1) Белая лента (2009), Ханеке - 7
2) Дитя большого города (1914), Бауэр - 8
3) Евангелие от Матфея (1964), Пазолини - 8
4) Женщины на грани нервного срыва (1988), Альмодовар - 7
5) Кафка (1991), Содерберг - 7
6) Комната 666 (1982), Вендерс - 6
7) Король Парижа (1917), Бауэр - 6
8) Летняя игра (1951), Бергман - 10
9) Лето с Моникой (1953), Бергман - 8
10) Любовь в двадцать лет (1962), Ишихара, Офюльс, Росселини, Вайда, Трюффо - 6
11) Мне двадцать лет (1964), Хуциев - 9
12) Нана (1926), Ренуар - 7
13) Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков (1924), Кулешов - 7
14) Одуванчик (1985), Итами - 8
15) Октябрь (1928), Эйзенштейн - 7
16) Отпуск без конца (1980), Джармуш - 6
17) Предел контроля (2009), Джармуш - 8
18) Пророк (2009), Одиар - 8
19) Птицы большие и малые (1966), Пазолини - 6
29) Рождение нации (1915), Гриффит - 10
21) Скрытое (2005), Ханеке - 7
22) Стачка (1925), Эйзенштейн - 9
23) Сука (1931), Ренуар - 10
24) Теорема (1968), Пазолини - 8
25) Тюрьма (1949), Бергман - 7
26) Человек из Арана (1934), Флаэрти - 8
27) Эльвира Мадиган (1967), Видерберг - 10
Вкратце о кино
Очень понравился Бергман, в чьем фильме «Летняя игра» удивительно живописные экстерьерные сцены, как для него. Картинка здесь отличается от привычных бергмановских фильмов красотой пейзажей и игрой со светом в крупных планах на актерских лицах. Впрочем, close-ups - это его достойная особенность и в других фильмах. Это кино может быть очень хорошей альтернативой «Земляничной поляне».
«Нана» Жана Ренуара - хороший фильм, но далеко не выдающийся на фоне остальных картин этого режиссера, хотя я приблизительно этого и ожидал. Зато порадовал «Одуванчик» японца Юдзо Итами своим милым абсурдом и эротическими сценами, нетривиальность которых не переходит в извращение и пошлость, благодаря режиссеру, балансирующему на грани между удовольствием и отвращением от увиденного. В то же время, удовольствия от просмотра «Октября» Эйзенштейна я не получил. Странно, «Стачка»-то мне понравилась, несмотря на «рваный» сценарий. Но новаторов тех лет можно понять - тогда было сложно представить фильм с нелинейным сюжетом. Чтобы этого не представлять, можно посмотреть «Нетерпимость» Гриффита, от которого я не был в восторге, чего не скажешь от его же «Рождения нации», который показался мне более сглаженным и «удобным» для восприятия, при этом не уступая «Нетерпимости» ни в художественном, ни в техническом плане (если сделать скидку на один год, за который режиссер научился параллельному монтажу).
Некоторым любителям кино «Сука» Ренуара кажется скучным фильмом, поэтому ожидания у меня были не совсем хорошими. Но, как оказалось, в фильме все на своем месте, и трудно объяснить, что в нем такого, что оставляет послевкусие от просмотра.
«Эльвира Мадиган» шведского режиссера Бу Видерберга для меня был массажем мозга, а точнее того его участка, который отвечает за удовольствие от визуальных образов. Я открыл для себя не столько хорошего режиссера, сколько замечательного оператора Йоргена Перссона, предвкушая дальнейшее знакомство с его фильмами.
Помимо полнометражных фильмов, просмотрел с десяток короткометражек Брекхейджа, стеб Гая Мэддина на советских авангардистов, фильмы Аньес Варда, Полански, хорошую работу студентов ВГИКа «Настасья и Фомка» (1968), анимацию «Человек, который сажал деревья», прекрасный фильм Трюффо о детях «Сорванцы» и др.
Брекхейдж был однообразен, Мэддин опошлил кино своей работой на уровне музыкального клипа, один Трюффо не подкачал: «Сорванцам» я поставил 10 баллов, и этот фильм стал у меня любимым игровым среди короткометражных фильмов.