песня дня - "Посвящение женщине" - Тамара Гвердцители

May 06, 2010 23:24


Не люблю Некрасова.

Писал бы он себе про издевательства над крестьянами, про бедных декабристов во глубине сибирских руд, которым жены испортили всю каторгу. Был бы себе известным и программным русским поэтом. А так приспичило написать ему про женщин.

Вот как написал великий русский поэт про «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», так меня от его творчества и отвернуло. Почему-то.

У меня ж воображение живое очень. И вот оно, это проклятое воображение, как только встречалось с пресловутыми строчками, сразу рисовало мне картины ужасов - куда там тому Фредди Крюгеру. Село. Забитое такое, полузаброшенное. Пять избушек в три ряда, все - непременно покосившиеся. Кошка там на завалинке улыбается, коза где-то мекает. И тут - хопа! - и пожар вдруг. Дети плачут, надрываются возле избушки (ага, жить-то им больше негде, избушек всего в деревне четыре осталось), а в горящую избушку за каким-то чертом надо идти. То ли кошка там осталась, то ли швейная машинка - поди знай. И вот русская баба - в сарафане, с косой наперевес (естественно, со своей, русой, толщиной в руку, а не с сельскохозяйственным орудием) отважно отстраняет детей и шагает в избу. Далее мне начинало вонять паленым мясом (я ж говорю - воображение живое) и внутривизор показывал следующую картинку.

То же село. Действующие лица - тоже те же. Избушек вроде пока пять, спалиться одна еще не успела. И тут вдруг, откуда ни возьмись, появляется западло в виде коня. Конь болен бешенством или похожей хренью - уж не знаю, болеют ли кони такой болезнью - и несется куда глаза глядят. Глядят они, предположим, на многострадальную избушку, горевшую в первой серии, так что жить архитектурному строению осталось так и так немного. Несется он на избу, дети опять, натурально, плачут (потому как от перемены мест слагаемых сумма не меняется - жить им все одно негде). И тут на пути коня аки свобода на баррикадах вырастает все та же ля фам - с косой и в сарафане (нет, не Юлия Володымыривна), и эдак одной рукой - хвать его под уздцы. Конь прорывает почти тракторную борозду в половину длины местного бульвара и останавливается. Дети снова плачут - на сей раз от счастья.

На сем имажинативная часть моего воображения прекращала издеваться над подсознанием и включала логику. Коя неизменно задавала один и тот же вопрос. Даже два. Почему всю эту смертельно опасную для жизни херню вынуждена была делать женщина? И, собственно, где были все мужики данного села?

Можете не объяснять про тяжелое положение русского мужика на селе в описанное великим классиком время. Ага, они строили железную дорогу, сидели в остроге, батрачили на пана - в общем-то, все как сейчас: халтура, зона, работа на дядю. Россия, ничего особо не изменилось. И, разумеется, во все времена было: хочешь, чтобы было сделано, - делай сам. Нету мужика под рукой - или это сделает женщина, или ложись и помирай. Все, в общем, понятно. Но вот то, что с тех пор женщину стало ПОЧЕТНО величать таким сомнительным комплиментом - вот это мне непонятно.

Чем должна женщина в таком случае гордиться? Тем, что она живет на свете в качестве помеси хлопчика помагай и тяжеловоза? Тем, что всю жизнь - тягает тяжеленные сумки, хватается за всю, даже адски трудную работу, надрывает жилы? Тем, что на ней - работа, дом, дети, конь и изба, а вдобавок - окончательно обленившийся мужик, от которого что раньше пользы лично ей было немного, пока он вкалывал на пана, что сейчас? А мужик рад стараться - лежит на диване и нахваливает «Коня, мол, на скаку, в избу…»

Пусть Некрасов триста раз будет великим русским поэтом. Однако мне совсем не нравится тот идеал женщины (и более того - та жизнь и судьба), которая ждет его героинь. Да, высокоморальные и нравственные ВОПРЕКИ, а не в силу. А хотите подборочку цитат:
- … не успевши расцвесть, погрузишься ты в сон непробудный, будешь нянчить, работать и есть;
- и голод, и холод выносит;
- долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать…
- Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!

И все это заканчивается вполне закономерно. Смерть, раннее увядание, тяжелые болезни. Иного исхода у Некрасова практически нету. И знаете, что самое печальное? Что со времен Некрасова мало что изменилось. Все так же на себе волочит - а кто, если не она - семью и все ее тяготы среднестатистическая женщина. И все так же слышит в свою спину комплимент про «коня на скаку…» Как по мне - обидный. Потому что женщина всегда должна оставаться женщиной - нежной, хрупкой, слабой. А не останавливать лошадей. Бог вовсе не для этого ее создавал.

В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины. - Ars Amandi
Женщине - вся земля.

Сердце - любовных зелий
Зелье - вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Ах, далеко до неба,
Губы близки во мгле:
- Бог, не суди! - Ты не был
Женщиной на земле!

image Click to view


Тамара Гвердцители, песня дня, "Посвящение женщине"

Previous post Next post
Up