Ранее И все вокруг советское, и все вокруг мое:
«Сталин редко употреблял слово «порадовали». Это слово служило Ему чем-то вроде высшей похвалы. Сталин очень любил живопись. Однажды я спросила, почему он не коллекционирует картины.
- Зачем? - удивился Сталин. - У нас много хороших собраний. Одна Третьяковская галерея чего стоит. Есть где посмотреть картины, если захочется.
Вспоминаю эти слова Сталина, как пример Его скромности. Скромность была одним из основных качеств Сталина. Все в его обиходе было просто - простая одежда, простая мебель, простая еда. Но и в этой простоте ощущалось свойственное Сталину величие. Истинное величие не нуждается в подчеркивании. Простота служит для него лучшим фоном. Создается своеобразный контраст, подчеркивающий, усиливающий впечатление»
***
Мощь равновесия духа Вождя:
«.Не переставала и не перестаю удивляться способности Сталина вселять уверенность в окружающих. Словом, жестом, взглядом... Каким бы ни было мое настроение (а оно бывало разным), стоило мне только оказаться рядом со Сталиным, как все мои тревоги улетучивались, плохое уходило куда-то на задний план, проблемы начинали казаться незначительными, не заслуживающими огорчения и печали. Примерно такое же чувство я испытывала в детстве, когда мама обнимала меня или когда папа гладил меня по голове. Чувство спокойствия, абсолютной защищенности, сознание того, что все будет хорошо.
Однажды я не выдержала и поделилась этим впечатлением со Сталиным.
- Это выдумки, - сказал Сталин. - Я же не колдун какой-нибудь...
Не колдун, это верно. Но без волшебства тут явно не обошлось. Это я шучу. При чем тут волшебство? Никакого волшебства и в помине не было. Просто каким-то, еще неизвестным науке образом спокойствие Сталина, его уверенность в себе передавались окружающим, столько было в Нем этой уверенности.
Странно было слышать от Сталина, что кто-то спорил с Ним или не соглашался с Его доводами. Как могло быть такое, искренне удивлялась я? Ведь Сталин всегда был так убедителен, так веско и всесторонне обосновывал свое мнение. Мне казалось, что без злого умысла не соглашаться со Сталиным было невозможно. Ум Сталина, его жизненный опыт, его образованность говорили сами за себя.
Г.В. часто вспоминает, как в 1928 году Сталин напутствовал их троицу перед отъездом в Америку.
- Было такое впечатление, будто с нами говорит опытный режиссер, мудрый старший товарищ.
Перед тем как уезжать за границу, Сталин посоветовал совершить поездку по Советскому Союзу, посетить великие стройки той поры, побывать на полях, в том числе и на целинных, которые только-только начали осваивать. Увидеть, понять, прочувствовать, чем дышит, как живет Советская страна, чтобы там, за границей, иметь возможность сравнивать. Очень дельный совет.
Мудрый старший товарищ... Именно таким и был Сталин для всех, мудрым старшим товарищем».
***
Сталинское понимание искусства:
«Говоря об искусстве, Сталин непременно подчеркивал, что искусство должно быть классовым, партийным, марксистско-ленинским. Искусство вне партийности для Сталина не существовало. Он искренне удивлялся и искренне негодовал, когда становился свидетелем иного подхода.
В литературе идеалом Сталина был Павка Корчагин. В кино - Чапаев. Любимый композитор из классиков - Чайковский, из современников - Дунаевский. Из художников Сталин особо выделял Герасимова. Сталин предпочитал современных художников, говорил, что старые картины ему рассматривать скучно. Очень любил, когда в творчестве, любом творчестве, отражались народные мотивы. Так, например, сравнивая творчество композиторов Грига и Вагнера, Сталин ставил в пример Грига за его внимание к народной музыке и народным песням, а Вагнера критиковал за ограниченность, причем довольно резко. Сталину очень не нравилось, когда те или иные творческие деятели в свое оправдание ссылались на какие-то старые каноны или принципы.
- Мы строим новое социалистическое общество! - напоминал им Сталин. - И строить его следует по новым правилам! Старые правила есть не что иное, как пережитки!»
