"Малхолланд драйв" / Mulholland Dr. (2001), Дэвид Линч
У Линча получается создавать пугающий потусторонний воздух в кино, который витает от фильма к фильму, меняются только истории и декорации. И этот фильм не исключение, а продолжение традиции режиссера воссоздавать сновидческое пространство в своем кино.
"Накойкацци" / Naqoyqatsi (2002), Годфри Реджо
В заключительной части трилогии уже нет тех пленэрных кадров, но есть все та же гармония изображений друг с другом и с музыкой Филипа Гласса, рассказывающих притчу исключительно кинематографическими средствами.
"Слон" / Elephant (2003), Гас Ван Сант
Совершенный образец трансцендентального стиля в кино, о чем говорил Пол Шредер. Подробное воссоздание повседневной жизни, которое даёт ощущение, что ничего не произойдет. Привычные события повторяются снова и снова. Но сквозь них проскальзывают какие-то намёки на то, что всё-таки что-то должно случиться. Может быть, это передаёт музыка или рождающееся ощущение какого-то несоответствия, или что-то необычное, замеченное нами в холодных пустых взглядах персонажей. Что-то в лицах героев - благодаря чему именно они были выбраны для показа. Возникает напряжение, и вы не можете понять, что это за надрыв во всем. И затем наступает решающий момент. Все эти несоответствия, накопившись, приводят к взрыву.
"Догвилль" / Dogville (2003), Ларс фон Триер
Минималистские декорации фильма заставляют зрителя дорисовывать картину в своем воображении, к чему добавляется закадровый повествовательный текст, дающий ощущение чтения художественной книги. А разве не лучший фильм будет сотворен нашей собственной фантазией, умело управляемой автором?
"Тропическая лихорадка" / Sud pralad (2003), Апхичатпхонг Вирасетакун
Плавный, неторопливый фильм с тайской мягкостью и мурлыкающими голосами показывает будничность, казалось бы, ничем не примечательных событий в первой половине фильма, которая, по сути, является очень долгой экспозицией. Началом фильма можно считать вторую половину произведения в загадочном лесу, где оказывается протагонист, становясь героем легенды о могущественном шамане. Отсюда обыденные события первой части фильма обретают смысл, а вернее, сцепляются, как зубья шестеренки, с мистическими эпизодами легенды. И этот кинематографический механизм производит огромное потрясение.
"Мост искусств" / Le pont des Arts (2004), Эжен Грин
Фильм, вобравший в себя лучшие традиции французского кинематографа, оставляет ощущение другого измерения отчасти благодаря своей "вневременности": итальянский стиль 17 века в доме маститого дирижера в сочетании с современными образами героев отбрасывают временную привязку; вместо бра у нигилиста Паскаля и его девушки-философа возле кровати стоят свечи, которые задуваются перед сном; вечеринки под рок-н-ролл переплетаются с прослушиванием барочной музыки на пластинках. Мощный эффект фильма обусловлен коммуникацией зрителя с персонажами, благодаря их безмолвным, задумчивым взглядам, направленных сквозь объектив камеры, вовлекающих внутрь кинополотна, а не оставляющих вне игры в качестве стороннего наблюдателя, дистанционного свидетеля происходящих событий.
"Мертвые" / Los muertos (2004), Лисандро Алонсо
"Зачем он их убил?" и "что он сделает по месту прибытия?" - два главных вопроса, возникающих на протяжении всего фильма. И ни на один не будет дан ответ. Вместо ответов получаешь наблюдение за путешествием молчаливого главного героя-убийцы (поди знай, что у него на уме) и ждешь развязки. Но зачем эта развязка, если можно полюбоваться джунглями и рассмотреть кадры, вспоминая кинематограф Флаэрти?
"Постоянные любовники" / Les amants réguliers (2005), Филипп Гаррель
Это кино часто ставят в противовес "Мечтателям", которое тоже посвящено революционным событиям 1968 года, - и не зря: здесь нет слащавого Майкла Питта и инфантильных персонажей, а весь фильм пропитан духом трагедии, революцией и её отпечатком на героях. Да и красота черно-белого изображения с лихвой перекрывает удовольствие от цитат священных коров кинематографа итальянским режиссером.
"Кинематография" / Jogo de Cena (2007), Эдуарду Коутинью
Довольно формалистичный фильм-эксперимент, лишний раз напоминающий о силе кинематографа. Фильм-обман, игра со зрителем, зафиксированная на пленку в документальной манере. И эту строгую реалистичную запись интервью, снятого без декораций в пустом зале театра, режиссер сумел превратить в полноценный фильм, совмещающий квазидокументальность Питера Уоткинса и магический реализм Хулио Кортасара.
"Пределы контроля" / The Limits of Control (2008), Джим Джармуш
Фильм-контемпляция. Несмотря на его медленность и однообразие, безотрывно смотришь на экран, а специфический юмор Джармуша хоть и не заставляет звонко хохотать, но поддерживает не сходящую с лица улыбку.
А здесь можно посмотреть списки других любителей кино