Дар божий или эволюционный?

Dec 02, 2008 23:14

Говорят, что, если общество не верит в Бога, то оно обречено на падение нравов. Лично мне эта мысль кажется довольно сомнительной. Совесть порождается не страхом возмездия на небесах, это врождённое человеческое качество. Ведь что такое совесть? Это чуство, которое обеспечивает сильный дискомфорт в случаях, когда человек совершает некрасивые по ( Read more... )

и, религия, психология

Leave a comment

Comments 17

совесть и вера falcao December 2 2008, 21:22:04 UTC
> вера и совесть - вещи, не сильно-то зависимые друг от друга.

Как раз получается, что они взаимосвязаны, если не сводить всё только к "чувству". Ведь последнее есть не что иное как "индикатор", оно что-то показывает. В данном случае оно свидетельствует о том, что человек поступил "нехорошо". Если не сводить это к каким-то совсем примитивным вещам, то "нехорошо" следует понимать как против "естественного хода вещей", против того "как должно быть". То есть именно "должно быть" в силу установленного Богом распорядка вещей.

Я не настаиваю на непременной трактовке именно в теологических терминах, но по смыслу получается всё равно то же самое. В основе всё равно лежит вера в то, что какой-то способ действий является "достойным", а какой-то -- нет. И чувство стыда возникает под влиянием отклонения от "правильного курса".

P.S. Я пока не имею возможности ответить Вам подробно в своём журнале, так как нахожусь в данный момент в поездке. Если успею, то постараюсь ответить хотя бы кратко.

Reply

Re: совесть и вера eslitak December 3 2008, 15:40:04 UTC
Я думаю, что критерии "хорошо-плохо" лежат не в "высших сферах", а в подсознании. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что голос совести нельзя заглушить никакими разумными доводами, как нельзя заглушить инстинкт самосохранения, например.

Reply

из одного теста falcao December 3 2008, 22:45:16 UTC
> критерии "хорошо-плохо" лежат не в "высших сферах", а в подсознании ( ... )

Reply


(The comment has been removed)

Re: ... eslitak December 3 2008, 15:43:07 UTC
Согласен. Единственное, что я бы уточнил: учеловека от природы не социальное сознание, а групповое, если угодно - стайное. Не думаю, что первобытное племя можно назвать социумом в полном смысле.

Reply


benazir December 3 2008, 07:40:19 UTC
Они не то, чтобы зависимы. Тут несколько иная связь.
Совесть должна на что-то опираться. То есть, она должна следовать каким-то канонам, чтобы быть спокойной. Мол, "я все делаю, как надо". И нужны какие-то авторитетные "как надо". Где взять? У родителей? С возрастом начинаешь понимать, что и они, увы, тоже иногда ошибаются. У общественного мнения? Но мы все знаем, что такое сознание толпы, и как им можно манипулировать. Нужно что-то абстрагированное. Что-то "свыше". Вот, здесь на помощь приходит религия. С ее неизменными "не укради, не убий" и все такое.
Так что, имхо, совесть напрямую связана с религией. Ведь, во что верим, так себя и ведем. А если ни во что не верим, если сами по себе... Чаще всего это "или незаконно, или безнравственно, или от этого толстеют".
Как-то так:)

Reply

eslitak December 3 2008, 15:46:09 UTC
Наверное, эти "как надо" нигде брать не надо. Они закладывается в человека в раннем, несознательном ещё детстве. Поэтому они не "свыше", а "сниже".

Reply

benazir December 3 2008, 15:50:08 UTC
И откуда же они "закладываются" в раннем-то детстве? Из наблюдений за кем? За людьми. А люди - они, ох, разные. И то, что для одних - норма, для других - преступление. Меж тем, оно закладывается. А потом человек все равно задумывается, так ли он живет. И то ли, что нужно, заложилось-то?
Да и само это "закладываемое" - оно из совести родителей, из совести взрослых набирается.
Так что, как ни крути - свыше все идет. Даже, если и кажется порой, что сниже.

Reply

eslitak December 3 2008, 18:12:50 UTC
Да, именно из наблюдений за окружающими людьми и закладывается. А что до того, что человек задумывается - разум это более совершенный механизм, чем совесть. Что, правда, не означает, что он более сильный.

Reply


ptushnik December 3 2008, 13:05:18 UTC
//Как и все врождённые качества, совесть есть результат эволюционного отбора. //

Неточность. Врожденные качества - необязательно результат эволюционного отбора (хотя связь есть, конечно). А совесть - не врожденное качество, это продукт воспитания.
В остальном согласен с комментаторами, которые указывают, что совесть предполагает наличие встроенного механизм, определяющего поступки как плохие или хорошие. Что от веры совсем недалеко. Вопрос терминологии.

Reply

eslitak December 3 2008, 15:59:41 UTC
> Врожденные качества - необязательно результат эволюционного отбора (хотя связь есть, конечно ( ... )

Reply

ptushnik December 3 2008, 16:30:43 UTC
//Врождённые качества определяются набором генов, а он, в свою очередь, есть результат эволюционного отбора, и только его ( ... )

Reply

eslitak December 3 2008, 18:28:49 UTC
Механизм перемешивания генов - сам по себе результат естественного отбора ( ... )

Reply


(The comment has been removed)

eslitak February 26 2011, 20:28:30 UTC
Да как сказать. Вон, дети в основной своей массе любят родителей, что ни разу не мешает им безобразничать. Знают, карапузы, что никакого ада им родители не устроят, даже если пугают.

Reply

(The comment has been removed)

eslitak February 27 2011, 10:58:59 UTC
Тем не менее любовь к Богу не мешает людям делать бяку. Ну а если говорить, что люди, по настоящему любящие бога грехов не совершают, то тогда таких людей - единицы на всё человечество.

Reply


Leave a comment

Up