***
Неблагодарность равна предательству:
«Неблагодарность Сталин относил к числу самых презренных пороков. Равнял ее с предательством и был совершенно прав. Неблагодарность и есть предательство. Приводя какие-то примеры неблагодарности, проявленной кем-то из членов партии, Сталин неизменно подчеркивал: «Это не коммунист, а гражданин с партбилетом». Мне так понравилось это выражение Сталина, что я даже предложила Г.В., иногда высказывавшему желание отойти ненадолго от музыкальных комедий и снять драму, название для серьезной картины - «Гражданин с партийным билетом».
***
Почему Любовь Орлова не вступила в партию:
«Однажды Сталин спросил меня, почему я не вступаю в партию. Я ответила, что не считаю себя достойной.
- Почему? - удивился Сталин. - Что мешает? Есть какие-то препятствия?
- Препятствий нет, - сказала я. - Дело не в препятствиях, а в том, что я не чувствую себя достойной называться коммунисткой. А быть гражданкой с партийным билетом не хочу.
Я сказала правду, то, что думала. Я действительно не считаю себя достойной называться коммунисткой. Я - советский человек, известная актриса, но для вступления в партию этого мало. Коммунисты, настоящие коммунисты, а не граждане с партийным билетом, - это особенные люди. Образцовые, пример для подражания. Вот когда сочту себя образцовой, тогда и вступлю в партию. Многие удивлялись тому, что я не состою в партии. Я никогда не делаю тайны из причины, всем так и объясняю»
***
Труд делает человека долгожителем:
«60 лет - солидный возраст. По Сталину нельзя было сказать, что ему 60 лет. Сталин производил впечатление 40-летнего, столько энергии, столько сил было у него. Мужчины, в отличие от женщин, почти никогда, за редким исключением, не скрывают своего возраста. Не скрывал его и Сталин. Но, общаясь со Сталиным, невозможно было поверить, что ему столько лет. Казалось, что Сталин знает какой-то секрет долголетия, но на самом деле никакого секрета, конечно же, не было.
- В Грузии много долгожителей, - говорил Сталин. - Одни считают, что в этом «виноват» воздух, другие приписывают это вину, а я считаю, что вино и воздух здесь ни при чем. Среди долгожителей я никогда не встречал ни князей, ни помещиков - одни лишь простые, работящие люди. Все дело в работе. Пока человек работает, он живет. Как только начинает давать себе поблажки - умирает. Закон природы. Пока человек работает, пока приносит пользу, он имеет право на существование. Если пользы нет - то зачем такой человек?»
***
Никогда не жаловался:
«порой к некоторым выводам приходишь позже, когда начинаешь вспоминать и сравнивать. Вот и я много позже, опираясь на свои воспоминания, поняла, что в 40-м году Сталин стал более сдержанным, более скупым на суждения и прогнозы. Тогда я не уловила сути произошедших перемен, списывая их то на усталость, то на настроение, а теперь понимаю, что груз ответственности, лежавший на Его плечах становился все тяжелее, и оттого возникали определенные перемены. Но никогда, ни разу за все время Сталин не пожаловался на то, что ноша его непосильна, что он устает и т. п. Он вообще не жаловался на усталость. Мог упомянуть о ней вскользь, мимоходом. Например, в ответ на мое предложение посмотреть какую-то картину мог сказать: «Давай лучше поговорим, день сегодня выдался сложный». Но не более того. Но сам всегда интересовался, не устала ли я, не перетрудилась. Я сравнивала себя со Сталиным и искренне удивлялась - ну разве я могу перетрудиться? Как я могу перетрудиться? Смешно! В сравнении со Сталиным я была настоящей лентяйкой.
О делах Сталин думал всегда. Полного отдыха не знал. Бывало, во время нашего разговора брал карандаш и бумагу и быстро записывал пришедшую в этот момент мысль. Чувствовалось, что ум Сталина всегда был чем-то занят. Он мог одновременно обсуждать одно и думать о другом. Необычный, великий человек».
***
Сталин - Орловой: «Навсегда останусь твоим другом»:
«однажды Сталин сказал мне:
- Что бы ни случилось, я навсегда останусь твоим другом. Хочу, чтобы ты это знала.
В словах Сталина я услышала предвестие грядущей разлуки. Мне стало грустно, «легла на душу печаль», как выражалась мама. Сталин почувствовал мое настроение и принялся рассказывать что-то веселое, а потом вдруг оборвал себя на полуслове и предложил посмотреть «Волгу-Волгу». На словах: «Эй, подруга, выходи-ка и на друга погляди-ка, чтобы шуткою веселой переброситься», по моим щекам вдруг потекли слезы. Я смахнула их и несколько раз глубоко вдохнула. Глубокие вдохи помогают успокоиться. Сталин сделал вид, что ничего не заметил. Закончив просмотр, мы переглянулись.
