К.Н.Благосклонов
«Наша задача сложнее [тех, что обычно ставят зоопсихологи] - уловить различия в поведении не у разных видов, а у разных особей одного вида. Здесь необходимы сложные, т.е. необычные для повседневной жизни птиц задачи. Сравнивая скорость решения одинаковой задачи разными особями, мы можем иметь суждение о различиях их способностей.
В лесу были выбраны 20 синичников, заселённых
мухоловками-пеструшками, с птенцами приблизительно одного возраста (8-12 дней). Синичники более или менее одновременно были спущены по стволу дерева с высоты примерно 4 м до высоты немногим более метра (задача №1). Делалось это в отсутствие птиц. Задача считалось решённой, когда птица не только находила гнездо в новом положении, но и начинала кормить птенцов или хотя бы проникала через леток внутрь синичника. Когда кормление налаживалось, предъявлялась следующая задача, в данном случае - перемещение гнездовья на противоположную сторону дерева при сохранении высоты над землёй, т.е. изменение направления летка на 1800 (задача №2).
Разные птицы затратили на решение каждой из задач от 1 до 60 мин (лишь несколько птиц не решили задачи за 2 ч, отведённых для каждого опыта).
Расположив полученные данные по скорости выполнения птицами каждой задачи в ряды и сложив порядковые номера мест, которые птицы заняли, мы получим суммарное место каждой птицы. Такой принятый в спорте способ оценки суммированием порядковых мест в данном случае правильнее, чем суммирование времени, затраченного на решение задач, так как степень их трудности всегда различна. Мы поделили 40 подопытных птиц на 4 группы, по 10 птиц в каждой. В первую вошли птицы, наиболее быстро решавшие задачи, с минимальной суммой мест, в последнюю - наиболее медлительные и вообще не решившие задач.
Оказалось, что птицы первого десятка при решении второй задачи были в лучшей половине, а из последнего десятка были в худшей половине (за одним исключением). Таким образом, мы видим, что скорость решения отдельных задач разными птицами не случайна, среди подопытных особей можно выделить более способных птиц, которые всегда будут решать разные задачи быстрее, чем другие, менее способные. Наблюдения показывают, что более способные птицы вообще активнее в нормальной обстановке, чаще кормят птенцов. Среди «лучшей» группы незначительно преобладают самки, среди «худшей» явное большинство самцы. Подобные опыты проведены с несколькими сотнями пеструшек, которым предъявлялось около двух десятков типов задач.
Среди разных предлагавшихся птицам тестов чаще других использовали трубку длиной примерно 77 мм, свёрнутую из ватмана, которую вкладывали в леток синичника с птенцами с таким расчётом, чтобы она выступала наружу на 50 мм. Трубка неклееная. За счёт упругости бумаги она точно соответствовала диаметру летка и достаточно прочно держалась в нём. Птицы, как правило, стремятся проникнуть в гнездовье и накормить птенцов принесённым кормом. Мы считали задачу решённой, когда птице удавалось это сделать в течение 2 ч (всё это время птенцы оставались без корма). У разных особей решение достигается разными способами, однако это весьма сложная задача, и её решает обычно лишь небольшая часть испытуемых птиц.
Трубка представляет собой, во-первых, пугающий предмет, во-вторых, препятствие, требующее преодоление. Мы можем говорить об этих двух значениях трубки на основании наблюдений за реакцией на неё многих (более половины) мухоловок-пеструшек: птицы в разной степени её боятся и по-разному пытаются преодолеть препятствие. Трубка вставлялась в леток в отсутствие птиц. При проведении эксперимента двумя наблюдателями появляется возможность подробной записи происходящих событий. Одновременно с помощью телеобъектива проводили систематическую фотосъёмку птиц, находящихся в разных ситуациях.
Для выяснения значения памяти, использования накопленного опыта у мухоловок-пеструшек задача с бумажными трубками в летках была предложена двум группам - из 16 и 20 птиц. Птенцы во всех гнёздах были оперены. Для меньшей группы опыт был начат сразу с предъявления трубки, выступающей из летка на 50 мм. Для второй группы птиц сначала была предложена облегчённая задача: в леток вставляли бумажную трубку длиной примерно 2,5 см, торчащую снаружи всего на 5 мм. Очевидно, такая трубка не представляет для птицы существенного механического препятствия, и птица может обойтись привычными движениями для того, чтобы попасть в гнездо. Однако пугающая роль короткой трубки выражена достаточно сильно: у отдельных птиц реакция боязни короткой трубки была не меньше, чем у некоторых особей на длинную трубку.
