http://berkovich-zametki.com/Guestbook/guestbook_jun2007_4.htmlSaturday, June 23, 2007 at 14:36:22 (PDT)
Наум Зайдель
Уважаемый гос.Деген. Прочитав Ваш рассказ "Трубач" на меня нахлынули разные чувства и воспоминания. Я не знаю, были ли герои рассказа люди подлинные или вымышленные. Или сказать другими словами-где кончается правда и начинается вымысел, рождённый талантом художника-писателя. Но одного героя вашего рассказа я знал лично и восхищался им всю мою жизнь. Начну с того, что я родился и жил в гор. Казани и жили мы в самом центре на ул.Баумана. Я всегда очень любил музыку. Во время войны по ул.Баумана часто проходил играя военный духовой оркестр, а за ним колонны молодых солдат. Услышав далеко-далеко удары большого барабана, я выбегал из дома и шёл рядом с оркестром, слушая марши из военно-строевого репертуара. Все вместе мы приходили на железнодорожный вокзал, где молодые солдаты, не намного старше меня, поднимались в вагоны и уезжали на фронт. Когда Советская Армия стала одерживать победу за победой освобождая город за городом, мне очень повезло. Дело в том, что тогда радио в доме не было, а те, кто имели радио приёмники СИ-235 обязаны были сдать их на хранение до лучших времён.Но на моей ул.Баумана был установлен радио-колокол и я часами стоял под ним, слушая из Москвы приказы Верховного Главнокомандующего, салюты из 24 артиллерийских залпов и концерты патриотической музыки. Это были мои университеты, или точнее, мои консерватории. Я мечтал стать музыкантом.
Мои родители не имели отношения к музыке и не могли направить меня в нужном направлении. Я был застенчивым мальчиком и не осмеливался спросить у незнакомых людей, где находится музыкальная школа. В период летних каникул я искал музыкальную школу и однажды, увидел старое здание и на стене у входа была доска с надписью- ДМШ-детская музыкальная школа. Но зайти туда,я не осмелился. Прошёл день или два, прежде, чем я решился на подвиг и вошёл в школу. Первый человек, который встретил меня, была уборщица. Тихим голосом и неуверенно,я спросил ее, с кем я бы мог поговорить о приеме в школу. После небольшой проверки слуха и чувства ритма я был направлен в класс Заслуженного деятеля искусств Льва Моисеевича Шлеймовича, который вёл класс флейты. Таким образом, я приобщился к музыке более серьёзно и целенаправленно. Музыкальная жизнь становилась богаче и разнообразнее. Приезжали музыканты из Москвы, солисты балета Большого Театра, великий дирижёр Натан Рахлин.
Как и прежде, я слушал концерты под колоколом- играли Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Святослав Рихтер. Все они казались мне небожителями или инопланетянами. В одном из концертов я впервые услышал солиста на трубе с трудно произносимой фамилией. Он играл трёхминутную пьесу Полет Шмеля композитора Н.Римского-Корсакова.
Зная по своему опыту и опыту моих товарищей, сколько трудностей надо преодолеть, чтобы произвести для уха благопристойный звук, сколько часов упражнений требуется, чтобы играть трудный пассаж, я был поражён, с какой элегантностью и пальцевой легкостью трубач играет- так просто и естественно. А потом я услышал Неаполитанский танец из Лебединого озера. Лучше играть невозможно, решил я. В то время Большой Театр отмечал юбилей 175 лет, и в связи с этим ведущие солисты,танцоры и артисты оркестра были награждены почётными званиями и разными знаками отличия.В газете "Советское искусство" переименованная позже в "Советскую культуру" я нашёл имя трубача- Гирш Шмулевич Докшицер или что то в этом роде. Точно не помню, ведь это было в 1951 году, а сегодня уже…
В 1941 году, семнадцатилетним юношей, Тимофей Александрович стал лауреатом Всесоюзного конкурса, а в 1947 году завоевал первую премию на международном конкурсе в Праге. В эти годы он много концентирует и одновременно работает в оркестре Большого театра. Многие труднейшие оркестровые партии, блестяще исполненные трубачем за эти годы (среди них "Неополитанский танец" в "Лебедином озере", сольные партии в "Войне и мире", "Ромео и Джульетте", "Спартаке" и других спектаклях), стали своеобразным эталоном интерпретации и мастерства. В 1957 году он оканчивает дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу профессора Лео Гинзбурга. Успехи на этом поприще также были значительными: он дирижировал многими спектаклями Большого театра, среди которых "Вертер", "Травиата", "Фауст".