- Мы друзья, и ничто не сможет разрушить нашу дружбу, - повторил Сталин.
- Да, конечно, - поспешно согласилась я.
В тот вечер Сталин был особенно чуток, нежен и заботлив. Он окружил меня такой заботой, которую я видела только от мамы, да и то лишь в детстве. Печаль моя скоро улетучилась, я смеялась, шутила и благодарила судьбу за все хорошее, что выпало на мою долю.
Все рано или поздно заканчивается, но разве это повод для печали?»
***
Как и положено Вождю:
«В молодости все воспринимается иначе. Но возраст не может быть оправданием для брюзжания.
Пример верного поведения - Сталин. Его возраст проявлялся в опыте, в мудрости, и никогда не слышала я брюзжания или жалоб. Казалось, что время не властно над Сталиным, что Сталин существует вне времени, не могу передать словами, но именно такое ощущение складывалось у меня. Когда я слышала от Сталина «Я тогда был молод...», то хотела воскликнуть: «Почему «был»?!». Замечу к слову, что к себе, молодому, Сталин относился весьма критично. Упоминал про ошибки, которые совершал из-за недостатка опыта, про некоторую горячность, которая была свойственна Ему в те годы. С большой теплотой вспоминал Сталин о друзьях своей молодости, сожалел о том, что многих уже нет рядом. Хорошо помню рассказ Сталина о революционере Камо
- Это был такой человек, что любую гору мог своротить! Слово «невозможно» он не знал, и знать не хотел!
Подобной характеристики от Сталина я более ни о ком не слышала. Когда в прокате появилась картина о Камо, посмотрела ее с огромным интересом
О прошлом Сталин говорил гораздо меньше, несравнимо меньше, нежели о будущем. Он смотрел вперед, как и положено Вождю»
***
«Светлый путь»:
«В очередной раз поразилась я удивительному уму и не менее удивительной прозорливости Сталина. Сразу же, еще не читая сценария, не зная, о чем будет картина, он проник в суть и по одному лишь названию смог сделать правильные выводы, смог дать хороший совет. Действительно - какая из Тани Морозовой Золушка? Она не Золушка, она, скорее, Жанна д’Арк! Она - победительница. Женщина из народа, сумевшая подняться до небывалых высот! Разве может Золушка с ее туфелькой стать примером для советских женщин? Никогда! Советская женщина не станет, не должна ждать появления доброй феи с волшебной палочкой. Советская женщина сама добивается желаемого.
- Что происходит с твоей героиней? - спросил Он. - О чем картина?
- О ее жизненном пути, - ответила я.
- Так пусть называется «Путь». Или нет, «Путь» - это слишком просто. «В добрый путь» или «Светлый путь», наверное, будет лучше.
- «Светлый путь»! - подхватила я. - Замечательное название. Светлый путь!
Г.В. оно тоже понравилось. Так мы и назвали картину. Под этим названием она вышла на экраны
«Светлый путь»... Больше ни в одной картине не снималась я с таким настроем, с таким воодушевлением... Иногда, уже сейчас, по прошествии многих лет, пересматривая эту картину на даче, нахожу в Тане Морозовой все больше и больше сходства со мной. Если мои воспоминания когда-нибудь будут опубликованы, то лучше названия, чем «Светлый путь», для них не придумать. Никакого пафоса. Никакого притворства. Никакого кокетничанья. Да и какой смысл мне кокетничать перед собой? Оглядываясь назад, я могу сказать, что жизнь моя, при всех невзгодах, выпавших на мою долю, была светлой, яркой, радостной. Настоящий Светлый путь»
***
Обаяние Вождя:
«Обаяние Сталина было обаянием вождя. Мудрый, величественный, великий и вместе с тем очень простой, искренний человек. Он очень сильно менялся, когда мы оставались наедине. Снова не могу подобрать подходящего слова. Не сбрасывал маску, нет, масок у него никаких не было, а просто менялся, становился другим, в то же время оставаясь самим собой... Не могу объяснить более точно, да и незачем, наверное, объяснять. Это мое сугубо личное впечатление, оно мое, и только мое, мое и ничье больше. Люди уходят, покидают нас, нам остаются воспоминания, впечатления, фотографии, письма... Как же страшно терять тех, кто тебе близок! Невосполнимость этих потерь угнетает неимоверно!
