Мораль и нравственность

Apr 01, 2013 23:12

В обыденном языке эти слова часто употребляются как синонимы. Но философия различает эти два понятие - "мораль" - это общественное мнение о должном и не должном, общественная норма, прежде всего - норма поведения(!). Нравственность, нравственное чувство - это внутренняя, ничем внешним не определенная, способность разделять "плохое" и "хорошее", ( Read more... )

мысли, РИ

Leave a comment

Comments 16

ergopotes April 1 2013, 18:15:20 UTC
Очень актуальный вопрос.
Мы сейчас работаем со школьниками с идеей "гуманитарной аксиоматики", которая предполагает, что человек фиксирует для себя некоторые основания и начинает действовать из них, не проблематизируя их до наступления определенных условий.

Это штука дает удивительный перелом от объектного существования в мире (все создано свыше и не нам это изменять) к субъектному (все создано человеком, я тоже человек, а значит могу создавать и менять созданное).

А в ситуации, которую ты описываешь, люди способные собрать аксиоматических каркас сразу получают огромный бонус к эффективности. И тут не очень важно, какой это каркас.

Но на следующем шаге возникает вопрос - а что это за аксиоматический базис и откуда он берется? И приехали...

Reply

etern April 1 2013, 18:49:22 UTC
Интересно.
Мы подобные задачи недавно обсуждали на семинаре ролевого конвента. Да и вообще - "само-режиссура", построение конвенциональных миров и т.п.
Для моей тусовки заход на всё это видится через РИ, ну или просто игры - в широком смысле.

Про "базис". Есть две теории истины: 1) Субстанциональная 2) Конвенциональная. Первая предполагает наличие какого-то абсолюта, конвенциональная- наличие договора. Но для договора нужна общность, общество. Базис- может быть конвенционален. Игра - пример такого базиса. Но у игры есть некоторое напраление, интенция мастера, вокруг которой может сложится "договор".
Вокруг чего может сложится "договор" о жизни? И будет ли он "жизнеспособен"?

Reply

ergopotes April 3 2013, 17:03:58 UTC
Есть ощущение, что сейчас множество людей живут в ситуации резкого падения уровня образованности населения, размытия институтов верификации информации, информационного шума и т.п.

И в этой ситуации жизнь превращается в игру, для тех, кто готов задавать правила. То есть договор про жизнь складывается вокруг интенции человека, который может оформить представление о том, как он хочет жить. И его жизнеспособность определяется степенью конкретности представления, наличием конкурентных представлений и силой воли держателя.

Фишка же в том, что ощущение того, что все уже занято и размечено, во многих ситуациях ложно. Очень много делается по традиции без понимания оснований, без адаптации к новым условиям.

Reply


lubansky April 1 2013, 19:26:04 UTC
Когда меня такие мысли смущают, ну про морали, я люблю эволюционную психологию зачесть, там про нравственность дофига всего интересного и оптимистичного написано, особенно про эксперименты над детишками.
Как по мне, мораль актуальна только если живешь вплотную рядом с людишками, а если их не видеть, то очень даже можно обойтись без нее. Так что это все надстроечность и розочки на торте.

А суть того... в онтогенезе личности. И многих уже не спасти и никакое воспитание "вкуса" им не поможет. Но ты этого не поймешь, потому что ты гуманист и вааще "Алмаз Непорочия". Муа-ха-ха!

Reply

etern April 1 2013, 19:35:44 UTC
Да что ты, хозяйка! Какой я "алмаззз" и уж тем более "непорочия".
А что там про нравственность написано? Перескажи мне? Интересно.

Reply

lubansky April 2 2013, 05:54:47 UTC
Ну если обобщить, то там написано, что всякие нравственные штуки есть эволюционный механизм, который напрямую связан с альтруизмом. Это такая неспецифическая эволюционно обусловленная примочка, которая шибко хорошо служит для выживания популяции ( ... )

Reply

etern April 2 2013, 06:21:01 UTC
Есть глупые вопросы.
1) Что за генетический(а если эволюционный, то какой же ещё?) механизм который включается только в 5-6 лет? И как он вообще сформировался?- те популяции в которых его не было просто не выжили?
2) Почему если это настолько сильный фактор - то мы видим так много не альтруистического поведения?
3) Ты сводишь всю этическую проблематику к альтруистической/эгоистической?

4) Альтруизм - в гуманистическом смысле - это действие во благо "другого", ближнего. А в эволюционном - во благо "общности", популяции. Что, вообще говоря, не тождественные вещи. Но мне кажется что в обыденной ситуации мы можем иметь дело с альтруизмом-1, потому что "общность" в непосредственных ощущениях не дана. Как же тогда мог бы этот механизм эволюционно сформироваться?

Пример: спасать "рядового Райна" - глупое занятие, с т.ч. зрения выживания вида. Ничтожная вероятность спасти один генетический набор оплачена серьезным риском потерять 10. Но чувствуется это как "правильное", нравственное. Хотя для популяции это вредно.

Reply


bronepoezzd April 2 2013, 07:32:57 UTC
Общество не едино и никогда не было единым, вопрос лишь в степени его атомизации. Поэтому всегда существовало и продолжало существовать множество "моралей" - семейная, религиозная и т. д. Так что ситуация изменилась не так уж и принципиально: господствующая мораль пропала, а групповые "морали" остались.

Reply

halvusha April 5 2013, 16:52:12 UTC
А как эти группы будут взаимодействовать между собой, когда понадобится?

Reply


nimovsky April 2 2013, 14:59:37 UTC
Надо запустить фабрику по производству этических игр, способных вызвать массовый инсайт и катарсис у населения. Все же просто!

Reply

etern April 2 2013, 15:11:56 UTC
О, крутяк! Вот это идея! :)

Reply


muravlyansky April 23 2013, 08:35:10 UTC
"Нет общества - нет морали." - правильно ли я понимаю, что ты считаешь что общества нет не только в России, но и в других странах.

Это я к тому, что иначе есть еще один выход - заимствовать мораль оттуда, где общество есть или более развито. Такой путь вынуждены были проходить многие покоренные народы.

Или заимствовать у той части общества у которой есть общность и мораль.

Reply


Leave a comment

Up