1) Верное сердце (1923), Эпштейн - 10
2) Трельяж (1927), Эпштейн - 10
3) Возница (1921), Шестрем - 10
4) Земля (1930), Довженко - 10
5) Новые времена (1936), Чаплин - 10
6) Петля (1958), Хас - 10
8) Конец земли (1929), Эпштейн - 9
9) Алиса в городах (1974), Вендерс - 9
10) Накойкацци (2002), Реджо - 9
11) Носферату, симфония ужаса (1922), Мурнау - 9
12) Цирк (1928), Чаплин - 9
13) А у вас который час? (2001), Мин-Лянь - 8
14) Воображаемое путешествие (1925), Клер - 8
15) Жить (1952), Куросава - 8
16) Каменный крест (1968), Осыка - 8
17) Малыш (1921), Чаплин - 8
18) Ненависть (1995), Кассовиц - 8
19) Паровоз генерал (1926), Брукман - 8
20) Возрождение (1915), Уолш - 8
21) Только время (1926), Кавальканти - 8
22) Амаркорд (1973), Феллини - 7
23) Вечер шутов (1953), Бергман - 7
24) Золотая лихорадка (1925), Чаплин - 7
25) Калькутта (1969), Маль - 7
26) Париж уснул (1925), Клер - 7
27) Париж, Техас (1984), Вендерс - 7
28) Параходный Билл (1928), Райснер - 7
29) Повакацци (1988), Реджо - 7
30) Чеховские мотивы (2002), Муратова - 6
31) Угорь (1997), Имамура - 6
32) Прекрасная нивернезка (1923), Эпштейн - 6
33) Темносинийпочтичерный (2006), Аревало - 5
Существуют признанные критиками фильмы, которые постоянно на слуху, фильмы, в которых иногда даже заранее известен сюжет и все поворотные моменты. Обычно такие фильмы у меня откладываются в долгий ящик, а хочется увидеть что-то такое, о чем только-только узнал. Из любопытства они моментально скачиваются и смотрятся в первую очередь. Впервые посмотрел широко известный фильм Богдановича "Последний киносеанс", вытянутый из долгого ящика, и остался очень довольный выбором, потому что этот фильм, наверное, был лучшим в декабре среди других замечательных лент. Жизнь провинциального американского городка с единственной достопримечательностью - кинотеатром, в котором идут вестерны, молодежь в поисках себя, крушение надежд о рифы взрослой жизни - повесть об этом выстраивает режиссер с помощью прекрасных черно-белых кадров.
Очень обрадовали меня фильмы Жана Эпштейна, в частности «Верное сердце» - своей фотогенией и необычными ракурсами для тех лет, операторской работой. «Трельяж» - вобрал в себя и красоту картинки, и драматизм повествования, и перекрестный монтаж воспоминаний о главном герое, и элементы других жанров, комедии и притчи, к примеру. Последние кадры езды на автомобиле параллельно смонтированы с кадрами ворона в небе и извилистой дорогой таким образом, что их продолжительность сокращается, увеличивая темп ритма действия и одновременно чувство тревоги. «Конец земли» визуально очень похож на фильм Флаэрти «Человек из Арана», но при этом кроме показа работы на обезжизненном острове и ловле водорослей, здесь прослеживается некий трагический сюжет, имеющий значение на фоне монотонного быта народа. Короткометражка «Колыбель» - это поэтическая ода морякам, отправляющихся в дальнее плавание и одновременно сентиментальность женщины, укачивающей ребенка в ожидании своего любимого мужчины с моря. «Колыбель» - это экранизация грустного стихотворения французского поэта Сюлли-Прюдома, который удостоился Нобелевской премии по литературе в 1901 году, обойдя Толстого в получении этой награды. Если говорить о поэтике кино, то нельзя оставить без внимания произведение Александра Довженко «Земля». Больше всего запомнилось два кадра: убийство Василия, танцующего на пыльной дороге, и от горя беснующаяся в хате голая невеста, срывающая икону со стены.
В этом месяце совпало так, что были просмотрены два фильма с тематикой алкоголизма - «Петля» польского режиссера Войцеха Хаса и «Возница» Виктора Шестрема. Оба произвели на меня огромное впечатление и получили по десять баллов. Немой фильм впечатлил меня сложностью сюжета «3 в одном» (т.е. показано реальное действие, действие, о котором рассказывает герой Х о герое Y, и действие, о котором вспоминает герой Y), в котором легко можно запутаться, но при этом смотрится фильм не отталкивая зрителя от экрана своей надуманностью. Фильм поляка держал в напряжение все полтора часа без всяких премудростей в сюжете. Фильм показывает один день жизни (последний, как можно догадаться из названия) человека, страдающего алкоголизмом, и практически весь фильм проходит в нескольких интерьерах. Трагизм ситуации, актер, играющий главного героя, минимальность действия - все это на высоком уровне. Единственное, что не очень понравилось в фильме, - это навязчивый пафос на тему вреда водки. Несмотря на это, десять баллов я все-таки поставил, т.к. гнетущая атмосфера не отпускала ни на минуту во время просмотра, а соответствующие впечатления остались у меня, вернувшись из мира кино в действительность.
Всех, кто читал это, поздравляю с Новым Годом! Хотелось бы пожелать, чтобы в следующем году у всех было много времени на хорошее кино, которое дарило бы радость при просмотре и оставляло ее и в действительном мире, во всех сферах жизни - с близкими людьми и не очень, на работе и дома, в компании и в одиночестве. Чтобы ваш киносеанс радости был не последним, а тянулся долгую здоровую жизнь в новые времена, скрывающие за горизонтом якркозеленыепочтисалатовые приятности, чтобы рядом всегда были люди, верные вам сердцем на этой земле.