Если на рубеже 1991/1992 годов существовала катастрофическая нехватка продовольствия, то на каких уровнях - в домашних хозяйствах, в розничной торговле, в запасах розничной торговли, на оптовых складах, в промышленности, в государственных ресурсах?
Ключевой вопрос, которому посвящены все книги Гайдара, - вероятность голода из-за нехватки зерна и, соответственно, хлеба.
Вот, давайте и рассмотрим этот важный вопрос по элементам.
Как мы уже видели, запасы муки в розничной торговле на 1 января 1992 года были существенно меньше аналогичного показателя год назад и составляли всего 11 тыс тонн, в то время как год назад - 19 тыс тонн.
Рассчитав запасы муки в промышленности, исходя из данных таблицы, получаем, что их было несколько больше показателя прошлого года: 780 и 777 тыс. тонн соответственно. Поскольку запасов муки в промышленности существенно больше, чем в рознице, вряд ли стоит всерьез беспокоиться о ее непоставках в торговлю при условии либерализации цен.
А что конечный потребитель? Сидит, сложа руки, ждет повышения цен?
Конечно, нет.
«Так, имеющегося запаса муки у населения по состоянию на начало года хватит на семь месяцев (при сохранении уровня ее потребления), макаронных изделий - на два, крупы - на пять. Углеводистая модель потребления будет прогрессировать, т.е. в рационе питания будут преобладать хлеб и картофель». "Об итогах функционирования народного хозяйства Российской Федерации в 1991 году", с.12.
И потребитель ведет себя как полагается экономическому агенту в здравом уме и твердой памяти, и эксперты оценивают ситуацию правильно.
Остается главный источник централизованного снабжения - государственный фонд. Может быть, там не хватает зерна?
По расчетам получается, что и там зерно есть.
На 1 января 1991 года в госфонде оставалось 18,9 млн т зерна (Гибель империи, с.357).
В 1990 году госзакупки составили 34 млн т (Народное хозяйство РСФСР 1990, с.448).
По импорту получено 20 млн т ("Об итогах функционирования народного хозяйства Российской Федерации в 1991 году", с.52).
Из республик СССР получено 0,9 млн т (Статистический бюллетень №6 Некоторые показатели экономики Российской Федерации в январе-мае 1992 г., ГКС РФ, с.116).
Заметим, что в 1990 году собран уникальный урожай, госзакупки выросли по сравнению с двумя предыдущими годами, когда они были существенно меньше - 29,2 и 31,2 млн т, а, накануне, в 1989 году даже экспорт пришлось увеличивать, несмотря на то, что мировые цены на пшеницу резко выросли - с 113 дол. за тонну в 1987 году до 169 дол. за тонну в 1989 году. Так что, по всей видимости, к началу 1990-го запасы госфонда были скудны. А в 1990 закупки увеличились, импорт снизился и есть данные о существенном переходящем остатке. Таким образом, можно предположить, что весь переходящий остаток - это результат 1990 года. В таком случае, благополучный для государственных ресурсов 1990 год можно считать эталонным - запасы накапливались с нуля, значит текущие траты сложились как разница поступлений (госзакупки на внутреннем и внешнем рынке) и остатка.
Таким образом, в оперативном распоряжении государства было:
34 + 20 + 0,9 - 18,9 = 36 млн т
В 1991 году госзакупки составили 23,6 млн т (Российская Федерация в 1992 году, с.173). В более поздних источниках приводится цифра 21,5 млн т, но сейчас нам важна актуальная оценка того момента.
По импорту получено 19,2 млн т (Внешнеэкономические связи РФ Российской Федерации в 1992 году).
Из республик СССР поступило 1,9 млн т (Российский статистический ежегодник 1994, с.430).
Таким образом, государственные ресурсы в 1991 году составили:
18,9 + 23,6 + 19,2 + 1,9 = 63,6 млн т
Поскольку в эталонном 1990 году государственные траты зерна составили 36 млн т, можно предположить, что вряд ли в усложнившейся ситуации потрачено больше.
Таким образом, остатки к 1 января 1992 года можно оценить так:
63,6 - 36 = 27,6 млн т
Можно попробовать оценить остаток зерна в госфонде на начало 1992 года иначе, предположив, что 18,9 млн т это был неснижаемый остаток, который пришел к январю 1990 года и не изменился за год, а все полученные в 1990 году ресурсы (54,9 млн т) израсходованы. Предположить это, конечно, трудно, потому что, если в самый урожайный год проедаются предыдущие запасы, то откуда же взялись те запасы?
Но тем не менее для понимания предельной, а вернее - запредельной, границы рассчитаем остаток на начало 1992 года и по такому способу.
63,6 - 54,9 = 8,7 млн т
Получается, что даже если считать таким, заведомо нереалистичным образом, - исходя из того, что в благополучный год ничего не прибыло, а переходящий остаток образовался полностью в те годы, когда ресурсов было меньше, - то и тогда невозможно сказать: «продовольственные потребности страны составляли свыше 5 млн т. в месяц,» - имея в виду государственные ресурсы. (ЭКОНОМИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991 - 1997), с.92)
Не бывало в руках государства 60 млн т в год.
Заметим, у нас нет информации о стратегическом запасе. Но уж если в спокойные годы, как мне любезно сообщил rooter2042, запасов на три месяца, то что же говорить о временах СССР, когда "вокруг враги"!
"В закромах Родины есть тысячи наименований изделий, продуктов, сырья. От зерна и чугунных чушек до электрогенераторов и наплавных железнодорожных мостов через все реки России. Продовольствия на «черный день» припасено для всего населения России на три месяца." (2006 г.)
http://www.redstar.ru/2006/07/11_07/1_02.html Так в каком же элементе этой связки госресурсы - пищепром - торговля - потребитель возникает проблема и почему?
Проблема в том, что госресурсы пополнялись в 1991 году не так, как планировалось, а идея сохранности не только понятия госфонда, но и его объемов оставалась главенствующей. Почему?