Фотографии... Письма... У меня нет ни одной нашей фотографии со Сталиным, нет ни одного письма. Есть только один-единственный листочек, на котором Его рукой написано по-грузински мое имя. Однажды пришла мне в голову такая блажь - спросить, как имя Любовь пишется на Его родном языке. «Как слышится, так и пишется, - улыбнулся Он, - только без мягкого знака». Взял чистый лист (бумага и карандаши у него были повсюду, во всех комнатах - так же, как и у нашего Ю.А.) и написал красивой вязью мое имя. Я сохранила этот листочек на память».
***
История воздаст каждому по заслугам:
«Не хочу слушать сплетни, которые непременно будут вызваны моей откровенностью. Не хочу ничего добавлять, не собираюсь ничего объяснять и уж тем более не собираюсь выслушивать обвинения и оправдываться. Также я очень надеюсь на то, что со временем отношение к Сталину изменится и потомки в полной мере смогут оценить Его величие. Уверена, что так и будет, ведь справедливость непременно должна восторжествовать. История воздаст каждому по его заслугам»
PS. Книга Л.П. Орловой «О Сталине с любовью» была передана в Россию из Китая лишь в 2013 году.
_______
Из комментариев:
Виктор Стекленев пишет: - Несоответствия историческим обстоятельствам поразительны. При великом муже, отношения с которым у всех на виду, при уникальной публичности Орловой и Сталина - такие "откровения" обнаруженные в Китае в 2013.
Только одна деталь сам факт доставки "списков" книги в которой речь идет о лучшем друге Мао, - и Мао об этом не знал? Нельзя же ТАК не знать этот исторический период в Китае...
Если чудесная находка книги - правда - то именно чудо. Равное Чуду Воскресения. Но больше всего, на вскидку, кажется, что какая-то сволочь решила срубить бабла на сверх любимых народом именах. Если у кого-то есть выходы на лингвистическую экспертизу - предлагаю попробовать провести ее по текстам реально принадлежащим Л.Орловой (они достаточно доступны), и вывешенной "книги о Сталине". Попробую сам это же сделать - во Владивостоке есть хороший эксперт-криминалист.
На сайте в сообществе присутствуют историки и китаисты - наверно, было бы важно оценить профессионально эту книгу.
Полагаю, если это фальсификация, то она вредна во всех смыслах. Но особенно подлым моментом может стать попытка сделать "мыльную оперу" с такими персонажами. Может это оказаться выходкой с прямой целью - опорочить имя Сталина. Сейчас таких фальшивок - много.
...
Прошел по предложенной автором ссылке на «книгу Орловой». Полностью читать нет смысла - достаточно бегло пройтись по откровениям «псевдоактрисы». Многочисленные любовные ее свидания с Вождем в основном посвящены обсуждению вопросов борьбы с «троцкистами», «культа личности!!!», неизвестным моментам биографии Сталина… Тема живая - какие то ловкачи сорвут бабок на «сенсационной «паленке»!
Надежда Крюкова пишет: - Виктору Стекленеву... Вы совершенно не правы, Виктор! И манера письма, и содержание, и особая доверительность тона - все-все говорит о том, что книга написана любящей, уточненной женщиной, умной и обаятельной во всех отношениях.
Для меня слова - не просто слова, а миниатюрные живые создания, которые увидела в т.н. Тонком сне, перед или сразу после создания стихотворения "В защиту Иосифа Виссарионовича Сталина" (3 марта 1987 года). Приглашаю Вас и Владимира Молчанова посетить мою страничку, на которой все и опубликовано.
Дмитрий Ничипурович пишет: - Не согласен с Виктором Стекленевым. В отличие от него, прочел книгу от первого слова до последнего и весьма внимательно. «Многочисленные любовные ее свидания с Вождем в основном посвящены обсуждению вопросов борьбы с «троцкистами», «культа личности!!!», неизвестным моментам биографии Сталина…» - нет, это не совсем так. И даже совсем не так.. Борьба с троцкистами, например. затронута только один-два раза, да и то вскользь. Свидания тоже не описаны как именно «любовные». «Неизвестных моментов биографии Сталина» я вообще там не нашел. И о «культе личности» Вождя (хотя Орлова до глубины души и была возмущена им) она в своих мемуарах не так уж много говорит - просто описывает характер Сталина таким, каким он ей представляется на основании собственных наблюдений и впечатлений. Я, конечно, не эксперт по подделкам и понимаю, что такую возможность, в принципе, исключить нельзя, но.. Но мне кажется, что эта книга, скорее всего, подлинная.
