Страшно представить, что когда-то всю еду и одежду люди производили самостоятельно. В те немилосердные времена рукожопство просто исключало индивида из дальнейшей борьбы за выживание или лучшую долю.
Жизнь текла неспешно, технологии изготовления оружия, посуды, упряжи, инструментов менялись очень медленно.
Но люди
оттачивали умение и становились виртуозами в отдельных видах ремёсел. Теперь он уже не «швец, и жнец, и на дуде игрец», а, скажем, плотник Иосиф или скрипичный мастер Николо Амати. Свой товар меняет на товары других мастеров или на деньги.
Но ручной труд не позволяет произвести излишки товара, поэтому продаётся всё, что сделано.
Однако, разделение труда, научный прогресс и ссудный процент сделали своё дело. И к началу ХХ века оказалось, что изготовить можно больше, чем реально использовать. Перепроизводство, о котором Карл! (он же Маркс) нас предупреждал.
А это конкуренция, о которой так любят говорить некоторые. Забывая, однако, что конкуренция - это всегда и перепроизводство, и безработица, и недополученные кем-то за свой труд деньги.
И тут на сцене появляются умельцы и искусники - маркетологи.
Они генералы армии завоевания рынков. Их знамя: «Не жалейте денег на то, чтобы купить рынок». Именно маркетологи заставляют покупать больше и больше. Это их стараниями существует мода, меняя каждый сезон цвет, длину, ширину. По их отмашке цвет корпусов бытовой техники становится то черным, то серебристым, то белым.
Это их слоган: «Ваш второй автомобиль» заставил объевшихся автомобилями американцев покупать маленький «Жук». Это благодаря им покупатели выстраиваются в очередь за новым айфоном, везут свои авто на сервис в салон дилера, а сам автомобиль ломается, как только истекает гарантийный срок.
Но и этого уже мало.
Сегодня их девиз: «Лучше быть первым, чем быть лучшим». Поэтому, если мы чего-то натворили и хотим это продать, мы бежим к маркетологам.
С праздником!