Окончив Музыкальное училище я поехал в Москву и поступил сначала в Музыкально- Педагогический Институт им. Гнесиных, и вскоре перешёл в Московскую Консерваторию. На приёмном прослушивании присутствовал Тимофей Александрович Докшицер. При первой личной встрече он произвёл на меня впечатление своей внешностью. Высокого роста, правильные черты лица, мягкая манера говорить. Его осанка была осанкой танцора из театра, одет он был не буднично. Так должен выглядеть артист, подумал я.. "90 процентов людей в зале смотрят, и только 10 процентов слушают музыку" говорил Святослав Рихтер.
В 1957 году я окончил Московскую Консерваторию, а в 1959 по конкурсу был принят в Большой Симфонический оркестр Радио. Это был интересный период моей жизни-много интересных встреч с музыкантами, дирижёрами, о которых я слышал раньше по радио- дирижёры Гаук, Мелик-Пашаев, Рождественский, Светланов, Рахлин, Хайкин, играли с нами солисты Ойстрах, Коган, Ростропович. Оркестр часто играл живые концерты из студии, иногда их вёл легендарный диктор Юрий Левитан. Политическая оттепель Хрущева тоже ощущалась в нашей работе. Оркестр выезжал с концертами за границу, артисты оркестра получали хорошую зарплату. Появились деньги и я обратился в Агентство по недвижимости с просьбой найти мне небольшую квартиру. В один прекрасный день раздался телефонный звонок."У нас имеется подходящая для вас квартира" прозвучало в трубке. Встретились прямо у дома, поднялись в квартиру. Дом и квартира мне сразу понравились-несколько вдали от шумной улицы, все чисто, ухожено. Договорились о цене, составили договор. После оплаты означенной суммы мне было сказано, что есть какие-то формальности, которые надо уладить. По прошествии месяца, все формальности были выполнены и, получив ключи, я вселился в квартиру. Вскоре пришли все документы на покупку квартиры, Я прочитал и был приятно удивлён тем, что купил кооперативную квартиру на Беговой улице, д.17-Кооператив артистов Большого Театра. Среди жильцов дома был Тимофей Александрович Докшицер. Иногда,мы встречались около дома или в общественном транспорте. Говорили,конечно,о музыке. Как то я спросил относительно его дирижирования в Большом. "С тех пор,как я перестал дирижировать в театре я сплю спокойно" ответил он. Все у меня было хорошо и я был счастлив и доволен. Но судьба-злодейка распорядилась по своему. Об этом, когда-нибудь в другой раз. В 1972 году я иммигрировал в Израиль, где живу до сих пор. 26 лет я играл в Иерусалимском Симфоническом оркестре, где встретил много музыкантов из разных стран. Рассказывали мне, что когда в США приезжал Большой Театр на гастроли с "Лебединым озером", музыканты приходили специально слушать Докшицера.
"Докшицер умеет петь на своем инструменте с особой теплотой, элегантностью, нежностью и мягкостью, играть с такой быстротой и ловкостью, словно он виртуознейший скрипач. Ему подчиняются вихревые, ураганные пассажи; его техника удивительна..." писала газета "Сан", США
"...Тимофей Докшицер является одним из неоспоримых мастеров игры на трубе в России и во всем мире. Будучи музыкантом до мозга костей, он буквально заставляет жить свой инструмент. Чудная техника позволяет ему всецело сосредотачиваться на интерпретации музыки".
" Брасс бюллетень, Швейцария "
"Как богат по окраске тембр его звука, то темный в нижнем регистре, то сияющий, светло-серебристый в верхнем. К тому же изумительная беглость, молниеносное стаккато, глубокое легато".
"Фолк", Германия
Сказать просто- он был великий, выдающийся, уникальный-это сказать очень мало.Я скажу по другому. Я никогда не упускаю случая послушать или посмотреть “Лебединое озеро” по радио или по телевидению. Моя жена спрашивает меня:"Сколько раз можно слушать Лебединое озеро?"Я отвечаю, что более 50 лет слушаю эту музыку, лучшие оркестры мира, жду Соло трубы и сравниваю с Докшицером. До сих пор нет ему равных. К счастью, сделал много записей на фирме "Мелодия". Записи переведены на диски и, если поискать,его записи можно найти в специализированных магазинах. Тимофей Докшицер умер 16 марта 2005 года на 84 году жизни и похоронен в Москве.
http://berkovich-zametki.com/Guestbook/guestbook_jun2007_4.htmlSaturday, June 23, 2007 at 14:36:22 (PDT)