Современный биограф Л.Орловой, некий Александр Хорт, издавший свою книгу о ней в серии «ЖЗЛ» в 2007 году, так опровергает «один из пяти мифов» - «Обожание Сталина было столь велико, что он заставил актрису стать своей любовницей» - об артистке: «Сталин и Орлова даже знакомы были не очень близко. Изредка встречались на каких-то приемах - не более того. Хотя молва уже в 40-е годы приписывала им любовную связь. Так, долгое время в ходу была история о том, как в одном самолете со Сталиным в 1943 году в Тегеран летела Орлова. Мол, это неспроста - решил вождь и на важнейшую конференцию съездить, и с Орловой развлечься, пока Григорий Александров сидит в Москве. Простейшая проверка фактов эту легенду опровергает. Да, Орлова действительно летала в Тегеран. Но, во-первых, не из Москвы, а из Баку. А, во-вторых, не в 43-м, а в 44-м» Интересно, что тут для «опровержения» выбран заведомо ложный факт, поскольку в книге «О Сталине с любовью» говорится, что их встречи закончились еще в 1940 году - задолго до Тегерана-43.
От себя замечу, что современным ЖЗЛ-биографам доверять сложно: аналогичная книга о Рерихе, например, содержит массу нелепостей, казусов и искажений, чем у специалистов вызвала немалое возмущение.
Дмитрий Ничипурович пишет: - «Поспешишь - людей насмешишь» - похоже, так в этот раз получилось со мной. Каюсь. Пока читал книгу, о возможности подделки не думалось. Однако, комментарий В.Стекленева заставил провести небольшое интернет-расследование. Выяснил, что книга вышла в 2015 году в издательстве «Яуза-пресс» и продается в 5-6 интернет-магазинах по цене в среднем 300 рублей. Скачивание обычно тоже платное - 150 рулей. Так что «бабло срубить» бессовестные люди на этом, действительно, вполне могли. Вчитался также в статью «От редакции», где описывается каким образом этот материал попал к издателям. «Легенда» об этом, надо признать», не особо убедительная. Говорится, что (цитирую) «воспоминания Любови Петровны под названием «Светлый путь» были выпущены в 1975 году издательством Пекинского университета. Книга предназначалась для научных работников (историков, советологов) и имела гриф секретности (?), исключавший свободный доступ к ней». Тираж - всего 1200 экземпляров». Далее сообщается еще одно очень подозрительное обстоятельство - что, увы, «оригинальная рукопись, ценнейший документ, была утрачена безвозвратно». Потом, тоже по весьма неубедительной (если не смехотворной) причине, что в последующие годы в Китае «стране была нужна бумага, много бумаги», все 1200 экземпляров книги ушли в переработку. Но чудом - что же, чудеса иногда случаются - один экземпляр все же уцелел: некий профессор (имя которого тоже подозрительно замалчивается) взял да и помер, не успев вернуть книгу обратно в библиотеку университета. Так до 2013 года (37 лет!?) она и стояла никем не замеченная на книжной полке в профессорской квартире, пока его наследникам не случилось переезжать на другое место жительства - тут-то ее случайно и обнаружили. «Ознакомившись с ней, они нашли в Интернете информацию о Любови Орловой и поняли всю важность своей находки».
Далее, посмотрел, что пишут люди в отзывах. Половина таких, кто (как и я поначалу) чистосердечно поверили. Например: «Пронзительная в своей откровенности книга. В то же время очень деликатная, сдержанная, без свойственного нашему времени уклону в чернуху и сенсационность. Орлова пишет не только о Сталине, но и обо всем, что окружало ее в довоенные годы. Читала запоем, узнала много нового». Половина скептиков: «Поскольку у Любочки не было детей и сегодня некому за неё заступиться, сегодня можно гнать любую туфту от её имени, чтобы срубить бабло. Скорее всего - это измышления какой-нибудь борзописки, не имеющие ничего общего с правдой». Действительно, сделано хитро - ни доказать, ни опровергнуть внятно ничего нельзя.
