Что Маннергейм недоуморил, то его наследник Мединский вывезет?

Jun 19, 2016 18:37

Ещё о коррупции в министерствах здесь и здесь

Представление для Мединского
Государственные эксперты многократно занижали стоимость вывозимых из России ценных предметов искусства

Заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман направил на имя министра культуры Владимира Мединского представление с указанием на выявленные надзорным ведомством вопиющие нарушения. ©По теме: «Дело реставраторов» как повод для атаки на власть | Переезд Микульта | Россиефобия Минкульта



Фото: Петр Ковалев
Они, как отмечают в Генпрокуратуре, провоцируют незаконный вывоз за рубеж культурных ценностей.
Прокуроры изучили действующую практику министерских согласований на вывоз за рубеж культурных ценностей и пришли в ужас. Оказалось, что эта система являет собой настоящее «решето», виной чему становятся явно неадекватные экспертные заключения, которые выдавались вывозимым «лотам». Более того, благодаря работавшей явно за гранью закона системе их оценки государственный бюджет недосчитался серьезных поступлений.

Выгоднее наркоторговли?

В частности, Буксман сослался на явно спорный случай с оформлением от имени Минкультуры на главу Международной конфедерации союзов художников (преемник Союза художников СССР. - РП.) Масута Фаткулина, а также на главного хранителя художественной коллекции этой структуры Рушанию Ахунову документов, которые позволили им вывезти за рубеж в общей сложности 16 произведений живописи и графики. При этом разрешительные документы на предметы культурного наследия, принадлежавшие юридическому лицу, вывозившие получили как физические лица.

Таким образом, заключил замгенпрокурора в обращении к главе Министерства культуры, сотрудники его ведомства нарушили сразу несколько пунктов утвержденного еще в 2012 году коллегией Евразийской экономической комиссии положения о порядке ввоза и вывоза культурных ценностей.

«Облегченный» способ вывоза картин значительно обогатил тех, кто эту незаконную операцию провернул. По информации «Коммерсанта», девять вывезенных из России картин в 2014 году были выставлены на аукционе Sotheby's, откуда ушли в частные коллекции за общую сумму без малого 2,4 млн фунтов стерлингов (более 230 млн рублей). Стал известен и самый щедрый покупатель: пейзаж кисти народного художника РСФСР Георгия Нисского «Над снегами», написанный в 1964 году, за 1,76 млн фунтов (170 млн рублей) приобрел российский банкир Алексей Ананьев. Начальная же цена лота составила 500 тысяч фунтов, или 48 млн рублей. Эта сумма очень важна - для контраста. Поскольку, согласно истребованным прокурорами данным, эксперты Минкульта оценили «Над снегами» в 800 тысяч рублей. Чуть меньше «маржа» на том же аукционе вышла у картины «В пути»: продано полотно было за 470 тысяч фунтов, или 45 млн рублей, а оценено при вывозе из России лишь в 500 тысяч. Да такой марже любой наркобарыга позавидует!

Нынешняя система оценки произведений искусства, по оценке Генпрокуратуры, в корне несправедлива. При оценке вывозимых объектов, принадлежащих МКСХ, эксперты во главу угла ставили возраст картин, и поскольку все вывозимые объекты принадлежали советским художникам и графикам и недотягивали до непонятно на каком основании установленного ценза в 100 лет, то и сама оценка производилась фактически на глаз.

При этом министерские оценщики как будто бы и знать не знали, что на Западе оригиналы работ советских графиков ценятся исключительно высоко. Сам факт их попадания на торги аукционного дома Sotheby's говорит сам за себя. Как, кстати, и то, что документальное сопровождение лотов было оформлено на таком уровне, который не вызвал у организаторов торгов никаких нареканий (лоты с подозрением на криминал администрация всемирно известного аукционного дома просто не принимает, о чем можно узнать в том числе на его официальном сайте).

На этом фоне прочие выявленные нарушения выглядят не так «солидно». Например, к некоторым указанным в заявлениях на вывоз предметам не прилагались даже обязательные для таких случаев фотографии и сопроводительная информация - наименование, дата создания, техника исполнения. Такое «стоковое» отношение к заведомо ценным образцам искусства и позволило обращаться с ними, как с какими-то безделушками, не представляющими никакой особой ценности.

Меры приняты?

По этой части у прокуратуры имеются серьезные вопросы к эксперту Татьяне Ермаковой. По их версии, заведующая отделом живописи первой половины XX века Третьяковской галереи дала незаконные заключения на картины «Закат. Этюд», «Наша смена», «Осенний пейзаж» и «Село Доброе».

Впрочем, в самом министерстве к выданному представлению Генпрокуратуры отнеслись не только спокойно, но и с показным удовлетворением. Владимир Мединский немедля дал прессе разъяснения: дисциплинарные и организационные меры лично им уже приняты, виновные сурово наказаны, а прокурорская проверка, проводившаяся в начале текущего года, была вообще инициирована самим министерством. И нравоучительно добавил: «Это очень нехорошая история».

История, заметим, не первая. Достаточно вспомнить (благо еще и забыть не успели) о недавно возбужденном ФСБ уголовном деле в отношении ряда высокопоставленных чиновников Минкульта, причастных, по версии следствия, к крупным хищениям госсредств. Но «прачечная» продолжает работу в штатном режиме. Культурно.

Виктор Мартынюк
«Русская планета», 13 мая 2016

мнения и аналитика, скандалы и сенсации, силовики и спецслужбы, общество и население, министерства, воровство, факты и свидетели, суды и следствия, версии и прогнозы, живопись, криминал, идеология и власть, россия, культура, безопасность и правопорядок, биографии и личности, наследие, нравы и мораль, известные люди, коррупция и бюрократия, золото и ценности, фальсификации и мошенничества, заграница

Previous post Next post
Up