Послушали мы вчера с Танькой
речь Навального в трансляции, поревели. Танька признала Навального «сладусиком окончательно». Это «окончательно» происходит довольно часто, надо заметить, но нет пределов совершенству. Решили бухнуть вискарику, раз такое дело, за хорошего человека и окончательного сладусика, много трындели.
Например, на тему «бытовой ксенофобии».
Вообще, по-моему, всё, что надо знать и отрефлексировать на тему бытовой ксенофобии, блистательно изложил Клинт Иствуд в своём фильме
«Гран Торино». Очень рекомендую всем, кому интересна тема «бытовой ксенофобии» да и вообще всем. Отличнейшее мощное, душевное и умное кино. Наша семейная рефлексия на эту тему немного поуже предложенной Иствудом и вдобавок у каждого в семье так или иначе своя, но мы вообще достаточно дружны в этом. В моей рефлексии, например, так.
Я заметила, что острее всего на тему «я - русский» реагируют люди, которым комфортно причислять себя минимум к двум национальностям. Комфортно быть потомственным евреем и русским человеком, например. И это прекрасно, что тут сказать. Я понимаю эти радости самоопределения, и тем более понимаю радость причисления себя к русским, чувствую всей, так сказать, шкурой. Одного только я не понимаю, почему, когда я, человек с одной (увы) национальностью, самоопределяюсь, это коробит многонациональных людей. Как будто самим признанием того факта, что я русская, я начинаю примеряться циркулем к черепам всех окружающих или как минимум обесцениваю их самоопределённую русскую часть. Но это ведь совершенно не так. Я просто признаю часть себя, а себя как часть своей истории и культуры. Своей, не чьей-то ещё. Как один человек свободной воли может что-то решать в самоопределении другого человека свободной воли? И как определение себя может быть ксенофобией?
(Правильный ответ: никак; это два несвязанных явления).
Cамоопределение не бывает однопараметровым, и вся жизнь, несомненно, не сходится клином на национальности. Я ещё, допустим, холерик, дизайнер полиграфии, вокалистка, нарциссический травматик и кулинарная придира. И русская. И совершенно не понимаю, почему произносить последнее неприличнее в разы, чем четвёртое, и вообще, почему это неприлично. Почему прилично быть русским евреем, но неприлично быть русским? Кто-то скажет, что неважно, какая национальность, важно, какой сам человек. Ну а какой он? Человек - набор черт и чёрточек: пол, музыкальные предпочтения, темперамент, образованность, национальность, любовь к маслинам. И, конечно, каждая из черт ничего особенно не скажет о человеке, не определит его, а определят как раз они вместе в оригинальной комбинации. Ну и почему надо концентрироваться - отвергая или фиксируясь - на одной?
Вообще-то я хотела немного пострадать, что люди с множественной национальностью притесняют людей с мононациональностью и особенно почему-то русских, но как всегда покатилась в свои околопсихологические поля. Но смысл в том, что люди, белеющие лицом от поднятия вот этой простецкой нестрашной темы очень меня смущают. Они кричат, что это заигрывание с националистической повесткой (WTF?), что это недостойно, что ещё немного и запылают печи нового Холокоста. Я понимаю, что история наша по притеснению других народов во времена СССР едва ли намного отстаёт от успехов Гитлера на этом поприще, но я не понимаю, почему это отнимает право на самоопределение у меня, живущей в XXI веке. И я, хоть убейте, не понимаю, почему, если я русская, я должна немедленно перестать любить Борьку Плотникова (Гольдвассер по маме) в том числе за его смешные и клёвые еврейскости, а Ромку Казыханова в том числе за его башкирский темперамент. Игнорировать национальность, ну это же, не знаю, как игнорировать пол человека, с которым общаешься - можно, но ЗАЧЕМ? И кроме того, отвергая национальность, отвергаешь и часть человека, что вообще травматично для всех задействованных лиц. Ну его, это отвержение.
Вискарик был так себе и кончился скоро.