Обнаружил еще кое-что занятное: серия «Запретные мемуары» в 2015 году пополнилась также аналогичной книгой под названием «Василий Сталин: «От отца не отрекаюсь!». Вот аннотация: «От отца не отрекаюсь!» - так ответил Василий Сталин на требование Хрущева «осудить культ личности» и «преступления сталинизма». Боевой летчик-истребитель, герой войны, привыкший на фронте смотреть в лицо смерти, Василий Иосифович не струсил, не дрогнул, не «прогнулся» перед новой властью - и заплатил за верность светлой памяти своего отца «тюрьмой и сумой», несправедливым приговором, восемью годами заключения, ссылкой, инвалидностью и безвременной смертью в 40 лет. .А поводом для ареста стало его обращение в китайское посольство с информацией об отравлении отца и просьбой о политическом убежище. Вероятно, таким образом эти сенсационные мемуары и оказались в Пекине, где были изданы уже после гибели Василия Сталина. Теперь эта книга наконец возвращается к отечественному читателю. Это - личные дневники «сталинского сокола», принявшего неравный бой за свои идеалы. Это - последняя исповедь любимого сына Вождя, который оказался достоин своего великого отца». И опять - из Китая! Это уже прямо-таки система какая--то!
Подумалось: а ведь дело-то серьезное. Речь идет о двух великих людях - Сталине и Орловой. Разве можно позволять столь свободно писать о таких значимых фигурах Бог знает что? Ведь если эта книга - фальшивка, то налицо состав преступления по статье (как минимум) «мошенничество». Не говоря уже об огромном моральном ущербе. За такое и под суд отдать не грех. Кстати, среди отзывов нашел и такой: «Похоже, что книжка сделана по заказу господина Проханова; люди без чести и совести - сочиняли, печатали, продают». А может быть газете «Завтра» стоит провести независимое журналистское расследование этого инцидента?
И еще одно соображение: если теперь для того, чтобы как следует «срубить бабла» надо не порочить, а, наоборот, показывать Сталина чуть ли не образцовым человеком - то не значит ли это, что в общественном сознании страны «ветер подул», наконец, явно в обратную (от капитализма и либерализма) сторону? Если такое рассуждение можно считать верным, то, несмотря на то, что книга «О Сталине с любовью», все-таки, скорее всего поддельная, это радует.
О Сталине - с любовью?
О Любови Орловой, похоже, состряпали очередную фальшивку
Личная жизнь «кинозвезды СССР № 1» Любови Орловой долгое время была покрыта мраком тайны. Сама актриса любила повторять: «Мое творчество известно всем, моя личная жизнь не касается никого!». Неудивительно, что приватную сферу великой актрисы окружает не только тайна, но и множество домыслов.
©Внучатая племянница «звезды» Нонна Юрьевна Голикова призналась: «Я устала от лжи, которая в последнее время часто произносится рядом с именем «Любовь Орлова». Эти лживые легенды касаются самых различных аспектов личной жизни актрисы. Самые распространенные штампы: отношения Орловой и Александрова были чисто формальными (брак по расчету с перспективным режиссером). Перед каждым фильмом Орлова делала себе «пластику». Каждую неделю на выходные актриса летала в Париж и Милан, где затаривалась одеждой и обувью. Все эти «классические утки» легко опровергаются многочисленными свидетельствами родных и близких актрисы.
Но главная тайна жизни Орловой - это ее отношения с «отцом народов». Именно здесь сосредоточено наибольшее количество домыслов и инсинуаций. И именно в рамках данной «мифологической сферы» произошло то событие, которое и побуждает «взяться за перо». Речь идет о современном издании загадочной книги под говорящим названием «О Сталине с любовью», выпущенной издательством «Яуза-Пресс» в 2015 году в серии «Запретные мемуары» - книги, на которой в качестве автора стоит имя Любови Орловой. Я не оговорился - именно «стоит имя». Потому что история появления этого сочинения - почти детективная.
