Вера и доверие

Jan 06, 2008 13:33

 
Некоторые дискуссии навели меня на мысль, что следует уточнить и разграничить смыслы слов «вера» и «доверие». Конечно, слова эти не совсем синонимы. Например, никто не употребляет слово «доверие» в значении исповедования религии, и никто не употребляет слово «вера» в смысле «на это можно положиться». Однако существуют языковые ситуации, в которых ( Read more... )

лингвистика, антисиноним, философия, и, психология

Leave a comment

Comments 20

mystery_kepper January 6 2008, 11:01:46 UTC
Э-э... Собственно говоря. именно по такому правилу по законам языка эти глаголы и рекомендовано употреблять:) Велосипед., но качественно очень аргументированный... Можно сказать, новой конструкции.

Reply

eslitak January 6 2008, 11:10:33 UTC
Я бы сказал, это не новая конструция, а новый курс обучения езды на велосипеде :) Павило то известное, но не все умеют его употреблять, и я это, надеюсь. показал в части 3. Спошь и рядом слышишь о доверии к догмам и о вере в постулаты.

Reply

mystery_kepper January 6 2008, 11:31:16 UTC
Ну да. это верно.
Кстати, вот еще одно: человеку можно и верить и доверять. Вот тут двояко очень тоже. Т.Е. утверждения человека и его поступки тоже надо классифицировать на проверяемые и нет.
В таком разрезе недопустима фраза: "Я безоговорочно доверяю Пупкину", но допстима фраза "Я доверяю Пупкину в вопросе таком-то". Кстати, обычно сочетание безоговорочно доверяю в отношении людей не используют все же. Слово безоговорочно пропускают. И вот при такой семантике уже слово "доверять" уместно.

Reply

eslitak January 6 2008, 11:57:47 UTC
Согласен.
Фраза "Я доверяю Пупкину" правомерна в ситуации, когда человек, в общем, полагается на слова Пупкина, но не исключает возможности ошибки Пупкина. Фраза "Я верю Пупкину" уместна в ситуации, когда говорящий считает крамольной даже мысль о том, что Пупкин может ошибаться.

Reply


vallerio January 6 2008, 12:03:28 UTC
Если верно усматривается, речь идет не о правилах написания, а о сути. Предложу как вариант рассмотрение следующего:
Доверие есть дополнение к вере. Как добавить, доложить, дополнить. Сама вера не предполагает аргументации и мотивации. Как только появляется аргументация и мотивация - возникает доверие, как дополнение к вере. Например, после неких размышлений, основанных на вере, возникает письменное или устное доверение прав на действие. Само размышление с аргументацией и мотивацией сразу ограничивает веру, ставит ее в рамки. Вроде, здесь верю, а здесь не очень.

Reply

Пардон, предыдущий ответ ушел с логической ошибкой eslitak January 6 2008, 12:15:13 UTC
> Если верно усматривается, речь идет не о правилах написания, а о сути.

Да, это так.

> Доверие есть дополнение к вере.

А вот здесь не согласен. Да, вера обязательно подразумевает и доверие, но доверие возможно и без веры. Скажу так: вера является подмножеством доверия. А множество никак не может являться дополнением собственного подмножества.

Reply

Re: Пардон, предыдущий ответ ушел с логической ошибкой mystery_kepper January 6 2008, 12:25:08 UTC
Кстати, семантика слова: до-верие. До веры? Перед верой?

Reply

Re: Пардон, предыдущий ответ ушел с логической ошибкой eslitak January 6 2008, 15:19:24 UTC
Не, так глубоко в язык я бы не хотел вкапываться.

Reply


antimeridiem January 6 2008, 14:52:53 UTC
Встречал такую формулу:
Вера - это полное доверие Богу.

Reply

eslitak January 7 2008, 11:37:02 UTC
Странная формула. Если наличие Бога признаётся, то это и есть вера, в независимости от того, можно ли этому Богу доверять.

Reply


okssergo January 6 2008, 23:08:30 UTC
Вера - это нечто связанное с божественным началом... Я верю - это значит абсолют... Доверие - это сродни авторитету и только. Мы доверяем людям на основе нашего опыта, что не подведут, что источник достоверный. Вера же не требует опыта и авторитетности. Это абсолют, далекий от логики и доказательства. Это скорее психическое состояние.

Reply

eslitak January 7 2008, 11:40:05 UTC
Собственно, это основная идея моего поста: я предлагаю называть верой согласие с утверждениями, не подкреплёнными логикой и доказательствами.

Reply


Leave a comment

Up