В Парижском музее моды и текстиля (отделение Les Arts Décoratifs) до 24 ноября 2013 года проходит интересная выставка "Механика нижнего белья. Нескромные истории силуэта" (La mécanique des dessous, une histoire indiscrète de la silhouette).
Выставка посвящена истории изменения модных силуэтов и телесных модификаций при помощи специальных предметов нижнего белья: корсетов, панье, кринолинов, турнюров и т.д. На выставке представлены экспонаты из нескольких французских музеев и частных коллекций. Самые ранние предметы датированы XIV веком, завершают экспозицию творения современных дизайнеров, использующих в своих работах искусственные формообразующие элементы костюма.
Корсет (1740-1760) и панье (1770). Франция.
Жюстокор, 1730-1740
Панье. 1775-1780
Придворное платье. Франция, 1760
Корсет. 1770-1780
Любопытно, что среди экспонатов - не только женские, но и мужские корсеты, а так же другие, малоизвестные широкой публике предметы: специальные накладки на икры, к которым иногда прибегали модники XVIII века, чтобы достичь более привлекательных форм; разнообразные формы дамских "фальшивых задов" - турнюров, популярность которых пришлась на 1870-80-е годы и многое другое.
Турнюр "papillon". 1872
Турнюр из ротанга. Европа, 1880-е годы
Турнюр "strapontin". 1887
Корсет. 1860-1870
Études sur les femmes : les corsets, Henri de Montaut, 1882-1890
Известно, что история корсета не закончилась после Первой мировой войны, он просто видоизменился, но так и не исчез до конца из женского гардероба. Появились "удобные" эластичные пояса, которые помогали добиться мальчишеской стройности в бёдрах, так популярной в 1920-е годы. В 1930-е, как отмечают некоторые исследователи корсетов, в частности, Валери Стил, многие женщины продолжали утягивать талии, т.к. новый силуэт акцентировал внимание именно на этой области. С возникновением стиля "new look" в конце 1940-х годов в моду вошёл очень женственный силуэт, который строился на контрасте тонкой талии и пышной юбки. Модницам вновь потребовались специальное корректирующее бельё. Только его уже практически перестали называть корсетами, появились новые материалы, производители именовали свои товары "грациями", удобными и комфортными, хотя, главной функцией такого белья всё же являлась модификация фигуры, придание нужной формы, утяжка.
Soutien-gorge bustier, 1950
Грация "Неотразимая". 1951-1952
Combiné, Photographie de dépôt de modèle, 1954
К 1970-м годам в модных журналах все чаще стали звучать доводы в пользу спорта и диет, и, как отмечают специалисты, корсет никуда не исчезал, он просто стал частью женского тела, "ушёл внутрь", т.к. идеальной фигурой до сих пор считается стройная и подтянутая, с тонкой талией (которой в наши дни можно добиться не только специальным бельём, диетами и спортом, но и с помощью медицинских процедур). Можно предположить, что сегодня история корсета завершена, но это не совсем верно. Корсет стал самостоятельным элементом одежды, его стали носить напоказ, как представители некоторых субкультур, так и модели на подиумах в нарядах от знаменитых кутюрье...
Dolce & Gabbana, robe-bustier, Printemps-été 2007
На выставке так же представлена забавная инсталляция: все желающие могут примерить на себя панье, кринолины и турнюры, выполненные по историческим образцам, и почувствовать себя на месте дам ушедших эпох, вынужденных практически постоянно носить на себе такие громоздкие конструкции.
Информация о выставке:
МузейИСТОРИЯ МОДЫ