«Мы были знакомы с Орловой, - пишет в предисловии к книге китайский дипломат по фамилии Чжан. - «Я знаю, как в Китае относятся к памяти великих вождей, - сказала Орлова, - и потому доверяю Вам самое ценное, что есть у меня». Я посоветовался с моим начальством, запрос был сделан в Пекин, и после одобрения… я принял у Орловой четыре тетради». Книга под названием «Светлый путь» была выпущена в 1975 году издательством Пекинского университета, предназначалась для научных работников (историков, советологов) и имела гриф секретности (!). Тираж, по китайским меркам, был микроскопическим - 1 200 экземпляров. Оригинальная рукопись была утрачена безвозвратно (!). Дальнейшее в предисловии к нынешнему российскому изданию описано буквально так: «Один из китайских профессоров, имя которого его внук, передавший нам книгу, просил не называть, скоропостижно скончался в один день с Мао Цзэдуном (родственники считают, что именно весть о кончине Председателя стала причиной смерти профессора). Он не успел вернуть в библиотеку взятые там книги… лишь в 2013 году родственники обратили внимание на пожелтевшую от времени книжечку в простом бумажном переплете. Ознакомившись с ней… они поняли всю важность своей находки». Таким образом сей опус и оказался в России…
И нам предлагают в это поверить? Существует «золотое правило разведчика»: если совпадений больше двух - это не совпадения… В деле «обретения мемуаров Орловой» - сплошные «преткновения», начиная с фамилии дипломата из КНР: людей с фамилией «Чжан» в Китае - как у нас Ивановых и Петровых, а больше никакой конкретизации не сообщается… А дальше - и высочайшее одобрение из окружения «великого кормчего», и гриф секретности, и демонстративно мизерный тираж, и загадочная утрата рукописи, и безымянный внук умершего от правоверной скорби профессора-маоиста, и внезапное прозрение родственников через 37 лет после находки библиотечной книги (Мао умер в 1976 году). Когда литературоведы сталкиваются с таким странным нагромождением «шероховатостей», они обычно выносят вердикт о подделке.
В нашем же случае таковое подозрение усиливается вследствие уж очень «лобовой» заданности изданной с большим апломбом книги. В редакционном предисловии к ней написано дословно следующее: «Она (Орлова - Д. С.) была лицом великой эпохи и любимой актрисой Сталина. Ходили даже слухи о романе Вождя с Любовью Орловой… Как оказалось, это были не слухи, что подтвердила она сама. Любовь Петровна решилась написать о своих отношениях со Сталиным после того, как его тело вынесли из Мавзолея, а «разоблачение культа личности» переросло в информационную войну против «сталинизма». Она просто хотела восстановить справедливость и рассказать правду о любимом человеке… Разумеется, эта книга не могла быть опубликована ни в СССР, ни на Западе. Но была страна, сохранившая добрую память о Вожде и рассорившаяся с Кремлем именно из-за клеветы на Сталина. Мемуары Любови Орловой, тайно переданные китайскому дипломату, были изданы в Пекине уже после ее смерти. Лишь сегодня эта книга наконец возвращается к русскому читателю. Это - исповедь не только прославленной «звезды» советского кино, но и любящей женщины, наедине с которой Сталин позволял себе сбросить маску Вождя и быть самим собой. Это - честный рассказ о «Светлом пути» легендарной актрисы и всей советской державы. Это - правда о Сталине и его великой эпохе».
И как при этом быть с легионом совершенно иных свидетельств? Та же Нонна Голикова пишет: «Сталин и Орлова даже знакомы были не очень близко. Изредка встречались на каких-то приемах - не более того. Хотя молва уже в 40-е годы приписывала им любовную связь… Эта тема в нашей семье никогда не обсуждалась. Но я сделала для себя очень неожиданное открытие в 1953 году, сразу после смерти Сталина. Мне тогда было 13 лет, нас вывели на школьную линейку и сообщили об этом известии. Мы все рыдали! А потом я пошла ужинать к Орловой и Александрову, и за столом вдруг заговорили на эту тему. И тут Любовь Петровна тихо, но отчетливо произнесла: «Слава Богу, эта сволочь наконец-то сдохла!». …Позже я поняла, что особых причин любить Сталина у нее никогда не было - ее первого мужа Андрея Берзина репрессировали еще в 20-х годах, в 30-х годах отправили в ссылку сценариста «Веселых ребят» и «Волги-Волги» Николая Эрдмана, в 37-м арестовали оператора всех фильмов Александрова Владимира Нильсена… Она всю жизнь ненавидела Сталина из-за того, что он заставлял жить в страхе и ее саму, и ее ближайшее окружение».
Дмитрий Ничипурович и Дмитрий Суворов
газеты «Уральский рабочий» и «Завтра», 7 июля 2015 - 12 марта 2016