карта общей загруженности - правда, все эти карты пока что только в пределах МКАДа (плюс обособленное подразделение в Зеленограде). ЦОДД поддерживает активные контакты с областью, однако прямого обмена данными пока нет.
А во дворе оборудована тестовая площадка, на которой отрабатывается работа светофорных объектов и их координация. Светофорный объект - это, кстати, не то же самое, что и светофор - это вся совокупность светофоров на отдельно взятом перекрёстке.
- А вы что, напишете об этом в интернете? - спросил меня сотрудник ЦОДД с простым русским именем Иван.
- Конечно, напишем, ещё и ссылку пришлём. Спасибо за экскурсию!