В обыденном языке эти слова часто употребляются как синонимы. Но философия различает эти два понятие - "мораль" - это общественное мнение о должном и не должном, общественная норма, прежде всего - норма поведения(!). Нравственность, нравственное чувство - это внутренняя, ничем внешним не определенная, способность разделять "плохое" и "хорошее",
(
Read more... )
Comments 16
Мы сейчас работаем со школьниками с идеей "гуманитарной аксиоматики", которая предполагает, что человек фиксирует для себя некоторые основания и начинает действовать из них, не проблематизируя их до наступления определенных условий.
Это штука дает удивительный перелом от объектного существования в мире (все создано свыше и не нам это изменять) к субъектному (все создано человеком, я тоже человек, а значит могу создавать и менять созданное).
А в ситуации, которую ты описываешь, люди способные собрать аксиоматических каркас сразу получают огромный бонус к эффективности. И тут не очень важно, какой это каркас.
Но на следующем шаге возникает вопрос - а что это за аксиоматический базис и откуда он берется? И приехали...
Reply
Мы подобные задачи недавно обсуждали на семинаре ролевого конвента. Да и вообще - "само-режиссура", построение конвенциональных миров и т.п.
Для моей тусовки заход на всё это видится через РИ, ну или просто игры - в широком смысле.
Про "базис". Есть две теории истины: 1) Субстанциональная 2) Конвенциональная. Первая предполагает наличие какого-то абсолюта, конвенциональная- наличие договора. Но для договора нужна общность, общество. Базис- может быть конвенционален. Игра - пример такого базиса. Но у игры есть некоторое напраление, интенция мастера, вокруг которой может сложится "договор".
Вокруг чего может сложится "договор" о жизни? И будет ли он "жизнеспособен"?
Reply
И в этой ситуации жизнь превращается в игру, для тех, кто готов задавать правила. То есть договор про жизнь складывается вокруг интенции человека, который может оформить представление о том, как он хочет жить. И его жизнеспособность определяется степенью конкретности представления, наличием конкурентных представлений и силой воли держателя.
Фишка же в том, что ощущение того, что все уже занято и размечено, во многих ситуациях ложно. Очень много делается по традиции без понимания оснований, без адаптации к новым условиям.
Reply
Как по мне, мораль актуальна только если живешь вплотную рядом с людишками, а если их не видеть, то очень даже можно обойтись без нее. Так что это все надстроечность и розочки на торте.
А суть того... в онтогенезе личности. И многих уже не спасти и никакое воспитание "вкуса" им не поможет. Но ты этого не поймешь, потому что ты гуманист и вааще "Алмаз Непорочия". Муа-ха-ха!
Reply
А что там про нравственность написано? Перескажи мне? Интересно.
Reply
Reply
1) Что за генетический(а если эволюционный, то какой же ещё?) механизм который включается только в 5-6 лет? И как он вообще сформировался?- те популяции в которых его не было просто не выжили?
2) Почему если это настолько сильный фактор - то мы видим так много не альтруистического поведения?
3) Ты сводишь всю этическую проблематику к альтруистической/эгоистической?
4) Альтруизм - в гуманистическом смысле - это действие во благо "другого", ближнего. А в эволюционном - во благо "общности", популяции. Что, вообще говоря, не тождественные вещи. Но мне кажется что в обыденной ситуации мы можем иметь дело с альтруизмом-1, потому что "общность" в непосредственных ощущениях не дана. Как же тогда мог бы этот механизм эволюционно сформироваться?
Пример: спасать "рядового Райна" - глупое занятие, с т.ч. зрения выживания вида. Ничтожная вероятность спасти один генетический набор оплачена серьезным риском потерять 10. Но чувствуется это как "правильное", нравственное. Хотя для популяции это вредно.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Это я к тому, что иначе есть еще один выход - заимствовать мораль оттуда, где общество есть или более развито. Такой путь вынуждены были проходить многие покоренные народы.
Или заимствовать у той части общества у которой есть общность и мораль.
Reply
Leave a comment