Результаты двух серий опытов таковы. В первой группе «нетренированных» птиц решили задачу всего три птицы, из них одна самка пролезла сквозь трубку с кормом через 60 мин поиска и таким же образом через 6 мин после неё пролез в гнездо самец из той же пары (научение или подражание). Третья птица, самка, на 95-й минуте активного поиска случайно выбила трубку из летка и проникла в гнездо через освободившийся леток. Облегчённую задачу с короткой трубкой птицы решали значительно успешнее, только 4 из 20 птиц не решили её. Из решивших одна агрессивная самка через 2 мин выбила трубку из летка, а вторая сначала проникла в синичник через трубку (41 мин), не покормив птенцов, а потом вынула трубку клювом и выбросила её (на 57-й минуте), после чего начала кормить птенцов. Все остальные, решившие задачу, птицы проникли в синичник с кормом через трубку. Это были 6 самок и 7 самцов. Время, затраченное на решение задачи, - от 3 до 110 мин (или больше, так как птицы, посчитанные по прошествии 120 мин как не решившие задачу, могли решить её позднее). Среднее время - около 36 мин. Самцы в среднем решали задачу несколько быстрее самок.
Однократного проникновения птицы в синичник через короткую трубку мы считали достаточным, чтобы приступить к следующему опыту. Однако этих посещений иногда было больше у одной из птиц в паре, так как мы не могли упускать возможности наблюдения приёмов научения или других форм взаимодействия партнёров и добивались выполнения задачи второй птицей в паре. После небольшого интервала в несколько минут птицам, прошедшим тренировку с короткой трубкой, предъявляли задачу с длинной трубкой. Результаты были получены значительно лучшие, чем для «нетренированных» птиц. Во-первых, 8 птиц из 18 задачу решили (2 птицы из прошедших тренировку не учтены в дальнейшем). Во-вторых, среднее время, затраченное на решение задачи, не только значительно меньше, чем у «нетренированных» птиц (более часа), но даже не больше времени, затраченного на решение упрощённой задачи с короткой трубкой. Из табл. 10 видно, что все птицы, не решившие первой задачи, не решили и второй.
№ гнезда
Без тренировки
№ гнезда
С тренировкой
Длинная трубка
Короткая трубка
Длинная трубка
самки
самцы
самки
самцы
самки
самцы
1
-
-
10
-
-
2
-
-
11
41**
34
3
-
-
12
15
65
-
-
4
95*
-
13
110
-
40
-
5
-
-
14
-
30
-
25
6
-
15
-
35
-
35
7
-
-
16
18
3
9
4
8
-
17
32
11
15
-
9
60
66
18
38
55
19
46
63
-
-
20
2***
7
-
-
* - случайно сбила трубку
** - влетела, но не кормила, решение через 16 мин
*** - напала на трубку и выбила её из летка
Примечание. Прочерк означает, что птица не решила задачу через 2 ч.
Обучая птиц единому приёму при решении упрощённой задачи, мы убедились, что более трудную, но аналогичную они решают тем же единым для всех способом. Скорость выполнения двух задач более или менее одинакова у одних и тех же особей, т.е. мы можем выделить более активных, энергичных птиц и вялых, медлительных. Это лишний раз подтверждает наличие среди птиц, в частности, мухоловок-пеструшек, особей с сильно различающимся темпераментом.
Дополнительно была исследована ещё одна группа, включающая 12 птиц из 6 гнёзд, в которых были птенцы в возрасте всего 2-3 дней. Этим птицам сразу была предъявлена задача с длинной трубкой. Они отличались малой активностью, и за 2 часа задачу решили, пролезая в трубку. Только одна самка решила задачу через 1ч 40 мин после начала опыта. Однако мы лишь предположительно можем говорить о том, что активность птиц, стремление их кормить птенцов повышаются с увеличением возраста последних. Очевидно, этот вопрос следует решать на более простых задачах и на большем числе подопытных птиц.
Самцы этой группы показали несколько особое поведение. Некоторые из них, заметив трубку в летке, начинали петь поблизости от гнезда - это сигнал предупреждения для соперника, то есть поведение самцов можно считать смешанным. Естественно, что при более старших птенцах самцы уже не используют этого приёма. Рефлексы защиты гнездовой территории и самой песни затухают у самцов мухоловки-пеструшки к наступлению гомойотермности птенцов, то есть к 7-8 дневному их возрасту.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ ПТИЦ ПРИ РЕШЕНИИ ОДИНАКОВОЙ ЗАДАЧИ
Читать дальше