Ещё
космос и фантастика и
наука и мошенничество Остап Бендер в космосе
Что на самом деле скрывается за запуском Илоном Маском ракеты «к Марсу»? / Взгляд
Интересно, кем бы стал незабвенный Остап Ибрагимович Бендер-бей, если бы появился не в СССР и ходил бы не в пиджаке в калейдоскопическую клетку и с пустыми карманами, а в ЮАР, был бы не турецко-подданным, а гражданином США и Канады?
©Ещё с
Маском, в т.ч. ещё
«Марсизм - утопия!» Илон Маск
Вне всякого сомнения, он стал бы Илоном Маском!
Помните, как впаривал всем Остап идею о создании шахматной империи Нью-Васюки? Ну, а чем отличаются от этого разрекламированные проекты американца Маска о переселении на Марс миллиона землян и создании там, уже при жизни нашего поколения, поселений, своего рода марсианских Васюков? Впрочем, давайте обо всем по порядку…
Сенсацией последних дней стал запуск сверхтяжелой американской ракеты «Фэлкон Хэви» с мыса Канаверал. Нельзя сказать, что тестовое испытание прошло полностью успешно. Центральный ускоритель не приземлился, как было задумано, на платформу в океане, а упал на скорости около 500 километров в час и разбился о воду. Причиной этому стала проблема, из-за которой отказали два двигателя в разгонном блоке. В результате плавного приземления не получилось.
В итоге в космос удалось доставить спортивный автомобиль «Тесла», за рулем которого находился манекен в скафандре. В Илона Маска SpaceX заявили, что эта «самая мощная в мире» ракета в будущем будет использоваться для полетов на Луну и Марс. Кроме того, она сможет доставлять на отдаленные космические объекты экипажи космонавтов.
Разумеется, американские СМИ преподнесли этот запуск, как триумф американской космонавтики. Маска поздравил даже сам президент США Дональд Трамп. Характерно при этом, что этому успеху больше всех вдруг возрадовались даже не в США, а… российские либералы. «Вместе с первой в истории коммерческой сверхтяжелой ракетой в космос улетели и надежды Роскосмоса, если таковые вообще были, когда-либо догнать американскую космическую промышленность», - торжествует на «Эхе Москвы» его штатный обозреватель Карина Орлова. «Илон Маск - гений. Именно такой человек однажды и придумал колесо, а потом изобрел велосипед!» - восклицает на том же «Эхе» Антон Орех. А известный русофоб Александр Невзоров, по привычке ерничая, издевательски предложил послать теперь в космос «Рогозина на Камазе».
Торжество наших либералов понятно, ведь для них любой успех США - бальзам на душу, еще один повод облить грязью Россию. Правда, на сей раз эти восторги по поводу «успеха американской космонавтики» даже не для специалистов выглядят весьма странно.
А потому для начала ознакомимся с биографией того, кого поспешили провозгласить гением всех времен и народов.
Мы университетов не кончали…
Маск родился и вырос в Претории (ЮАР). Отец работал инженером-строителем, а мать была практикующим диетологом. Мальчик рос замкнутым, любил чтение и, имея фотографическую память и прочитав два комплекта энциклопедий, стал всезнайкой, что не всегда нравилось сверстникам, в школе его часто били. После одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос.
В возрасте десяти лет Илон получил в подарок свой первый компьютер и научился на нём программировать. В возрасте 12 лет стал бизнесменом. Продал за 500 долларов свою первую программу - видеоигру, в которой игрок обстреливал ряды инопланетян из лазерной пушки. Потом начал вкладывать средства в акции фармацевтической компании, за которой следил через газеты. На вырученные от продажи акций несколько тысяч долларов уехал в Канаду, где поступил в университет, но его не закончил. Желание быстро делать деньги оказалось сильнее.
Вместе со своим братом он основал компанию Zip2, которая специализировалась на программном обеспечении для новостных компаний. И тут же стал миллионером - удачно продал ее и получил 22 миллиона долларов. Дальше пошла серия других сделок, продаж и перепродаж, и в 2002 году Маск основал компанию - SpaceX, вложив нее 100 миллионов долларов. Он решил стать частным разработчиком серии ракет-носителей и коммерческим оператором космических систем. Обладая даром убеждения, он добился того, что НАСА подписало с его компанией контракт на сумму 1,6 млрд долларов на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle. А потому, хотя его ракету к Марсу почему-то называют «частным проектом», на самом деле львиную долю его финансирования представило государство в лице НАСА.
Все на Марс!
Почему же Илона Маска вдруг потянуло вдруг в космос? Ведь он же не инженер по профессии, сам к ракетостроению никакого отношения не имеет. По утверждению самого Маска, большого мастера собственного пиара, большое влияние на него оказал цикл научно-фантастических романов «Основание» и взгляды Айзека Азимова на освоение космического пространства как развитие и сохранение человеческого бытия.
Маск стал изображать из себя поборника «сохранения жизни на Земле», заявляя, будто охват жизнью нескольких планет может служить защитой от угрозы исчезновения человечества.
Зачем? А по той простой причине, что под такие будто бы «благородные замыслы» было легче выбить государственное финансирование и осуществлять прибыльные сугубо коммерческие проекты. Причем, поскольку речь шла о проектах, польза от которых может обнаружится только в отделенной перспективе, было ясно, что за расходование средств скоро отчета никто не потребует. Т.е. операция вполне в духе незабвенного Остапа.
«Астероид либо супервулкан может уничтожить нас, - стал пугать окружающих Маск, - а вдобавок мы подвержены рискам, никогда и не снившимся динозаврам: искусственно созданный вирус, случайное появление микроскопической чёрной дыры в результате физического эксперимента, катастрофическое глобальное потепление, или какая-нибудь ещё неизвестная на сегодняшний день разрушающая технология может прекратить наше существование. На развитие человечества ушли миллионы лет, но за последние шестьдесят лет атомное оружие создало потенциал самоуничтожения. Рано или поздно наша жизнь должна будет выйти за пределы этого сине-зелёного шарика - или мы вымрем». А потому - все на Марс!
Неудачная «Тесла»
Но еще до амбициозного космического проекта Маск стал одним из основателей компании «Тесла» для производства электромобилей, которая начала их сборку в Нидерландах и США. Однако скоро вспыхнул скандал: оказалось, что широко разрекламированный автомобиль Маска не мог ездить дольше 5 минут из-за перегрева батарей. Многие его детали держались только на магнитах. А 7 мая 2016 года, следуя по трассе недалеко от городка Вилистон, Флорида, США автомобиль «Тесла» столкнулся с полуприцепом, и его водитель погиб. Это был первый в истории случай гибели водителя за рулём автомобиля, ведомого автопилотом. Национальное управление безопасностью движения на трассах США начало расследование аварии.
Тут же начались и другие неприятности. Отмена налоговых послаблений на покупку электромобилей в Гонконге обвалила продажи «Тесла» до нуля. Решение правительства страны вступило в силу 1 апреля 2017 года, и в результате в том месяце в Гонконге не было зарегистрировано ни одного нового автомобиля этой марки.
Кроме «Теслы» был не менее амбициозный проект - поезд в трубе. Маск даже начал бурить тоннель под Лос-Анджелесом. Правда, официального разрешения на это еще не получил. «Если быть честным, я понятия не имею, что делаю», - признался тогда Маск.
Однако, столкнувшись с проблемами с «Теслой», американский Бендер не стал унывать и решил всех поразить тем, что запустил теперь свою «Теслу» в космос. Чтобы проехаться на ней потом по Марсу? Но при этом он не учел такие «несущественные» детали, что температура на Марсе от -150°C до +120°C, атмосфера в 160 раз более разреженная, чем на Земле, и состоит из углекислого газа, а магнитного поля вообще нет. По мнению ученых, Марс еще долгие десятилетия может быть лишь объектом дистанционного изучения, а селиться там никакого смысла нет. Извлечь же из планеты какие-либо полезные ископаемые, способные окупить гигантские затраты, в обозримом будущем и вовсе невозможно.
А между тем Остап… пардон, Илон Маск уже пообещал переселить на Красную планету в течение ближайших десятилетий… 1 миллион жителей Земли! Сделан даже компьютерный ролик о возможности путешествия к далекой планете: карты звездного пути, схема устройства ракеты, планы возведения поселка колонизаторов. И вот теперь сенсация! К Марсу запущена сверхтяжелая ракета, которая везет туда автомобиль «Тесла» с манекеном человека!
Оценка экспертов
Оценивая запуск ракеты Илона Маска, Игорь Буренков, исполнительный директор по коммуникации госкорпорации «Роскосмос», заявил СМИ, что это, конечно, событие, но никакой не прорыв, не открытие. По его словам, российские ракеты уже поднимали гораздо более тяжелую нагрузку. «Был «Сатурн-5» у американцев, была «Энергия», «Буран» в Советском Союзе», - отметил он.
«А рассказывать о том, что в этой связи российский космос уже умер - это те люди могут говорить, которые плохо в этом разбираются, но привыкли видеть у нас только всё плохое», - отметил И. Буренков.
«Понимаете, - продолжал он, - есть частные компании, которые занимаются очень хорошо бизнесом и заинтересованы во включении дополнительных инвестиций в свой бизнес. И, естественно, они для этого разные устраивают промоакции. Если вы заметили, этот запуск сопровождался не пустой какой-то болванкой или какой-то нагрузкой, которую было бы не жалко потерять в случае неудачи, а он конкретным совершенно автомобилем сопровождался. И тому есть наверняка причина… Дела-то плохи у «Теслы». Это всё знают».
По словам Буренкова, России есть чем гордиться сегодня в космосе. «Россия, - заявил он, - в состоянии сделать несколько космических станций на околоземной орбите. Возникает вопрос: зачем? Можно поручить создать сверхтяжелую ракету всем предприятиям, которые производят ракетоносители в России. Поверьте, их достаточное количество на сегодняшний день. Только возникает вопрос: для чего?».
Кстати, в России в Государственном ракетном центре им. Макеева сейчас возобновилась и ведется разработка новой уникальной тяжелой ракеты. По словам заместителя генерального конструктора ГРЦ Сергея Молчанова, эта уникальная одноступенчатая ракета будет многоразовой. Ее оснастят амортизаторами для вертикального взлета, а также силовыми модулями, которые можно будет использовать более 25 раз. В общей сложности аппарат российского производства рассчитан на 100 полетов. Интересен тот факт, что работать космический корабль будет на экологически чистом топливе и сейчас инженеры разрабатывают систему отсека для полной переработки горючего.
Разработка может стать крайне полезной для космонавтов, совершающих полеты на земную орбиту, так как ракета будет способна перевезти от семи до 12 тонн груза в зависимости от отдаленности от поверхности планеты.
По сравнению с проектом Илона Маска при ближайшем и детальном рассмотрении становится понятно, что разработка российского ракетного центра обладает целым набором полезных качеств, повышающих не только его функциональность, но и востребованность в космической сфере.
Подлинные цели «полета на Марс»
Словом, что касается запуска ракеты Илона Маска, то многие сочли, что это - всего лишь очередная пиар-акция, направленная на то, что спасти его разваливающийся проект с «Тесла». Ведь практически все проекты Маска заканчивались в итоге ничем. Например, его завод супербатареек так и не построен, хотя в сети идет запись на батареи новых модификаций, проект PayPal оказался скомпрометирован работой со спецслужбами США, Hyperloop - поезд в трубе признан супердорогим и очень опасным, и так далее. Да, Илон Маск может быть и в самом деле гений. Но гений, прежде всего, в том, как заставить других раскошелиться и выбить деньги из государства. Словом, Бендер американского разлива.
Грандиозную махинацию с якобы «полетом на Марс» Маска разоблачает журнал «Форбс»:
«SpaceX» точно следует инвестплану, для которого полеты на Марс не в приоритете. Это лишь прекрасное шоу для энтузиастов. Настоящая цель - космический интернет, раздаваемый всему человечеству с орбиты.
Судя по всему, задача «тяжеловоза» - обеспечить скорый и надежный транспорт на орбиту спутниковой группировки Маска и развернуть космический интернет в заявленные сроки (и видимо - первыми в этой новой космической гонке). И с ракетой, которая может вывести 63 тонны на низкую орбиту - это существенная заявка на победу!», - отмечает «Форбс».
И все же - при чем тут Марс?! А что может быть лучше для рекламы? Это же массово понятный бренд и цель. До него земляне когда-нибудь долетят. Пока же, под красивые разглагольствования «о Марсе», американские толстосумы уже делят ставший доступным пирог ближнего космоса.
И планируют на этом сказочно обогатиться.
Что ж, и Бендер, в конце концов, получил от Корейко свой заветный миллион. Правда, его у него тут же отобрали на румынской границе. Ну, а Илону Маску, который на самом деле ни на какой Марс и не собирался и сам на своей «Тесле», которую он всем впаривает, ездить тоже не собирается, со своими миллиардами пересекать румынскую границу не надо…
Но сможет ли он, уже провалившись с «Теслой», на самом деле «отбить» полученные под свой космический проект миллиарды? Как заявил на канале РЕН ТВ известный публицист Анатолий Вассерман, компания Илона Маска никогда не сможет выиграть космическую гонку у «Роскосмоса». По его мнению, Маск пообещал плату за космический груз в два раза меньше, чем требует «Роскосмос», однако при современных технологиях и развитиях космонавтики, самая большая стоимость выходит не при изготовлении самих ракет, а при проверках готовности ракет для запуска в космос.
«Технологии мы разрабатываем быстрее американцев. Именно потому, что наши ракеты одноразовые и на каждом запуске испытывается что-то новое. Ценовую гонку Маск не выиграет. Мало уметь красиво рекламировать. Надо еще и делать то, что достойно рекламы», - отметил Вассерман.
Андрей Соколов
«Столетие», 13 февраля 2018